ШВЕ́ДЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШВЕ́ДЫ (самоназвание – svenskar), 1) население Швеции. 2) Скандинавский народ, осн. население Швеции. Численность 7,3 млн. чел. (2015, оценка). Составляют крупнейшее этнич. меньшинство в Финляндии (в осн. на юж. и зап. побережье; 289,5 тыс. чел., в т. ч. в обл. Уусимаа 132,2 тыс. чел., Похьянмаа – 89,9 тыс. чел., на Аландских о-вах 25,6 тыс. чел. – 2016, перепись). Живут также в США (4,2 млн. чел. – 2015, оценка), Канаде (341,8 тыс. чел. – 2011, перепись), Аргентине (ок. 170 тыс. чел.) и др. До сер. 20 в. значит. швед. община существовала в Эстонии (по переписи 1934 – 7,6 тыс. чел. с родным швед. яз.); в 1781 указом Екатерины II шведы о. Хийумаа были переселены в низовья Днепра, где ими основано поселение Старошведское (Gammalsvensby, ныне с. Змиевка Херсонской обл., Украина); по переписи 1926, их потомки насчитывали св. 800 чел., в 1928 б. ч. их переселилась в Швецию (в осн. на о. Готланд), часть затем вернулась на Украину (ныне их ок. 200 чел., до 20 чел. сохраняют швед. яз.). Говорят на шведском языке. Верующие в осн. лютеране, есть баптисты, методисты, пятидесятники, католики и др.
Предки Ш. – племена свеев (см. Свеаланд) и гётов (см. Гёталанд). Традиц. культура типична для народов Сев. Европы. Занимались пашенным земледелием (рожь, овёс, пшеница, ячмень, картофель, сахарная свёкла, лён, конопля), скотоводством и охотой; на севере сохраняется система летних пастбищ (сетер). Развиты рыболовство и лесные промыслы, узорное ткачество, плетение кружева, вязание, вышивка, резьба и роспись по дереву.
Традиц. поселения – хутор (горд) или малодворная деревня кучевой, рядовой или кольцевой планировки. Усадьба (горд) на юге (Сконе, Блекинге, Гёталанд и др.) замкнутой четырёхугольной планировки с воротами, в Центр. Швеции (Вестергётланд, Свеаланд и др.) – покоеобразной, на севере – разбросанной. Жилой дом (хюс) обычно ставится в юж. части двора; горд включает также хлев (сталль, фэхюс), амбар (стольпбуд, бюр) на низких столбах и двухэтажную клеть (лофт), баню (бадстюга), гумно (луге), сараи (лада); местами сохранился летний дом без окон с земляным или каменным полом с открытым очагом в центре (эльдхус – «дом с очагом»). Постройки срубные, с 20 в. – обшитые досками, покрашены обычно в тёмно-красный цвет с белыми наличниками. На юге распространены постройки фахверк. В Юж. и Ср. Швеции к жилой комнате (стюга) с двух сторон примыкают прихожая и холодные клети (каммаре). Печь с очагом перед устьем ставится в комнате у внутр. стены, устьем к входу; дополнит. очаг может быть устроен в прихожей, часть которой отгораживается и превращается в кухню. Напротив печи в стюге стоит стол, вдоль стен – скамьи (до кон. 19 в. неподвижные); распространены кровати-шкафы. В Сев. Швеции жилая комната (вардагсстюга) соединяется с горницей (хелдагсстюга), сенями (фёрстюга); печь ставится у входа устьем к передней стене, напротив – стол и место хозяина; стены украшены тканями.
Одежда различается у жителей разл. областей. Мужской костюм обычно включает рубаху (шурта), длинные или до колен штаны (бюксур), жилет (вест), куртку (яка, трёя), реже – кафтан (фолльтрёя), на голове – фетровую или соломенную шляпу (хатт); женский – белую хлопчатобумажную или льняную рубаху (сэрк) – простую или состоящую из более нарядного обрезного верха (эвердельссэрк) и более грубого низа (нердельссэрк); поверх неё носили блузу (эвердель), сарафан или широкую шерстяную юбку (чуль) с передником (фёрклэде) и суконный корсаж (снёрлив), тканый шерстяной пояс с прикреплённым к нему вышитым карманом, на плечах – шерстяную или шёлковую шаль, скреплённую на груди серебряной брошью, на голове – чепец (биндмёсса) или платок (хювюддюк). Мужская и женская обувь – башмаки и белые чулки с кистями.
Повседневная кухня (хюсманкост) – гороховый суп (эртсоппа), свинина с картофелем и брюквой (рутмус ме флеск), рыбные (фискбуллар) и мясные (чётбуллар) фрикадельки, картофельные оладьи (роракур), приготовленная в сухом маринаде лососина (гравлакс), желированная мольва (лутфиск), квашеная салака (сюрстрёмминг) и др.; для десерта характерны булочки с корицей (канельбулле), которым посвящён особый праздник (4 октября). Традиц. праздничное блюдо (на Рождество, Пасху и др.) – картофельная запеканка с анчоусами и луком (Янссонс фрестельсе – «искушение Янсона»); в августе (сезон ловли раков) устраивают праздник Раков (крефтшива, осн. атрибуты – бумажные шапки и украшения, гл. угощение – варёные раки и водка), на День св. Мартина (11 нояб.) жарят «гуся Мартина» (мортен гос) и готовят «чёрный суп» (свартсоппа) из гусиной крови с фруктами и пряностями.
Осн. праздники – День св. Люсии (Люсиадаген, 13 дек.), Рождество (Юль), Новый год (Нюорсдаген), Богоявление (Треттондедаг Юль), Пасха (Поск; характерны пасхальные обходные обряды с участием ряженых детей – поскчерингар), Вальпургиева ночь (30 апр.), Пятидесятница (Пингстдаген), Нац. день (6 июня – в память об избрании Густава I Вазы в 1523 и подписании Акта о правлении в 1809), праздник Середины лета (Мидсоммар) и др. Фольклор включает сказки (сагур), топонимич. предания (сэгнер), баллады (балладер), застольные песни (снапсвисур), загадки (готур) и др. Сохраняется нар. демонология. Среди персонажей фольклора выделяются великаны (йэттар), тролли, карлики (двэрьйар), домовые – добрые духи и помощники хозяев (томтегуббар, гордстомте; от слова tomt – приусадебный участок; на юге их называют общим именем Ниссе), лесная дева (скугсроэт) и лесовик (бюсен) или старичок с фонариком (люктгуббе), водяной (нэккен) и русалка (шёроэт, хавсфрю), эльфы (альвы; возможно, от др.-швед. alv – белый), злые духи убитых младенцев (мюлинги), чудовищные змеи-драконы (линдурмы), злой дух, олицетворение ночных кошмаров (Мара) и др.