ГУ́ННЫ
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУ́ННЫ (греч. Οὔννοι, лат. Hunni), древний народ, пришедший в Европу из Азии. Впервые упомянут в источниках в связи с разгромом ими остроготского объединения Эрманариха ок. 375. Перед этим Г., продвинувшись с востока, покорили аланов, живших на Сев. Кавказе и Дону. Отождествление Г. с уннами, упоминаемыми античными авторами в связи с европ. событиями первых веков н. э., расценивается как созвучие и не отразилось в источниках, современных Г. Гипотеза о связи Г. с хунну разделяется мн. учёными, но не имеет бесспорных доказательств. Несомненны лишь принадлежность Г. к монголоидной расе, их кочевой образ жизни и связь с областями Центр. Азии. Язык Г. не известен, по ряду оценок, он относился к древнему пласту тюркских языков. Есть гипотезы о принадлежности Г. уграм, народу, близкому предкам кетов, и др.
После покорения аланов и вост. групп готов Г. подчинили ряд др. народов юга Вост. Европы и к кон. 4 в. стали здесь ведущей воен. и политич. силой, сыграв важнейшую роль на начальном этапе Великого переселения народов. Крупнейшее из объединений Г. в 370-х гг. возглавлял Баламбер. Отд. группы Г. входили, наряду c готами и аланами, в объединение Алатея и Сафрака (Сафракса). Г. одного из этих или др. объединений были разбиты имп. Феодосием I в 379, привлекались им для борьбы с узурпаторами в 388 и 394. В 394/395–398 Г. вторгались на Балканы, в Закавказье и достигали Сирии. В нач. 5 в. в Нижнем Подунавье сильнейшим было объединение Г. (им подчинялись скиры и ряд др. народов Подунавья) во главе с Ульдином (Ульдисом). Отряды Г. использовались Стилихоном для борьбы против военного объединения, возглавлявшегося Радагайсом, а также против вестготов. Ок. 405–408 у Г. в качестве заложника жил Аэций. В 408–409 Г. вторгались в Вост. Римскую империю, но их нападения были отбиты. На службе у имп. Гонория состоял отряд гвардейцев из Г. (перебиты в 409). Известно также о правителе Г. Донате, ок. 412 умерщвлённом при участии римлян, и «первом среди вождей» Харатоне. Ок. 415–420 или в 421 Г. совершили поход в Иран.
В 420-х гг. началась консолидация Г. Их единовластным правителем после гибели Уптара в походе против бургундов (430) и др. событий стал Руга (Руа). В 434 Ругу сменили его племянники Аттила и Бледа (с 445, убив брата, Аттила стал править один). В 427 или 433 по договору с Зап. Рим. империей Г. получили под контроль земли в Паннонии. В 435–438 отряды Г. воевали под командованием зап.-рим. полководца Литория против багаудов и вестготов, но в 439 были разбиты. В 436 Г. Аттилы разгромили бургундов (что нашло отражение в сказании о Нибелунгах). Были подавлены попытки ряда народов, покорённых Г., проявить самостоятельность, в частности попытка акациров, живших к северо-востоку от Чёрного м., наладить отношения с Константинополем. В 435 Г. заключили новый договор с Вост. Рим. империей, по которому империя обязалась увеличить им выплаты и выдавать «беглецов» (тех, кто бежал из-под власти Г.). В 443, после разрушит. походов Г. в 441–442 на Балканы, условия договора были ужесточены. В 446 по договору с Аэцием Г. получили земли на р. Сава, в 447 возобновили наступление на Вост. Рим. империю, закончившееся миром 448, по которому Г. получили под контроль всё Нижнее Подунавье (условия мира не подтвердил имп. Маркиан, взошедший на престол в 450). Ок. 450 Г. вмешивались в усобицы франков.
К сер. 5 в. сложилась держава Г., простиравшаяся от Подунавья до Поволжья и Сев. Кавказа и включавшая, кроме Г., аланов, гепидов, группировки, составившие в дальнейшем остготов, и мн. др. народы. В разной степени зависимости от неё находился и ряд народов лесной зоны Европы (см., напр., Якушовицы). Ставка Аттилы (с дерев. дворцом и усадьбами приближённых) располагалась в Потисье. Проблема обществ. организации Г. вызывает споры между историками. Ряд исследователей считают, что они жили в условиях военизированных кровнородственных отношений, позволявших племенной верхушке паразитировать за счёт грабежа покорённых народов. В то же время некоторые учёные полагают, что, испытав влияние Китая и Ирана, Г. имели достаточно развитые обществ.-политич. институты. Соответственно по-разному оценивается и роль Г. в развитии народов Европы.
Хотя Г. оставались кочевниками, их «базы» и «базы» подчинённых им объединений, где проживали ремесленники и др. обслуживавшие их группы населения, выявлены на Дону (Замятино – Чертовицкое, Танаис); такими «базами» были, вероятно, и некоторые полузаброшенные античные города на Дунае, Пантикапей в Крыму и др. Материальная культура собственно Г. известна плохо. С ней связывают имеющие азиат. прототипы литые котлы с грибовидными ручками, диадемы, некоторые др. украшения, золотые обкладки луков, дерев. скульптур и чаш, трёхлопастные ромбические черешковые стрелы. Б. ч. археологич. находок, связываемых с кочевниками гуннского времени, имеет европ. истоки.
В 450-х гг. осн. удар Г. был направлен против Зап. Рим. империи. Вторжение в Галлию в 451 закончилось битвой на Каталаунских полях, в которой Г. потерпели поражение. В 452 они двинулись в Италию, разграбили Аквилею, Милан и др. города, но повернули назад. После смерти Аттилы (453) начался распад гуннской державы, восстали гепиды и др. подчинявшиеся Г. народы. В битве на Недао Г. и оставшиеся верными им группировки были разгромлены. При этом героически погиб преемник Аттилы – его старший сын Эллак. Остатки Г. ушли в степи Нижнего Подунавья и Сев. Причерноморья. В 456 их нападение отбили остготы. В 465–466 было отражено нападение Г. Хормидака на Балканы, а попытка сыновей Аттилы Динтцика и Эрнака в 466 наладить отношения с империей оказалась безрезультатной. Походы Г. 467–469 закончились неудачами и смертью Динтцика. В 460-х гг. в Вост. Европу вторглись новые группы кочевников из Азии, которые истребили или поглотили Г. (см. Протоболгары).
В визант. историографии термин «Г.» использовался для обозначения, помимо собственно Г., ряда др. кочевых народов Европы, в т. ч. венгров. Образ безжалостных диких Г., разрушителей культурных ценностей, был распространён в ср.-век. христианской лит-ре, воспринят писателями Нового времени, получил отражение в изобразит. иск-ве и кинематографии.