ПОМО́РСКАЯ КУЛЬТУ́РА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОМО́РСКАЯ КУЛЬТУ́РА (польск. kultura pomorska; восточнопоморская культура, вейхеровско-кротошинская культура; устар. названия – культура ящичных погребений, культура лицевых урн), археологич. культура 7/6–3 вв. до н. э. на территории вост. и центр. части Польского Поморья, бассейна Вислы (кроме верховий), б. ч. бассейна Варты и правобережья (в низовьях и части левобережья) Одры (Одера), зап. части бассейна Припяти. Её южные и вост. районы некоторые исследователи выделяют в культуру подклёшевых погребений или объединяют с П. к. в рамках поморско-подклёшевой культуры, но чаще и для этих памятников употребляется назв. «П. к.». При датировке памятников П. к. в осн. используется номенклатура периодов Гальштата и Латена.
Небольшие селища с остатками наземных домов столбовой конструкции или полуземлянок (до 30 м2; известны 2-камерные), отапливавшихся очагами. Могильники грунтовые, в некоторых случаях обнаружены следы надмогильных дерев. сооружений, в Поморье известны курганы. Трупосожжения; останки собирали в урны, которые (иногда до 30) помещали в каменные ящики. Их вытесняют одиночные погребения в ямах и урнах, в т. ч. накрытые сосудами, нередко крупным перевёрнутым – «клёшем». Инвентарь, особенно в поздних погребениях, беден. Керамика лепная, представлена горшками, часто специально ошершавленными с помощью нанесения жидкой глины с крупными примесями («хроповатыми»), иногда украшенными пальцевыми защипами по венчику; часто лощёными или тщательно заглаженными были миски, вазы, кружки, кубки, крышки, тарелки-диски. Характерны «лицевые урны» – использовавшиеся для погребений сосуды, как правило, расширяющиеся в нижней части, верхняя часть которых моделирована в виде человеческого лица. Иногда их дополняли металлич. деталями убора (гривнами, браслетами, надетыми на «шею», серьгой в «ухе»), керамич. крышкой. Показательна прочерченная, имеющая белое заполнение орнаментация (композиции из линий, иногда фигуры) темнолощёных сосудов, восходящая к традициям восточновеликопольского варианта лужицкой культуры. Прослеживается постепенная схематизация изображений на «лицевых урнах», а в 4 в. такие урны исчезают. Металлич. изделия П. к. – тех же типов, что и у других центр.-европ. культур. В основе хозяйства – земледелие (зерновые, бобовые, лён) и животноводство.
П. к. сложилась на рубеже фаз Гальштат С и D и на фазе Гальштат D на востоке территории Польского Поморья на основе велковейской культуры (фазы), восходящей к кашубской группе лужицкой культуры, испытывая и влияние культуры «домовидных урн» с сев. части территории Центр. Германии. Затем П. к. распространилась на территорию центр. части Польского Поморья и её носители начали экспансию на юг, где ассимилировали часть носителей лужицкой культуры, хотя их анклавы сохранялись до 4 в. Ряд исследователей считают, что расселению мобильных групп носителей П. к. способствовала гибкость хозяйств. уклада, адаптировавшегося к климатич. изменениям. В 4 в. П. к. расширила свой ареал до территорий Верхней Силезии, Малой Польши, Зап. Полесья и Зап. Волыни. П. к. на севере сменила оксывская культура, на б. ч. ареала – пшеворская культура, на востоке – зарубинецкая культура. Роль П. к. в их формировании остаётся предметом дискуссии.