АФИ́НЫ ДРЕ́ВНИЕ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АФИ́НЫ ДРЕ́ВНИЕ (греч. ’Αϑῆναι), др.-греч. город-государство (полис) в Аттике, в вост. части Средней Греции. В центре Афинской равнины возвышается скалистый холм – афинский Акрополь, с запада имеющий пологий склон. Свидетельства древнейшего обитания на Акрополе датируются концом неолита. В сер. 3–2-го тыс. до н. э. эта территория входила в ареал распространения эгейской культуры (крито-микенской; ахейской), расцвет которой относят к 15–13 вв. На укреплённом Акрополе находился дворец царя. Основателем царской династии считали легендарного Кекропа. Во время переселения дорийцев (12 в. до н. э.), когда ими были заняты земли в Средней и Южной Греции, только А. Д. смогли сохранить независимость; сюда бежали из побеждённых дорийцами ахейских государств Пелопоннеса. Под влиянием угрозы вторжения дорийцев произошло объединение Аттики вокруг А. Д., которое связано в легендах с именем царя Тесея (ок. 13 в.). После падения царской власти господство перешло в руки эвпатридов (родовой знати), которые захватили мн. земли своих соплеменников, оказавшихся от них в зависимости. Афинянами управляла коллегия правителей, состоявшая из 9 архонтов, избиравшихся из эвпатридов. Древний совет старейшин был преобразован в Совет ареопага. Рождение полиса в А. Д. происходило путём постепенной трансформации родовых учреждений. Первый записанный свод афинских законов, осуществлённый архонтом Драконтом в 621 до н. э., способствовал уничтожению родового строя. Формирование демократич. полиса в А. Д. в большой мере произошло благодаря реформам Солона и, позднее, Клисфена, обусловленным острым кризисом. «Большинство народа было в порабощении у немногих. Народ восстал против знатных. Смута была сильная» – так характеризовал обстановку того периода Аристотель. Солон в 594–593 до н. э. осуществил широкую программу социально-экономич. и политич. преобразований. Были кассированы все долги, сделанные под заклад земли (сисахфия, т. е. «стряхивание бремени»), и запрещено долговое рабство. Но демос не добился передела земли. Всё население Солон разделил на четыре разряда в зависимости от величины дохода, определявшей объём политич. прав и обязанностей члена каждого разряда, т. е. ввёл имущественный ценз. Реформы Солона привели к активизации экклесии (нар. собрания). Для лучшей организации его работы Солон учредил Совет из 400 чел., что ограничило функции Совета ареопага. Новым гос. институтом стала гелиэя (суд присяжных) – самый демократич. орган, т. к. в него могли входить граждане всех разрядов, включая бедняков – членов 4-го разряда (фетов). Ок. 560 в А. Д. установилась тирания Писистрата, проводившего реформы в интересах торгово-ремесленных слоёв демоса и крестьянства. При нём велось большое обществ. строительство (в т. ч. храмов, рынка, водопровода и др.). Успешной была внешняя политика Писистрата, в результате которой А. Д. стали играть заметную роль в междунар. отношениях: распространили своё влияние на ряд островов Эгейского м., укрепились на обоих берегах Геллеспонта (Дарданелл), что способствовало развитию торговли. Вместе с тем правление Писистрата, а затем его сыновей (Писистратидов) характеризовалось ростом авторитаризма, что вызывало недовольство в обществе.
Свергнув тиранию Писистратидов в 510 до н. э., Клисфен ввёл новое адм. деление Аттики, распределив всех граждан по десяти территориальным филам, не имевшим никакого отношения к прежним родовым округам. Реформа фил легла в основу создания Совета 500 (вместо Совета 400), компетенции которого были расширены. Одновременно учреждением остракизма была поставлена преграда непомерному возвышению отд. политиков, а тем самым и возможности возрождения тирании. Реформы Клисфена завершили формирование демократич. государства. К кон. 6 в. до н. э. А. Д. превратились в крупный торгово-ремесленный центр.
В нач. 5 в. до н. э. А. Д. возглавили сопротивление греч. полисов против персов (греко-персидские войны 500–449 до н. э.), одержав победу в знаменитой битве при Марафоне в 490. Однако в 480 персы захватили А. Д., сожгли и разграбили город. Между тем по инициативе Фемистокла был построен сильный флот, а благодаря самому Фемистоклу греки разбили перс. флот при Саламине в 480. В 479 сухопутное войско персов было разгромлено при Платеях. А. Д., в отличие от Спарты, выступили за продолжение войны вплоть до освобождения малоазийских греков. Полисы, решившие продолжать войну, в 478 учредили морской союз – Делосский союз (позднее Афинский морской союз), который возглавили А. Д. – наиболее мощный среди союзников полис, обладавший самым значит. флотом. На 2-м этапе греко-персидских войн руководство борьбой с персами осуществляли А. Д., которые вели наступательные действия и вышли из войны сильнейшим морским государством Греции. В руках афинян оказались огромные средства союзной казны, а взносы союзников превратились в ежегодную подать. Цель, ради которой создавался Делосский союз, была достигнута – началось создание Афинской морской державы (Афинской архе), попытки выхода из которой подавлялась силой оружия (восстания на Фасосе, Самосе, Лесбосе).
Наивысший подъём А. Д. приходится на т. н. пентеконтаэтию – 50-летний период от битвы при Платеях в 479 до начала Пелопоннесской войны 431–404 до н. э. Важным этапом в развитии демократии в А. Д. стала деятельность Фемистокла, т. к. реализация его морской программы поднимала значение низших, беднейших слоёв афинской гражд. общины. В 462 по инициативе демократа Эфиальта ареопаг был лишён политич. функций, которые были переданы экклесии и гелиэе. Вскоре вождём демократов стал Перикл, с именем которого связан расцвет А. Д. Перикл стремился к тому, чтобы демократия была реальной, обеспечивая всем гражданам участие в политич. жизни полиса. Для этого была введена оплата должностей судей, а позднее – членов Совета 500, участие в заседаниях экклесии и др. В А. Д. велось грандиозное строительство, которое также давало средства для жизни многим беднякам. При Перикле началось выведение малоземельных и безземельных граждан на земли ряда союзных полисов, где создавались военно-земледельч. колонии (клерухии).
Политич. система, которая существовала в А. Д., определяется как «прямая демократия» (в отличие от «представительной демократии» Новейшего времени). Суть её состояла в суверенитете нар. собрания – совокупности граждан, которым принадлежала вся полнота верховной законодательной, исполнительной и судебной власти. Эффективность деятельности нар. собрания обеспечивалась как тем, что экклесия заседала регулярно (до 40 раз в год), так и принципом исегории – правом каждого гражданина на выступление в экклесии, настоящей свободой слова. Важнейшей функцией Совета 500 (буле) была подготовка вопросов для обсуждения нар. собранием. Совет решал все вопросы в промежутках между созывами экклесии и следил за исполнением принятых решений, поэтому он заседал ежедневно. Буле делилось на 10 частей, дежуривших поочерёдно. Большую роль в политич. жизни А. Д. играл суд, состоявший из 6 тыс. граждан. Для системы управления характерно большое число магистратур, чем достигалось максимальное привлечение граждан к управлению полисом.
Афинская демократия – выдающееся явление в истории человечества. Впервые не только появляются сами понятия «демократия» («народоправство»), «гражданин», но эта система последовательно проводится в жизнь. Вместе с тем этот самый передовой для того времени строй был демократией для меньшинства, т. к. распространялся только на граждан полиса. Политич. правами не пользовались женщины, их не имели ни переселенцы из др. городов (метеки), ни рабы.
Пелопоннесская война (431–404 до н. э.) охватила практически всю Грецию, разделив страну на два враждебных лагеря: во главе одного стояла Спарта, другого – А. Д. Война, которую А. Д. проиграли, потребовала от соперников напряжения всех сил и привела к огромным потерям, ожесточение приобрело невиданный ранее характер.
Гегемония Спарты, установленная в результате её победы в Пелопоннесской войне, продолжалась недолго. Уже в 403 в А. Д. произошла реставрация прежнего демократич. строя, а в нач. 4 в. им удалось восстановить свой флот и укрепления вокруг города, срытые по условиям капитуляции 404. Вскоре против Спарты была создана коалиция полисов, которые вместе с А. Д. начали воен. действия против спартанцев (Коринфская война 395–387 до н. э.). В 378, воспользовавшись ослаблением Спарты, А. Д. организовали новый морской союз. Он создавался на основе равноправия и сохранения свободы и автономии каждого полиса. В то же время признавался приоритет А. Д. и оговаривались возможные нарушения автономии афинской стороной. Используя средства союзников, А. Д. значительно увеличили свой флот. Со временем союз постепенно видоизменился, попав под гегемонию А. Д. В результате войны (357–355) А. Д. вынуждены были признать независимость многих союзных государств.
В этот период всё большее влияние на греч. политику стал оказывать макед. царь Филипп II. В А. Д. чётко обозначились две группировки – антимакедонская, возглавляемая оратором Демосфеном, и промакедонская. Благодаря энергичным действиям Демосфена и его сторонников сформировалась антимакедонская коалиция полисов во главе с А. Д. Решительное сражение произошло в 338 при Херонее (в Беотии), в котором победил Филипп. Афиняне ожидали нападения на город, однако Филипп не пошёл на А. Д., заключив с ними союз. В годы вост. похода Александра Македонского А. Д. не примкнули к выступлению спартанского царя Агиса III, поднявшего часть городов на борьбу с Македонией. Но при известии о смерти Александра Греция восстала, и руководящую роль в войне взяли на себя А. Д.: началась Ламийская война (323–322), в которой греки потерпели поражение. А. Д. утратили независимость и подпали под контроль Македонии. На 10 лет (317–307) здесь утвердился олигархич. режим во главе с Деметрием Фалерским.
В эпоху эллинизма А. Д. играли незначительную роль в междунар. отношениях. Тяготясь зависимостью от Македонии, они в союзе с др. полисами предприняли неудачную войну (Хремонидова война 267–261 до н. э., названная по имени афинского полководца Хремонида) с макед. царём Антигоном II Гонатом. Борьба А. Д. с Македонией продолжалась с переменным успехом до кон. 3 в. до н. э. Были кратковременные периоды, когда А. Д. удавалось добиваться относительной независимости. Складывавшаяся вовне ситуация не побуждала их активно участвовать в событиях, развёртывавшихся за пределами Аттики, но в кон. 3 в. до н. э. обстановка изменилась – в дела Греции начала вмешиваться Рим. республика, и А. Д. встали на её сторону. 2 – нач. 1 вв. до н. э. характеризуются ухудшением экономич. состояния Аттики. В кон. 2 в. её потрясли два восстания рабов. В 168 до н. э. макед. царь Персей был разбит римлянами в битве при Пидне, в 148 Македония объявлена рим. провинцией. После поражения греков на Истме в 146 греч. города были поставлены под контроль наместника Македонии, и лишь Афины и Спарта считались союзными с Римом городами.
В 86 до н. э., во время войны Рима с понтийским царём Митридатом VI, А. Д. восстали против римского владычества. После прибытия на Балканы рим. полководца Суллы город был осаждён и штурмом взят рим. войсками. Многие произведения искусства были уничтожены в ходе боёв, другие увезены в Италию как добыча. В руки победителей попала огромная масса драгоценного металла. В 27 до н. э., после образования новой провинции Ахайя, А. Д. сохранили свой статус союзного города, они пользовались самоуправлением и не платили налог. Их гос. устройство, несмотря на внешне демократич. характер, не препятствовало фактическому господству олигархов.
Слава А. Д. и филэллинская политика рим. императоров способствовали сохранению значения А. Д. как одного из крупнейших культурных центров и в период их политич. и социально-экономич. упадка. Они по-прежнему считались средоточием наук и искусств. Культурное значение А. Д. усилилось после того, как имп. Адриан организовал здесь кафедру риторики, содержавшуюся на гос. счёт, а Марк Аврелий выделил по отд. кафедре каждой из классич. филос. систем. А. Д. привлекали многих состоятельных иноземцев, сюда стремились и греки, и римляне для завершения филос. образования. А. Д. представляли собой своего рода музей древних памятников, куда прибывали туристы со всей империи. Это обстоятельство имело положительное влияние на хозяйств. жизнь города, давая средства к существованию некоторой части люмпенов и способствуя относительно благоприятному положению пригородного сельского хозяйства.
С 3 в. н. э., когда Балканская Греция подвергалась вторжениям варваров, А. Д. пришли в упадок. В 7 в., после утраты Визант. империей почти всех внешних владений, А. Д. сохранили значение как важный опорный пункт визант. влияния на Балканах.