Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РУНИ́ЧЕСКОЕ ПИСЬМО́

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 38

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Мельникова, О. А. Смирницкая

РУНИ́ЧЕСКОЕ ПИСЬМО́, ал­фа­вит, при­ме­няв­ший­ся у гер­ман­цев с 1–2 вв. до позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья. Во­прос о его не­по­средств. ис­точ­ни­ках ос­та­ёт­ся спор­ным. Не­со­мнен­на, од­на­ко, связь Р. п. с юж.-ев­роп. пись­мен­но­стью Сре­ди­зем­но­мо­рья (греч., лат. или ита­лий­ской). По­сте­пен­но вы­хо­ди­ло из упот­реб­ле­ния с рас­про­стра­не­ни­ем ла­тин­ско­го пись­ма. Гра­фи­ка рун (без ок­руг­ло­стей и го­ри­зон­таль­ных ли­ний) ука­зы­ва­ет на де­ре­во как из­на­чаль­ный ма­те­ри­ал для пись­ма (де­рев. плаш­ки со зна­ка­ми упо­мя­ну­ты уже в «Гер­ма­нии» Та­ци­та), но все из­вест­ные стар­шие ру­нич. над­пи­си вы­пол­не­ны на ме­тал­лич. и ко­стя­ных пред­ме­тах (ору­жие, ук­ра­ше­ния) и па­мят­ных кам­нях. Древ­ней­шие ру­нич. над­пи­си – на фи­бу­ле из Мель­дор­фа (Шлез­виг, пред­по­ло­жи­тель­но 1-я пол. 1 в.), на ко­стя­ном греб­не (о. Фюн, 2-я пол. 2 в.) и на на­ко­неч­ни­ке ко­пья из Эв­ре-Ста­бю (Нор­ве­гия, ок. 200).

Рунический алфавит.

Со­став ал­фа­ви­та и на­чер­та­ния рун с те­че­ни­ем вре­ме­ни ме­ня­лись. Раз­ли­ча­ют стар­шие, или об­ще­гер­ман­ские, ру­ны (до 9 в., 24 зна­ка) и раз­вив­шие­ся из них млад­шие, или скан­ди­нав­ские, ру­ны. Из­вест­но ок. 350 стар­ше­ру­ни­че­ских над­пи­сей [пре­им. в Шлез­ви­ге, Ют­лан­дии и на Скан­ди­нав­ском п-ове, но так­же в др. рай­онах Ев­ро­пы: рог из Гал­ле­ху­са в Ют­лан­дии (см. илл. к ст. Гер­ман­цы), фи­бу­ла из Шар­не (Фран­ция), ос­тав­лен­ные, вероятно, го­та­ми коль­цо из Пе­тро­асы и ко­пьё из Ко­ве­ля (Поль­ша) и др.] и св. 4 тыс. млад­ше­ру­ни­че­ских над­писей. С 6 в. (есть так­же на­ход­ка в Анг­лии, датируемая 2-й пол. 5 в.) модифицированные виды Р. п. распространяются в Англии и Фри­зии (на тер­ри­то­рии совр. Ни­дер­лан­дов и Сев. Гер­ма­нии). В Анг­лии осо­бый ва­ри­ант Р. п. (анг­ло­сак­сон­ские ру­ны – до 33 рун) вы­шел из упот­реб­ле­ния к 10 в.; сре­ди па­мят­ни­ков – Рут­вель­ский крест с фраг­мен­та­ми тек­ста ал­ли­те­ра­ци­он­ной поэ­мы «Ви­де­ние о Кре­сте», ла­рец Фрэнк­са (см. илл. к ст. Ве­ли­ко­бри­та­ния). В Скан­ди­на­вии на про­тя­же­нии 7–8 вв. со­вер­ша­ет­ся по­сте­пен­ный пе­ре­ход к млад­ше­му Р. п., чис­ло рун со­кра­ща­ет­ся до 16 зна­ков. Млад­ше­ру­ни­чес­кий ряд су­щест­ву­ет в двух осн. гра­фич. ва­ри­ан­тах: ко­рот­ко­вет­ви­стом (пре­им. в бы­то­вых ру­нич. над­пи­сях на де­рев. стерж­нях, ко­стях жи­вот­ных и т. д.) и пол­но­вет­ви­стом [в осн. на ме­мо­ри­аль­ных ка­мен­ных сте­лах, по­лу­чив­ших ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в 10–11 вв. преж­де все­го в Шве­ции (ок. 3,5 тыс. па­мят­ни­ков)]. Сре­ди позд­ней­ших (11–12 вв.) мо­ди­фи­ка­ций Р. п. в Скан­ди­на­вии – «пунк­ти­ро­ван­ные» (с точ­ка­ми) зна­ки для раз­ли­че­ния звон­ких и глу­хих со­глас­ных, а так­же имев­шие уз­ко­ло­каль­ное рас­про­стра­не­ние «бес­ство­лые» («хель­синг­ские») и «даль­ские» ру­ны; до­пол­нит. зна­ки, от­ра­жаю­щие фо­не­тич. си­сте­му сканд. язы­ков. Ве­ро­ят­но, уже с 9 в., но осо­бен­но ин­тен­сив­но в 12–15 вв. Р. п. ис­поль­зо­ва­лось в пов­се­днев­ной жиз­ни ср.-век. го­ро­дов Нор­ве­гии и Шве­ции (Трон­хейм, Бер­ген, Сиг­ту­на, Лё­дё­се и др.) на­ря­ду с ла­ти­ни­цей.

Стар­шие и млад­шие ру­ны раз­ли­ча­ют­ся как по функ­ци­ям, так и по язы­ку. Их язык, от­ли­чаю­щий­ся боль­шим еди­но­об­ра­зи­ем и ар­ха­ич­но­стью, не мо­жет быть ото­жде­ст­в­лён ни с од­ним кон­крет­ным др.-герм. язы­ком. Вы­ска­зы­ва­лось мне­ние, что он яв­ля­ет­ся осо­бым ти­пом об­ще­гер­ман­ско­го кой­не (Э. А. Ма­ка­ев). Стар­шие ру­ны, ви­ди­мо, при­ме­ня­лись в осн. в ма­гич. це­лях (ср. гот­ское rūna ‘тайна’, древ­не­верх­не­не­мец­кое rūnōn ‘шептать’). Осо­бую роль в над­пи­сях иг­ра­ют соб­ст­вен­ные име­на и са­краль­ная лек­си­ка, не все­гда под­даю­щая­ся ис­тол­ко­ва­нию. Встре­ча­ют­ся над­пи­си, со­стоя­щие из отд. рун или вос­про­из­во­дя­щие це­ли­ком ру­ни­че­ский ряд. Млад­ше­ру­ни­че­ские над­пи­си яв­ля­ют­ся па­мят­ни­ка­ми др.-сканд. язы­ков. Это гл. обр. ме­мо­ри­аль­ные над­пи­си на кам­нях (часть вклю­че­ны в ор­на­мент зве­ри­но­го сти­ля Ур­нес), со­стоя­щие из не­сколь­ких фраз, в ря­де слу­ча­ев вер­си­фи­ци­ро­ван­ных.

С 9 в. млад­ше­ру­нич. пись­мо про­ник­ло вме­сте со скан­ди­на­ва­ми на Русь. То­по­гра­фия и хро­но­ло­гия ру­нич. над­пи­сей здесь от­ра­жа­ют рас­про­стра­не­ние и дея­тель­ность ва­ря­гов. Древ­ней­шие над­пи­си – де­рев. стер­жень со стро­фой ал­ли­те­ра­ци­он­но­го сти­ха (Ста­рая Ла­до­га, нач. 9 в.) и 4 аму­ле­та с ма­гич. над­пи­ся­ми (два из Ста­рой Ла­до­ги, два с Го­ро­ди­ща под Нов­го­ро­дом, 10 в.) – ти­пич­ны для Вост. Скан­ди­на­вии. К 9–10 вв. от­но­сят­ся ру­нич. граф­фи­ти на дир­хе­мах из кла­дов Вост. Ев­ро­пы и о. Гот­ланд. В 11–12 вв. гео­гра­фия рас­про­стра­не­ния ру­нич. над­пи­сей рас­ши­ря­ет­ся (Нов­го­род, Суз­даль, Зве­ни­го­род Галицкий, го­ро­ди­ще Мас­ко­ви­чи на тер­ри­то­рии совр. Бе­ло­рус­сии и др.), од­на­ко мн. над­пи­си об­на­ру­жи­ва­ют сле­ды де­гра­да­ции и не под­да­ют­ся про­чте­нию.

Тер­мин «Р. п.» при­ме­ня­ет­ся по от­но­ше­нию и к др. «ру­но­по­доб­ным» пись­мен­но­стям (см. Древне­тюрк­ское ру­ни­че­ское пись­мо).

Лит.: Смир­ниц­кий А. И. Во­прос о про­ис­хо­ж­де­нии рун и о зна­че­нии пра­скан­ди­нав­ских над­пи­сей как па­мят­ни­ков язы­ка // Уче­ные за­пис­ки Ин­сти­ту­та язы­ка и ли­те­ра­ту­ры. 1931. Т. 4; Krause W., Jankuhn H. Die Rune­ninschriften im älteren Futhark. Gött., 1966. Tl 1–2; Moltke E. Runes and their origin: Den­mark and elsewhere. Cph., 1985; Elliott R. Runes: An introduction. 2nd ed. Manchester, 1989; Мель­ни­ко­ва E. A. Скан­ди­нав­ские ру­ни­че­ские над­пи­си: Тек­сты, пе­ре­вод, ком­мен­та­рий. М., 2001; Düwel K. Runenkunde. 4. Aufl. Stuttg., 2008; Ма­ка­ев Э. A. Язык древ­ней­ших ру­ни­че­ских над­пи­сей: Лин­гвис­ти­че­ский и ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­ский ана­лиз. 3-е изд. М., 2009; Barnes M. P. Runes: A Handbook. Woodbridge, 2012.

Вернуться к началу