ГО́ТЫ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГО́ТЫ (лат. Gothi, греч. Γότθοι), древний народ, относящийся к вост. германцам. Носители готского языка. По готскому преданию (дошло в сочинении Иордана), Г. переселились из Скандинавии на юж. побережье Балтийского м. «на двух кораблях» во главе с королём Беригом (на «третьем» плыли гепиды), победили ульмеругов и вандалов, дав новым землям имя Готисканза («Готский берег»). Связи Г. со Скандинавией, отражающие их происхождение и последующие контакты, находят подтверждение в данных лингвистики и, отчасти, археологии, но речь, скорее, должна идти о нескольких группах активных, но немногочисленных переселенцев, инициировавших при участии местного населения формирование новой общности. С Г. отождествляют гутонов, известных рим. авторам 1–2 вв., и часть вельбарской культуры любовидзской фазы.
Во 2-й пол. 2 в. начинается движение Г. на юг, в «чудесную страну Ойум», под предводительством короля Филемера. В сер. 3 в. Г., возглавляемые Остроготой, Канивой и др., активно участвовали в скифских войнах против Рима, но потерпели ряд поражений. Остатки Г., включив группы др. населения, обосновались на землях к северо-востоку от нижнего Дуная, что отражено в процессах формирования черняховской культуры. Уже в связи с войной Рима против Персии в 242 известно о привлечении Г. на рим. службу. В дальнейшем отношения части Г. к Риму в качестве федератов зафиксировано несколькими договорами. Не позднее конца 3 в. можно говорить о наличии у Г. двух важнейших группировок. Тервинги («лесные»), или визии, в среде которых важную роль играл королевский род Балтов, жили от Нижнего Подунавья до Ср. Поднестровья. Гревтунги («степные»), или остроготы («блистательные Г.»), возглавляемые представителями рода Амалов, располагались к северо-востоку от визиев. Особые группы Г. (среди др. варваров) обосновались в Крыму.
Не позднее 4 в. среди Г. начало распространяться христианство (готский еп. Феофил участвовал в Никейском соборе в 325). В этом процессе важную роль сыграла деятельность готского еп. Ульфилы (Вульфилы). Гонения на новую веру в среде Г. привели к переселению их части на территорию Рим. империи, на северо-восток Балкан, где образовалась общность «малых Г.». С деятельностью Ульфилы на новом месте связано и создание готского письма, правда, не получившего широкого распространения. У значит. части Г. христианство закрепилось в форме арианства и в таком виде оказало влияние на крещение ряда др. герм. народов, а также было одним из факторов противопоставления Г. и некоторых др. германцев православному большинству населения Рим. империи.
Ок. 375 появившиеся к западу от Дона гунны нанесли поражение Эрманариху и подчинили б. ч. остроготов. Многие визии, напуганные этими событиями, во главе с Фритигерном и Алавивом в 376 нашли убежище в рим. пров. Мёзия. Здесь они восстали и в 378, при поддержке остроготско-аланско-гуннской группировки Алатея и Сафрака, нанесли римлянам поражение у Адрианополя. В 380 группа Алатея и Сафрака получила в качестве федератов земли в Паннонии, а визии в 382 – на Балканах. Часть визиев, предводимая Атанарихом, пыталась организовать сопротивление гуннам, но вскоре б. ч. их присоединилась к сородичам. Все эти визии составили новую группировку, во главе с Аларихом I она то воевала с римлянами, то служила им федератами, после 400 двинулась в Италию, затем в Галлию. В ходе войн и переселений огромные потери компенсировались присоединением других, часто не готских, отрядов. Это объединение, ядром которого были визии, верные ветви Балтов Алариха I, и стало основой собственно вестготов, основавших в 418 Вестготское королевство. После его падения остатки вестготов приняли участие в этногенезе испанцев, а некоторые роды вошли в состав аристократии Франкского государства.
Ряд групп Г., к кон. 4 в. оставшихся за Дунаем, составили заметную часть ополчения Радагайса, которое пыталось прорваться в Италию, но в 406 было разгромлено. Многие Г. входили в державу гуннов и играли в ней видную роль. Из них сформировались остготы, основавшие в конце 5 в. Остготское королевство, после падения которого они некоторое время сохраняли самобытность (ещё в 11 в. упоминается «готское право»), но затем приняли участие в формировании итальянцев. Небольшие группы Г., оставшиеся на территории Вост. Европы, к 7 в. были ассимилированы славянами (см. в ст. Мартыновский клад).
Малые Г. с 4 в. постоянно жили на Балканах, не участвуя в войнах с Рим. империей. Известия о них можно найти до 9 в., постепенно они растворились среди населения, ставшего частью болгар. Многие Г. принимались на службу в рим. армию, где, случалось, составляли элитные подразделения и достигали высоких постов.
В Крыму среди группировок Г. известны тетракситы, в сер. 5 в. под давлением гуннов они переселились к востоку от Керченского прол. (см. в ст. Дюрсо), имели спорадические связи с Византией, но после 6 в. сведений о них нет. Другие группы Г. жили в Юж. Крыму; известно, что они являлись федератами Византии, занимали область Дори (см. также Харакс, Суук-Су), у них был православный епископ. Позднее они стали частью населения кн-ва Феодоро (см. Мангуп), а после его разгрома – частью крымских татар и греков (см. в ст. Мариупольские греки). О существовании почти забытого языка Г. в Крыму (т. н. крымско-готский яз.) известно по записи 16 в.