Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АШВИ́НЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 592

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Вигасин

АШВИ́НЫ (букв. – об­ла­даю­щие ко­ня­ми), бо­же­ст­вен­ные близ­не­цы в ре­ли­гии Вед. Под име­нем На­сать­ев упо­ми­на­ют­ся в тек­сте сер. 2-го тыс. до н. э. из Пе­ред­ней Азии. А. ас­со­ции­ру­ют­ся с пред­рас­свет­ны­ми и ве­чер­ни­ми су­мер­ка­ми – мо­мен­та­ми сме­ны дня и но­чи. Из­люб­лен­ный мо­тив ве­дий­ских гим­нов – изо­бра­же­ние А., ко­то­рые на рас­све­те мчат­ся по не­бу на трёх­ко­лёс­ной ко­лес­ни­це, за­пря­жён­ной ко­ня­ми (или пти­ца­ми), и раз­го­ня­ют ноч­ную тьму. Юные и пре­крас­ные А. – уча­ст­ни­ки не­бес­ной свадь­бы – де­вы Су­рьи, до­че­ри сол­неч­но­го бо­га Са­ви­та­ра, с бо­гом Лу­ны Со­мой. Близ­кие род­ст­вен­ные узы свя­зы­ва­ют А. с бо­ги­ней ут­рен­ней за­ри Ушас. В «Риг­ве­де» А. про­слав­ля­ют­ся в ка­че­ст­ве зна­ха­рей, бла­го­де­те­лей и спа­си­те­лей от бед. В свя­зи с вра­че­вани­ем А. при­пи­сы­ва­ет­ся осо­бое «все­зна­ние», ко­то­рое свя­за­но с упот­реб­ле­ни­ем пья­ня­ще­го мё­да или на­пит­ка со­мы. В эпич. тек­стах ещё встре­ча­ют­ся ми­фы об А., но в клас­сическом ин­ду­из­ме их культ не иг­ра­ет зна­чительной ро­ли.

Вернуться к началу