ФРА́НКСКОЕ ГОСУДА́РСТВО
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФРА́НКСКОЕ ГОСУДА́РСТВО (лат. Regnum Francorum), крупнейшее из варварских государств раннего Средневековья. В период расцвета включало значит. часть Зап. Европы, оказывало сильное влияние на политич. и культурное развитие соседних территорий. Большинство совр. европ. государств Западной, отчасти Центр. Европы, выросло из Ф. г.; мн. достижения ср.-век. культуры базируются на его основах. Ядро Ф. г. составлял франкский племенной союз (см. Франки), оформившийся в 5 в. на севере Галлии и прилегающих землях к востоку от Рейна. Первым полулегендарным правителем Ф. г. считается Меровей (448–457), давший имя первой династии франкских конунгов – Меровингов. Первый достоверно известный правитель – Хильдерик I (457–481), вероятно, сын Меровея.
Ф. г. образовалось в условиях кризиса и разложения Зап. Рим. империи, проникновения на её территорию и закрепления на ней варварских народов (см. Варвары), находившихся на разных этапах обществ. развития и не сумевших в большинстве своём создать или защитить собств. государственность от более сильных соседей. Успехи франков были во многом предопределены их многочисленностью и возможностью постоянного пополнения войска за счёт переселенцев из-за Рейна, что позволяло им надёжно контролировать покорённое романское население. Подчинив своей власти целый ряд герм. и слав. племён, франки, как правило, сохраняли их законы, иногда институты власти, нередко и правящую элиту. Важным шагом по укреплению собств. государственности стало принятие в 496 (по др. данным, в 499) при Хлодвиге I христианства в его ортодоксальной форме, исповедуемой подавляющим большинством римлян и романизированных жителей завоёванных ими территорий. Этот шаг примирил мн. римлян с франками, которые, в отличие от др. германцев (в осн. приверженцев арианства), стали восприниматься как единоверцы, и создал основу для совместного существования в рамках единого гос-ва. Принятие христианства облегчило заключение межэтнич. браков, которые влекли за собой дальнейшее сближение людей разного происхождения. Укреплению Ф. г. способствовало также наличие устойчивых династий – Меровингов, затем Каролингов; большинству др. варварских народов не удалось создать прочные династии.
В процессе складывания Ф. г. франки использовали достижения покорённых римлян, в т. ч. в политич. сфере, образовав собств. жизнеспособное гос-во на принципиально иной, в сравнении с античными формами, основе. Франки в целом сохранили налоговую систему римлян, однако налоги в их державе платили только римляне (до 9 в.), которые не служили в армии, что было прерогативой франков и некоторых подчинённых им варваров. Ф. г. представляло собой причудливое сочетание институтов военной демократии (военных, судебных и др.), свойственных народам, вышедшим из состояния первобытности, и институтов классового общества, характерных для народов, на протяжении мн. столетий живших в условиях достаточно развитой государственности. Лишь к 8 в. наметилось сближение довольно примитивных победителей и более культурных побеждённых.
К факторам, ослабляющим Ф. г. на протяжении всей его истории, следует отнести практику дробления гос-ва с выделением каждому сыну после смерти отца, а иногда и до его смерти собств. удела. Со смертью Хлодвига I в 511 его четверо сыновей разделили гос-во чересполосно, с тем чтобы каждому конунгу достались не компактные территории, а возможно более одинаковые ресурсы и доходы, напр. от оливковых рощ и таможенных сборов в портах Средиземноморья. В 558, когда в живых остался всего один из сыновей Хлодвига I, Хлотарь I (558–561), страна временно объединилась, но в 561 вновь распалась на неск. частей. Дробление гос-ва оборачивалось кровавыми распрями, чаще всего между правителями Австразии и Нейстрии, иногда длившимися десятилетиями.
После смерти последнего Меровинга, обладавшего реальной властью, – Дагоберта I в 639 франки после очередной междоусобицы сумели создать социальный механизм, который позволил в перспективе положить конец дроблению гос-ва и усобицам. Возникло или было регенерировано представление о том, что каждая из больших частей Ф. г. (Австразия, Нейстрия и Бургундия) обладает особыми и постоянными интересами, функции защиты которых возлагались на майордомов – формально дворецких, ответственных за главный дворец страны, но на деле наследств. блюстителей порядка и благополучия на всей её территории. Позднее именно майордомы сосредоточили в своих руках реальную власть и стали действительными правителями Ф. г. Карл Мартелл из рода Пипинидов возглавил сопротивление франков арабам и в битве при Пуатье (732) остановил их продвижение в глубь Европы. Для этого ему потребовалось создать тяжёлую кавалерию, что привело к перевороту в социальных отношениях: отныне основу армии составляли не крестьяне, а проф. воины, получившие от гос-ва в надел (см. Бенефиций) небольшое имение. Это явление мн. историки трактуют как шаг в сторону складывания феод. строя.
Сын Карла Мартелла Пипин Короткий, заручившись поддержкой франкской знати и папы Римского и отправив в монастырь Хильдерика II – последнего короля из рода Меровингов, уже не обладавшего реальной властью, в 751 провозгласил себя полноправным правителем франков и подчинённых им народов. Новая династия Каролингов, получившая своё название по имени его сына – Карла I Великого, самого выдающегося из её представителей, принявшего с благословения папы Римского титул императора (800), расширила границы Ф. г. до небывалых размеров. Франки отбросили арабов за Пиренеи, завоевали королевство лангобардов в Италии, покончили с автономией аллеманов и баваров, подчинили саксов, разгромили совм. с некоторыми юж.-слав. племенами могущественный Аварский каганат. Однако вскоре после смерти Карла I Великого его держава начала распадаться. Социально-экономич. факторы (межрегиональное разделение труда и возникающая на его основе торговля) были слишком слабы, чтобы перевесить этнич. неоднородность населения, стоявшего на разных уровнях развития и сохранявшего воспоминания о независимости.
Некоторое время единство Ф. г. поддерживалось внешней угрозой, исходившей от аваров и арабов. Позднее, когда франки столкнулись с норманнами (нач. 9 в.), венграми (10 в.), а арабы перенесли войну на море (9 в.), этот фактор перестал играть решающую роль (новые волны нашествий угрожали лишь отд. частям империи).
Ф. г. достигло апогея своего могущества при Карле I Великом, когда, в частности, произошёл сильный рывок в культуре, известный как «Каролингское возрождение». Уже при наследнике Карла I, его сыне Людовике Благочестивом, размах этого движения заметно уменьшился; возобновились усобицы, сначала между Людовиком Благочестивым и его старшими сыновьями, затем между его сыновьями и племянниками. Смерть Людовика Благочестивого (840) ознаменовала конец единого Ф. г. Согласно Верденскому договору 843, держава франков была разделена на три части: Западно-Франкское королевство, куда вошли Нейстрия, Бургундия и Аквитания (последняя признала это лишь в 864), Восточно-Франкское королевство, вобравшее в себя большинство зарейнских нем. земель, и «срединное» королевство, доставшееся вместе с имп. короной старшему сыну Людовика Благочестивого – Лотарю I. Оно включало каролингские земли в Италии и широкую полосу территорий вдоль Роны, Соны и Рейна, от Прованса до Фризии. Раздел империи вызвал новые междоусобные войны, в которых с одной стороны выступали Лотарь I и Пипин Аквитанский, с другой – короли зап. и вост. франков Карл II Лысый и Людовик Немецкий. После смерти Лотаря I (855) его гос-во было разделено между тремя сыновьями; второму из них, также Лотарю, достались земли в осн. к западу от Рейна, за которыми вскоре закрепилось назв. Лотарингия. Борьба за наследие старшего Лотаря I, которое продолжало дробиться, привела к дальнейшему ослаблению Ф. г. и династии Каролингов.
Последний франкский правитель, который признавался владыкой всех франков и императором, – правнук Карла I Великого Карл III Толстый (ум. 888) вскоре утратил доверие зап.-франкской знати за неспособность организовать сопротивление норманнам. В Восточно-Франкском королевстве в кон. 887 власть захватил его племянник Арнульф. На Западе новым королём стал Эд (Одон) Парижский (888–898), сын парижского графа Роберта Сильного (ум. 866); оба вошли в историю как защитники будущей столицы Франции от норманнов. Они основали династию Робертинов, с кон. 10 в. более известную как династия Капетингов, правившую Францией до 1848 с перерывом на эпоху Французской революции 18 в. Каролинги сумели на несколько десятилетий вернуть себе власть во Франции (до 987), до нач. 10 в. сохраняли её в Германии и в Италии, но с единым Ф. г. было покончено.