Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОКТА́ВА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 50

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ОКТА́ВА в му­зы­ке, 1) ин­тер­вал, ох­ва­ты­ваю­щий 8 сту­пе­ней диа­то­нич. зву­ко­ря­да или 6 це­лых то­нов. Зву­ки на рас­стоя­нии в це­лое чис­ло ок­тав вви­ду аку­стич. срод­ст­ва име­ют оди­на­ко­вые на­име­но­ва­ния. Ме­ло­дия для боль­шей пол­но­ты и вы­ра­зи­тель­но­сти зву­ча­ния час­то уд­ваи­ва­ет­ся в О. Ок­тав­ные пас­са­жи ха­рак­тер­ны для вир­ту­оз­ной фп. му­зы­ки. В хо­ро­вой прак­ти­ке низ­ким ба­сам (бас-про­фун­до), име­нуе­мым так­же ок­та­ви­ста­ми, по­ру­ча­ет­ся ис­пол­не­ние уд­во­ен­ных в ниж­нюю О. зву­ков ба­со­вой пар­тии. 2) Тра­диц. обо­зна­че­ние час­ти муз. зву­ко­ря­да (в объ­ё­ме боль­шой сеп­ти­мы), в ко­то­рую вхо­дят все осн. сту­пе­ни: «до» (c), «ре» (d), «ми» (e), «фа» (f), «соль» (g), «ля» (a), «си» (h), все­го 11 по­лу­то­нов хро­ма­ти­че­ской гам­мы. Напр., диа­па­зон кон­церт­но­го фор­те­пиа­но вклю­ча­ет 7 пол­ных и 2 не­пол­ные О.; они рас­по­ла­га­ют­ся сни­зу вверх в сле­дую­щем по­ряд­ке: суб­кон­трок­та­ва (зву­ки А2, В2, Н2), контр­ок­та­ва (C1–H1), боль­шая О. (C–H), ма­лая О. (c–h), пер­вая О. (c1–h1), вто­рая О. (c2–h2), тре­тья О. (c3–h3), чет­вёр­тая О. (c4–h4), пя­тая О. (один звук – c5). 3) Са­мый низ­кий по вы­со­те из обер­то­нов, вхо­дя­щих в спектр зву­ка; по час­то­те ко­ле­ба­ний от­но­сит­ся к ос­нов­но­му то­ну на­ту­раль­но­го зву­ко­ря­да как 2 1.

Вернуться к началу