Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАССО́НЕ

Кассоне со сценами борьбы Давида и Голиафа. 2-я пол. 16 в. Рейксмюсеум (Амстердам).

КАССО́НЕ (сassone), тип де­ре­вян­но­го ук­ра­шен­но­го сун­ду­ка-ла­ря, рас­про­стра­нён­ный в Ита­лии в 14–16 вв. Цен­тра­ми про­из-ва К. бы­ли Фло­рен­ция, Сие­на, обл. Ве­не­то (Ве­не­ция). К. слу­жи­ли пред­ме­та­ми до­маш­ней об­ста­нов­ки; их, как пра­ви­ло, за­ка­зы­ва­ли па­ра­ми по слу­чаю свадь­бы. К. ук­ра­ша­лись гип­со­вы­ми рель­е­фа­ми, резь­бой по де­ре­ву и жи­во­пи­сью. Уже в 14 в. в оформ­ле­нии К. на­ря­ду с ор­на­мен­таль­ным де­ко­ром по­яв­ля­ют­ся жи­во­пис­ные ком­по­зи­ции на сю­же­ты, со­че­таю­щие лю­бов­ную те­ма­ти­ку с мо­раль­ным на­зи­да­ни­ем («Сад люб­ви», ил­лю­ст­ра­ции но­велл Дж. Бок­кач­чо, ал­ле­го­рии доб­ро­де­те­лей и сво­бод­ных ис­кусств). На­чи­ная с 1440-х гг. К. при­об­ре­ли эле­мен­ты ре­нес­санс­ной ар­хи­тек­ту­ры (кар­ни­зы с мо­дуль­о­на­ми, пи­ля­ст­ры, ор­на­мент), ко­то­ры­ми об­рам­ля­лись жи­во­пис­ные сце­ны как на биб­лей­ские те­мы («Су­сан­на и стар­цы», «Ес­фирь», «Ис­то­рия Ио­си­фа», «Пу­те­ше­ст­вие ца­ри­цы Сав­ской»), так и на сю­же­ты из гре­ко-рим. ми­фо­ло­гии и др.-рим. ис­то­рии («Ве­ли­ко­ду­шие Сци­пио­на», «Суд Па­ри­са», «Лук­ре­ция» и др.). Наи­бо­лее из­вест­ны­ми ав­то­ра­ми, рас­пи­сы­вав­ши­ми К., бы­ли Апол­ло­нио ди Джо­ван­ни, Яко­по дель Сел­лайо, Ли­бе­ра­ле да Ве­ро­на (см. илл. к ст. Де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное ис­кус­ст­во). К кон. 15 в., вслед­ст­вие на­чав­шей­ся стан­ко­ви­за­ции жи­во­пи­си, рас­пис­ные К. ус­ту­пи­ли ме­сто К., ук­ра­шен­ным резь­бой или ин­тар­си­ей.

Лит.: Bode W. Italienische Hausmöbel der Renaissance. Lpz., 1914; Schubring P. Cassoni, Tru­hen und Truhenbilder der italienischen Frühre­naissance. 2. Aufl. Lpz., 1915. Bd 1–2; Schott­mül­ler F. Furniture and interior decora­tion of the Italian Renaissance. N. Y., 1921; Schade G. Möbel der italienischen Renaissan­ce. B., 1964; Фа­ен­сон Л. Италь­ян­ские сва­деб­ные сун­ду­ки // Де­ко­ра­тив­ное ис­кус­ст­во СССР. 1967. № 1; Thornton P. The Italian Renais­sance interior, 1400–1600. L., 1991.

Вернуться к началу