ЗАРУБИНЕ́ЦКАЯ КУЛЬТУ́РА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗАРУБИНЕ́ЦКАЯ КУЛЬТУ́РА (зарубинецко-корчеватовская культура), археологич. культура кон. 3 в. до н. э. – сер. 1 в. н. э. на значит. части лесного и лесостепного Поднепровья. Памятники 2-й пол. 1–2 вв. выделяют в качестве особого явления (культурно-хронологич. горизонта). Названа по раскопанному В. В. Хвойкой в 1899 могильнику у быв. с. Зарубинцы (Киевской губ., ныне Каневский р-н Черкасской обл., Украина). Общее описание и деление З. к. на осн. локальные варианты предложено Ю. В. Кухаренко в 1964; позднезарубинецкий (или постзарубинецкий) период (горизонт) выделен во 2-й пол. 1980-х гг. М. Б. Щукиным, А. М. Обломским и Р. В. Терпиловским.
В «классической» З. к. выделяют 4 локальных варианта (карта): полесский, среднеднепровский, верхнеднепровский, сейминский. Сформировалась при участии поморской культуры, традиций лесостепной скифской археологической культуры, групп, связанных с ясторфской культурой, и др. Роль компонентов в локальных вариантах различна; их соотношение продолжает быть предметом дискуссии. Селища, в средне- и верхнеднепровском вариантах есть городища (напр., см. в ст. Заруб). Прямоугольные жилища срубной или каркасной конструкции (в Ср. Поднепровье с глиняной обмазкой) с очагами. Грунтовые могильники с трупосожжениями; очищенные кости и инвентарь помещали в овальные (реже прямоугольные) или округлые ямки, иногда в урны, сопровождались сосудами. Посуда лощёная и шероховатая, известна специально ошершавленная («храповатая»): горшки, миски, кувшины, кружки, корчаги, диски, крышки, миниатюрные сосуды; в изготовлении применялся гончарный круг в качестве поворотного столика и приспособления для обработки поверхности. Железные серпы, топоры-кельты, наконечники копий и дротиков, иглы с ушком и др. Бронзовые и железные фибулы, как имитации центральноевропейских, так и местных типов (в т. ч. «зарубинецкие» – с концом ножки в виде треугольника, крепящимся к спинке, – рис.), пластинчатые (чаще трапециевидные) подвески, цепочки, пронизи, браслеты, булавки, поясные крючки. З. к. является самой восточной из «латенизированных» культур (см. Латен). В основе хозяйства – подсечное или переложное земледелие. Сильны связи с античными городами Сев. Причерноморья, откуда поступали вино и др. продукты в амфорах, посуда (в Ср. Поднепровье и Посеймье), бусы.
Около 2-й или 3-й четв. 1 в. прекратили функционирование почти все памятники «классической» З. к., происходит ряд миграций. Возникли новые группировки (карта): типа Гриневичи-Вельке – Тростиница, Рахны, Грини, среднего слоя Тушемли, Почеп, Картамышево, Терновка, Шапкино. Эти группы сложились на основе миграций из разных локальных вариантов «классической» З. к., при участии др. культурных компонентов. Часть населения З. к. приняла участие в формировании зубрецкой культуры. Некоторые исследователи объясняют это натиском сарматов, другие – делают акцент на экологич. причинах (общее снижение влажности в Вост. Европе, приведшее к необходимости поисков новых земель и изменениям в хозяйстве). С позднезарубинецким населением в значит. степени связан феномен восточноевропейских выемчатых эмалей. На основе ряда групп позднезарубинецкого горизонта сложилась киевская культура.
Высказывались концепции о принадлежности З. к. славянам, германцам, балтам, особому народу, близкому кельтам или германцам, – бастарнам. В совр. исследованиях признаётся существенная или решающая роль З. к. в формировании раннеславянских культур.