Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИТАЛЬЯ́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 223

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Красновская

ИТАЛЬЯ́НЦЫ (са­мо­на­зва­ния – italiano, italiani), на­род, осн. на­се­ле­ние Ита­лии. Чис­лен­ность 54,9 млн. чел., в т. ч. 2,2 млн. ве­не­ци­ан­цев, 10,2 млн. лом­бард­цев, 3,1 млн. пье­монт­цев, 1,9 млн. ли­гу­рий­цев, 2,0 млн. эми­лий­цев (Сев. Ита­лия), 7,4 млн. ка­лаб­рий­цев, 4,9 млн. сици­лий­цев (Юж. Ита­лия) и 1,6 млн. сар­дин­цев. Жи­вут так­же в стра­нах Ев­ро­пы (Фран­ция – 1,5 млн. чел., Гер­ма­ния – 0,8 млн. чел., Ве­ли­ко­бри­та­ния – 0,2 млн. чел., Бель­гия – 0,2 млн. чел. и др.), Сев. Аме­ри­ки (США – ок. 17 млн. чел. итал. про­ис­хо­ж­де­ния, 2004, дан­ные Бю­ро пе­ре­пи­си; Ка­на­да – 1,4 млн. чел. итал. про­ис­хо­ж­де­ния, 2006, пе­ре­пись) и Юж. Аме­ри­ки (Ар­ген­ти­на – 1,9 млн. чел., Бра­зи­лия – 0,5 млн. чел., Ве­не­су­эла – 0,4 млн. чел., и др.), в Ав­ст­ра­лии (800,3 тыс. чел. – 2001, пе­ре­пись). Об­щая чис­лен­ность св. 68,5 млн. чел. (2007, оцен­ка). Го­во­рят на италь­ян­ском язы­ке. Ве­рую­щие в осн. ка­то­ли­ки, есть про­тес­тан­ты (в Пье­мон­те и др.).

Эт­нич. ос­но­ву И. со­став­ля­ло древ­ней­шее ин­до­ев­ро­пей­ское на­се­ле­ние Апен­нин­ско­го п-ова – ита­ли­ки. В 8–3 вв. до н. э. груп­па ита­лий­ских пле­мён, оби­тав­ших в обл. Ла­ций (ла­ти­ны), во гла­ве с об­щи­ной Ри­ма под­чи­ни­ла др. на­се­ляв­шие по­лу­ост­ров ита­лий­ские (ум­бры, ос­ки, са­би­ны, мар­сы, сам­ни­ты, воль­ски, эк­вы) и не­ита­лий­ские (эт­ру­ски, ли­гу­ры, ве­не­ты, кель­ты – на се­ве­ре, гре­ки, кар­фа­ге­ня­не, си­ку­лы и си­ка­ны – на юге, сар­ды – на Сар­ди­нии) на­ро­ды. К 1–2 вв. н. э. всё на­се­ле­ние Ита­лии го­во­ри­ло на ла­ты­ни, язы­ки ас­си­ми­ли­ро­ван­ных на­ро­дов по­слу­жи­ли ос­но­вой диа­лект­ных осо­бен­но­стей ла­ты­ни и позд­нее – итал. язы­ка. Ла­ти­ни­зи­ро­ван­ные жи­те­ли Ита­лии по­сто­ян­но сме­ши­ва­лись с ра­ба­ми разл. про­ис­хо­ж­де­ния, со 2 в. на по­лу­ост­ро­ве се­ли­лись гер­ман­цы, в 5–11 вв. отд. об­лас­ти Ита­лии за­воё­вы­ва­ли ост­го­ты, ви­зан­тий­цы, лан­го­бар­ды, фран­ки, ара­бы, нор­ман­ны. Ас­си­ми­ля­ция этих эт­нич. ком­по­нен­тов И. за­вер­ши­лась к 13 в. В сред­ние ве­ка сфор­ми­ро­ва­лись осн. ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фич. груп­пы Сев. (ве­не­ци­ан­цы, лом­бард­цы, пье­монт­цы, ли­гу­рий­цы, эми­лий­цы), Центр. (тос­кан­цы, ум­брий­цы, жи­те­ли Ла­ция) и Юж. (не­а­по­ли­тан­цы, апу­лий­цы, ка­лаб­рий­цы, си­ци­лий­цы) Ита­лии; в осо­бую груп­пу вы­де­ля­ют­ся сар­дин­цы. В 1870-е гг. на­ча­лась эмиг­ра­ция И., осо­бен­но из Юж. и Сев.-Вост. Ита­лии: сна­ча­ла в стра­ны Ев­ро­пы, в кон. 19 – нач. 20 вв. – Юж. Аме­ри­ки, в 1-й пол. 20 в. – в США (Нью-Йорк, Бос­тон, Чи­ка­го, Фи­ла­дель­фия и др.), Ка­на­ду (в осн. в пров. Он­та­рио и Кве­бек; наи­боль­шие об­щи­ны в То­рон­то и Мон­реа­ле), c 1920-х гг. и осо­бен­но в 1950–60-е гг. – в Ав­ст­ра­лию (наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ны в шта­те Вик­то­рия) и др. С нач. 20 в. в стра­нах им­ми­гра­ции су­ще­ст­ву­ют итал. зем­ля­че­ские ор­га­ни­за­ции, сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции и др.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юж. Ев­ро­пы. Осн. за­ня­тия – па­шен­ное, мес­та­ми – руч­ное зем­ле­де­лие (пше­ни­ца, ку­ку­ру­за, рис), са­до­вод­ст­во (цит­ру­со­вые, оли­вы и др.), ви­но­гра­дар­ст­во, в го­рах – раз­ве­де­ние мел­ко­го ро­га­то­го ско­та. До нач. 20 в. осн. с.-х. ору­ди­ем был плуг сре­ди­зем­но­мор­ско­го ти­па (с изо­гну­тым дыш­лом). Раз­ви­ты про­из-во ке­ра­мич. со­су­дов и иг­ру­шек с рас­пис­ным и рель­еф­ным ор­на­мен­том (в Тос­ка­не, Ум­брии, Мар­ке, Аб­руц­цо, Апу­лии, Ка­лаб­рии, на Си­ци­лии и Сар­ди­нии), май­о­ли­ки (с 16 в. – в Фа­эн­це), стек­ла и хру­ста­ля (ве­не­ци­ан­ское стек­ло; так­же Ра­вен­на, Ми­лан и др.), об­ра­бот­ка ме­тал­ла (в осн. в Сев.-Вост. Ита­лии и Ла­цио), ко­рал­лов (Кам­па­ния), ко­жи (Тос­ка­на), резь­ба по де­ре­ву (Сев. Ита­лия – цер­ков­ная скульп­ту­ра, иг­руш­ки, пас­ту­ше­ские по­со­хи, ме­бель и др.), по кос­ти (Си­ци­лия, Сар­ди­ния, Аб­руц­цо), пле­те­ние (Тос­ка­на – шка­тул­ки, поя­са, шля­пы; Сар­ди­ния – кор­зи­ны, шка­тул­ки, ци­нов­ки с гео­мет­рич. ор­на­мен­том и др.), тка­че­ст­во из шер­сти и шёл­ка (осо­бен­но на юге и ост­ро­вах), пле­те­ние кру­жев [с 15 в. – пле­те­ние иг­лой «стеж­ком в воз­ду­хе» (punto in aere) в ве­не­ци­ан­ском при­го­ро­де Бу­ра­но, с 16 в. – иг­лой и на кок­люш­ках в Ве­не­ции, Ми­ла­не, Ге­нуе, Фло­рен­ции, Бо­ло­нье, Аб­руц­цо, Ка­лаб­рии и др.], вы­шив­ка.

Улица г. Аоста.

Для Центр. и Юж. Ита­лии ха­рак­тер­ны боль­шие (св. 10 тыс. жит.) сель­ские по­се­ле­ния ку­че­вой пла­ни­ров­ки, час­то на хол­ме, ок­ру­жён­ные ка­мен­ной сте­ной (т. н. кре­сть­ян­ские го­ро­да); об­ра­ба­ты­ва­е­мые по­ля на­хо­дят­ся да­ле­ко от по­сёл­ка. На рав­ни­нах, осо­бен­но в Эми­лии-Ро­ма­нье, Ве­не­ции (Ве­не­то), Пье­мон­те, рас­про­стра­не­ны по­се­ле­ния ли­ней­ной пла­ни­ров­ки. В круп­ных на­се­лён­ных пунк­тах (чен­три) центр за­ни­ма­ет пло­щадь с цер­ко­вью, зда­ни­ем му­ни­ци­па­ли­те­та, шко­лой, рын­ком. В Пье­мон­те, Ве­не­ции (Ве­не­то), Эми­лии-Ро­ма­нье, Тос­ка­не, Ум­брии, Мар­ке, Аб­руц­цо пре­об­ла­да­ют не­боль­шие (5–10 дво­ров) по­се­ле­ния и од­но­двор­ные ху­то­ра; на се­ве­ре, осо­бен­но в Трен­ти­но-Аль­то-Адид­же, – раз­бро­сан­ная пла­ни­ров­ка. Для Пье­мон­та, Лом­бар­дии, Тос­ка­ны, Ла­цио, Кам­па­нии ха­рак­тер­ны круп­ные по­ме­стья (мас­се­рия), по­строй­ки ко­то­рых об­ра­зу­ют замк­ну­тый двор с мас­сив­ны­ми во­ро­та­ми (кор­те). Осн. тип тра­диц. жи­ли­ща – сре­ди­зем­но­мор­ский (ита­лий­ский, ла­тин­ский) дом; в при­аль­пий­ских рай­онах (на се­ве­ре) рас­про­стра­нён аль­пий­ский дом. На се­ве­ро-вос­то­ке из­вест­ны до­ма ве­не­ци­ан­ско­го ти­па – вы­тя­ну­тые по­строй­ки с кух­ней и хле­вом в ниж­нем, жи­лы­ми по­ме­ще­ния­ми и се­но­ва­лом – в верх­нем эта­же; все по­ме­ще­ния вы­хо­дят в глу­бо­кий про­доль­ный пор­тик и лод­жии над ним. В Ум­брии и Апу­лии встре­ча­ют­ся круг­лые од­но­ка­мер­ные по­строй­ки (трул­ли) с лож­нос­вод­ча­той кры­шей и час­то – с бе­лё­ны­ми сте­на­ми; из них це­ли­ком со­сто­ит г. Аль­бе­ро­бел­ло в Апу­лии; неск. жи­лых и хо­зяйств. трул­ли час­то объ­еди­ня­ют­ся в один ком­плекс. В Юж. Ита­лии встре­ча­лись пе­щер­ные жи­ли­ща, рас­по­ла­гаю­щие­ся яру­са­ми, ино­гда об­ра­зую­щие «пе­щер­ные го­ро­да» (Ма­те­ра в Ба­зи­ли­ка­те, Спер­ли­нья на Си­ци­лии). Осн. вре­мя кре­сть­ян­ская се­мья про­во­ди­ла на кух­не (ку­чи­на), ота­п­ли­вае­мой ка­ми­ном (фо­ко­ла­ре), ино­гда с при­стро­ен­ной пли­той (фор­нел­ло). Из­вест­ны пе­ре­нос­ные оча­ги. Для ин­терь­е­ра кух­ни ха­рак­тер­на кваш­ня (ма­диа) в ви­де ла­ря с бо­га­той резь­бой. Ти­пич­ны «сва­деб­ные сун­ду­ки» (см. Кас­со­не) для хра­не­ния при­да­но­го.

Итальянец из Трентино-Альто-Адидже.

Тра­диц. кос­тюм доль­ше со­хра­нял­ся на юге и в гор­ных рай­онах Си­ци­лии, Сар­ди­нии, Апу­лии, Ла­цио, Пье­мон­та, Лом­бар­дии. Жен­ская оде­ж­да – ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха с ши­ро­ки­ми при­сбо­рен­ны­ми ру­ка­ва­ми, ши­ро­кая юб­ка, пе­ред­ник, кор­саж, ко­рот­кая (джу­бет­то) или длин­ная (джа­кет­та) курт­ка, го­лов­ной пла­ток (фад­зо­лет­то), чеп­цы и др. го­лов­ные убо­ры; муж­ская – ру­баш­ка, ко­рот­кие шта­ны (пан­та­ло­ни), стя­ну­тые ни­же ко­лен шну­ром или за­стёж­кой, без­ру­кав­ка (пан­чот­то), курт­ка (джак­ка), шля­па, на юге – бе­рет (бе­рет­то).

Венецианский карнавал. Фото Л. М. Суворовой

Со­хра­ня­ют­ся тра­ди­ции пи­та­ния: лёг­кий зав­трак (хлеб и сыр в де­рев­не, ко­фе с бу­лоч­кой в го­ро­де); на обед в ка­че­ст­ве пер­во­го блю­да (ми­не­ст­ра) в го­ро­дах по­да­ют ма­ка­рон­ные из­де­лия (пас­та), в де­рев­нях – фа­со­ле­вый суп с раз­мо­чен­ным в нём хле­бом (дзуп­па), на де­серт – фрук­ты и сыр, су­хое ви­но. Наи­бо­лее зна­ме­ни­тые ви­на – кьян­ти (Тос­ка­на), кас­тел­ли ро­ма­ни (Ла­цио), лак­ри­ма Кри­сти (Кам­па­ния), мар­са­ла (Си­ци­лия); сы­ры – моц­ца­рел­ла (из мо­ло­ка буй­во­лиц), пе­ко­ри­но (со­лё­ный су­хой ове­чий сыр), ри­кот­та и др. Хлеб час­то за­ме­ня­ют гус­той ку­ку­руз­ной ка­шей (по­лен­та). На юге не­ред­ко един­ст­вен­ным блю­дом бы­ва­ет от­кры­тый пи­рог с сы­ром, то­ма­та­ми и др. ви­да­ми на­чин­ки (пиц­ца). На се­ве­ре, осо­бен­но в Ве­не­то, по­пу­ляр­ны мол­лю­ски (фрут­ти ди ма­ре), на юге – ры­ба. На празд­ни­ки пе­кут фи­гур­ные хлеб­цы (па­ни ка­за­реч­чи), на Ро­ж­де­ст­во го­то­вят слад­кий кекс (па­нет­то­не, панд­жал­ло), сла­сти с изю­мом и оре­ха­ми в ме­ду (тор­ро­не), на Пас­ху – вет­чи­ны и кол­ба­сы и др. На Ро­ж­де­ст­во ста­вят на­ря­жен­ное де­ре­во (на се­ве­ре – ель), под Но­вый год вы­ки­ды­ва­ют на ули­цу ста­рую по­су­ду и ме­бель, на Мас­ле­ни­цу (Кар­на­вал) уст­раи­ва­ют те­ат­ра­ли­зо­ван­ные пред­став­ле­ния. Др. празд­ни­ки – дни св. Ио­си­фа (19 мар­та), свя­тых Пет­ра и Пав­ла (29 ию­ня), Всех свя­тых (1 но­яб­ря), Не­по­роч­но­го за­ча­тия (8 де­каб­ря), ме­ст­ные пре­столь­ные празд­ни­ки и др. Мес­та­ми со­хра­ня­ют­ся кор­по­ра­ции по ор­га­ни­за­ции празд­ни­ков. Уст­раи­ва­ют­ся гор. спор­тив­ные со­стя­за­ния (па­лио); наи­бо­лее зна­ме­ни­ты па­лио (скач­ки) Сие­ны, со­про­вож­даю­щие­ся шест­вия­ми в ср.-век. ко­стю­мах. Для муж­чин ха­рак­те­рен обы­чай про­во­дить до­суг в ка­фе, трат­то­ри­ях, ос­те­ри­ях и т. п. Из тра­диц. игр из­вест­на иг­ра в ша­ры (боч­че). Сре­ди ар­ха­ич­ных сва­деб­ных обы­ча­ев – об­ря­ды оде­ва­ния не­вес­ты, де­мон­ст­ра­ции при­да­но­го. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва ли­ней­но­го ти­па. Как и в ря­де др. ро­ман­ских язы­ков, пар­ные тер­ми­ны, обоз­на­чаю­щие род­ст­вен­ни­ков и свойст­вен­ни­ков, по­строе­ны на об­щей ос­но­ве с грам­ма­тич. обоз­на­че­ни­ем по­ла (zio/zia, nonna/nonno, ger­ma­no/germana, figlio/figlia, suacero/suace­ra, cognato/cog­nata и пр.). Тер­ми­ном «fa­miglia» обоз­на­ча­ет­ся как ма­лая, так и рас­ши­рен­ная се­мья (вплоть до ку­зе­нов 3-й сте­пе­ни), брак в пре­де­лах ко­то­рой за­пре­щён Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью. При на­ре­че­нии име­ни рас­про­стра­не­на тра­ди­ция да­вать стар­шим де­тям име­на де­да и баб­ки по от­цов­ской, млад­шим – по ма­те­рин­ской ли­нии. Боль­шое зна­че­ние при­да­ёт­ся ку­мов­ст­ву (ком­па­рад­жо). В де­рев­нях и мел­ких го­ро­дах ку­мов­ст­во пе­ре­пле­та­ет­ся с кли­ен­тель­ны­ми от­но­ше­ния­ми.

Участники палио в Сиене.

Мн. пе­сен­ные и тан­це­валь­ные жан­ры И., в прош­лом рас­про­стра­нён­ные в гор. и сель­ском бы­ту, ста­ли ча­стью проф. муз. куль­ту­ры. С фольк­лор­ны­ми ис­то­ка­ми свя­за­ны бар­ка­ро­ла, се­ре­на­да, сици­лиа­на­, тан­цы – галь­яр­да, куран­та­, пас­са­мец­цо, саль­та­рел­ла, таран­тел­ла­, фор­ла­на и мн. др. В гор. сре­де в 19 – нач. 20 вв. бы­ло ши­ро­ко рас­про­стра­не­но пе­ние кан­цо­нетт, арий, дуэ­тов (не­ред­ко из итал. опер), ли­рич. «неа­по­ли­тан­ских» пе­сен (для них ха­рак­тер­ны пе­ву­чая ме­ло­дия, чёт­кий ритм, куп­лет­ная фор­ма). По­пу­ляр­ные муз. ин­стру­мен­ты – ги­та­ра, ман­до­ли­на.

Лит.: Pitrè G. Usi e costumi, credenze e pre­giudizi del popolo siciliano. Palermo, 1889. Vol. 1–4; Крас­нов­ская Н. А. Италь­ян­цы // На­ро­ды за­ру­беж­ной Ев­ро­пы. М., 1965. Т. 2; Toschi P. Guida allo studio delle tradizioni po­polari. Torino, 1971; Eisenstadt S., Ro­ni­ger L. Pa­trons, clients and friends: interpersonal rela­tions and the structure of trust in society. Camb., 1984; Sciama L. D. A Venetian island: environment, history and change in Burano. N. Y., 2003.

Вернуться к началу