Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГО́НДЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 404-405

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Седловская

ГО́НДЫ (гонд; са­мо­на­зва­ние – кой­тор, букв. – гор­цы), груп­па дра­ви­дий­ских на­ро­дов в Центр. Ин­дии. Вклю­ча­ют: ма­риа и му­риа (140 тыс. чел.), бхат­тра (185 тыс. чел.), дор­ла (43 тыс. чел.), койя (349 тыс. чел.), дха­кар и др. Жи­вут в осн. на тер­ри­то­рии ме­ж­ду го­ра­ми Винд­хья на се­ве­ре и р. Го­да­ва­ри на юге (ис­то­рич. обл. Гон­два­на: вос­ток шта­та Ма­ха­раш­тра, юго-вос­ток шта­та Мад­хья-Пра­деш, за­пад шта­тов Чхат­тис­гарх и Орис­са, се­вер шта­та Ан­дх­ра-Пра­деш). Об­щая чис­лен­ность ок. 6 млн. чел. (2006, оцен­ка). Ок. по­ло­ви­ны Г. го­во­рят на яз. гон­ди, ос­таль­ные – на хин­ди, ма­рат­хи, ур­ду, те­лу­гу, бен­галь­ском язы­ках. В осн. ин­дуи­сты, в силь­ной сте­пе­ни со­хра­няю­щие тра­диц. ве­ро­ва­ния; есть не­зна­чит. чис­ло хри­сти­ан.

С 14 в. на тер­ри­то­рии Гон­два­ны упо­ми­на­ют­ся кня­же­ст­ва (Гар­ха, Де­о­гарх, Кхер­ла, Чан­да), за­воё­ван­ные в 18 в. ма­рат­ха­ми, ма­ха­рад­жа­ми На­гпу­ра и ни­за­ма­ми Хай­да­ра­ба­да. К сер. 19 в. б. ч. тер­ри­то­рии Г. бы­ла под­чи­не­на анг­ли­чанам. Г. вхо­дят в общ­ность ади­ва­си. Тра­диц. об­раз жиз­ни со­хра­ня­ют в гор­ных лес­ных рай­онах (осо­бен­но ма­риа, му­риа, би­сон­хорн-ма­риа в окр. Бас­тар в Мад­хья-Пра­деш). Тра­диц. за­ня­тия – под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (пер­во­на­чаль­но – без об­ра­бот­ки зем­ли), охо­та и ры­бо­лов­ст­во с лу­ком и стре­ла­ми, со­би­ра­тель­ст­во. Осн. с.-х. куль­ту­ра – осо­бый вид мел­ко­го про­са, из ко­то­ро­го го­то­вят по­хлёб­ку (педж) и ле­пёш­ки (ча­па­ти). Из цве­тов де­ре­ва махуа де­ла­ют ал­ко­голь­ный на­пи­ток. По­се­ле­ния лес­ных Г. вклю­ча­ют 5–6 до­мов, на­се­лён­ных родств. семь­я­ми, об­не­се­ны из­го­ро­дью, име­ют об­ществ. ам­ба­ры, пло­щад­ку и дом для со­б­ра­ний. У му­риа су­ще­ст­ву­ют до­ма для не­же­на­той мо­ло­дё­жи (гхо­тул), в ко­то­рых про­хо­дят об­ря­ды ини­циа­ции, обу­ча­ют­ся ре­мёс­лам, при­об­ща­ют­ся к ис­то­рии пле­ме­ни и ве­ро­ва­ни­ям. Раз­ре­ше­ны до­б­рач­ные сек­су­аль­ные от­но­ше­ния, в слу­чае бе­ре­мен­но­сти де­вуш­ка ухо­дит в дом ро­ди­те­лей с по­сле­дую­щим обя­за­тель­ным за­му­же­ст­вом. Чле­ны гхо­тул под­чи­ня­ют­ся стро­гой дис­ци­п­ли­не, управ­ля­ют­ся стар­ши­на­ми; дос­туп в гхо­тул за­муж­ним жен­щи­нам стро­го за­пре­щён. Су­ще­ст­ву­ют от­ра­бот­ки и вы­куп за не­вес­ту, умы­ка­ние, крос­ску­зен­ный, об­мен­ный брак, ред­ко – мно­го­жён­ст­во; до­пус­ка­ют­ся раз­во­ды, по­втор­ные бра­ки вдов, в т. ч. ле­ви­рат­ные. В се­мье на­сле­ду­ет млад­ший сын. Объ­е­ди­не­ния де­ревень (пар­га­на) воз­глав­ля­ют­ся пар­га­на-ман­дж­хи. Г. де­лят­ся на 12 эк­зо­гам­ных групп (са­га), объ­е­ди­няю­щих то­те­мич. ро­ды (па­ри). Су­ще­ст­ву­ет де­ле­ние на выс­ший слой, в про­шлом – пред­стави­те­лей пра­вя­щих ро­дов (радж-гонд), и про­сто­на­ро­дье (дхур-гонд); радж-гон­ды во мно­гом при­ня­ли ин­дус­ские кас­то­вые обы­чаи. Низ­кое по­ло­же­ние за­ни­ма­ют эн­до­гам­ные проф. груп­пы, сход­ные с кас­та­ми (ино­гда вы­де­ляю­щие­ся в отд. эт­нич. груп­пы): куз­не­цы (ага­риа), плот­ни­ки (со­ла­ха), пред­ска­за­те­ли (одж­ха), жре­цы и ска­зи­те­ли (пард­ханы), му­зы­кан­ты (на­гар­чи), тан­цо­ры (кой­лаб­ху­тиа). Пард­ха­ны об­слу­жи­ва­ют се­мьи оп­ре­де­лён­но­го ро­да, име­ют пра­во на часть на­след­ст­ва. Жи­ли­ща кар­кас­ные, сте­ны раз­ри­со­ва­ны гео­мет­рич. ор­на­мен­та­ми и фи­гу­ра­ми жи­вот­ных (этим за­ни­ма­ют­ся жен­щи­ны). Ха­рак­тер­ны пле­тё­ные ко­нич. шля­пы-зон­ты, за­щи­щаю­щие от до­ж­дя го­ло­ву и спи­ну, муж­ской тан­це­валь­ный го­лов­ной убор с ро­га­ми буй­во­ла у би­со­хорн-ма­риа, та­туи­ров­ка у жен­щин. Со­хра­ня­ют­ся ве­ра в бо­гов и ду­хов, ма­гия, куль­ты пред­ков, вер­хов­но­го бо­га-твор­ца Бхаг­ван, жерт­во­при­но­ше­ние сви­ньи бо­гу оча­га На­ра­ян-Део (ла­ру-кадж). Фольк­лор – ис­то­рич. ле­ген­ды, пес­ни, сказ­ки, ис­пол­няе­мые ска­зи­те­ля­ми-пард­ха­на­ми, ми­фы о куль­тур­ном ге­рое Лин­го Пен. Есть специальные жен­ские и муж­ские тан­цы.

На рав­ни­нах под­вер­га­ют­ся ас­си­ми­ля­ции хин­ду­стан­ца­ми и ма­рат­ха­ми, за­ни­ма­ют­ся па­шен­ным ри­со­вод­ст­вом. Мн. совр. Г. за­ня­ты лес­ны­ми про­мыс­ла­ми, ра­бо­та­ют по най­му в го­ро­дах (строи­тель­ст­во, сфе­ра об­слу­жи­ва­ния); раз­ви­то от­ход­ни­че­ст­во на шах­ты и план­та­ции (Джарк­ханд, Орис­са, Ас­сам, Зап. Бен­галия). Име­ет­ся ин­тел­ли­ген­ция; раз­ви­ва­ет­ся по­ли­тическое дви­же­ние, в 1991 об­ра­зо­ва­на пар­тия Гон­два­на Га­на­тан­тра Пар­ти (Рес­пуб­ли­кан­ская пар­тия Гон­два­ны), вы­сту­паю­щая за об­ра­зо­ва­ние шта­та Гон­два­на.

Лит.: Singh I. The Gondwana and the Gonds. Lucknow, 1944; Fucks S. The Gond and Bhu­mia of Eastern Mandla. 2nd ed. Bombay, 1968; Elwin V. The Muria and their ghotul. Delhi, 1991; People of India: National series. Calcutta, 1994. Vol. 3: The scheduled tribes.

Вернуться к началу