Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АФИ́НЫ ДРЕ́ВНИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 520-521

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. П. Маринович

АФИ́НЫ ДРЕ́ВНИЕ (греч. ’Αϑναι), др.-греч. го­род-го­су­дар­ст­во (по­лис) в Ат­ти­ке, в вост. час­ти Сред­ней Гре­ции. В цен­тре Афин­ской рав­ни­ны воз­вы­ша­ет­ся ска­ли­стый холм – афин­ский Ак­ро­поль, с за­па­да имею­щий по­ло­гий склон. Сви­де­тель­ст­ва древ­ней­ше­го оби­та­ния на Ак­ро­по­ле да­ти­ру­ют­ся кон­цом не­оли­та. В сер. 3–2-го тыс. до н. э. эта тер­ри­то­рия вхо­ди­ла в аре­ал рас­про­стра­не­ния эгей­ской куль­ту­ры (кри­то-ми­кен­ской; ахей­ской), рас­цвет ко­то­рой от­но­сят к 15–13 вв. На укре­п­лён­ном Ак­ро­по­ле на­хо­дил­ся дво­рец ца­ря. Ос­но­ва­те­лем цар­ской ди­на­стии счи­та­ли ле­ген­дар­но­го Кек­ро­па. Во вре­мя пе­ре­се­ле­ния до­рий­цев (12 в. до н. э.), ко­гда ими бы­ли за­ня­ты зем­ли в Сред­ней и Юж­ной Гре­ции, толь­ко А. Д. смог­ли со­хра­нить не­за­ви­си­мость; сю­да бе­жа­ли из по­бе­ж­дён­ных до­рий­ца­ми ахей­ских го­су­дарств Пе­ло­пон­не­са. Под влия­ни­ем уг­ро­зы втор­же­ния до­рий­цев про­изош­ло объ­е­ди­не­ние Ат­ти­ки во­круг А. Д., ко­то­рое свя­за­но в ле­ген­дах с име­нем ца­ря Те­сея (ок. 13 в.). По­сле па­де­ния цар­ской вла­сти гос­под­ство пе­ре­шло в ру­ки эв­пат­ри­дов (ро­до­вой зна­ти), ко­то­рые за­хва­ти­ли мн. зем­ли сво­их со­пле­мен­ников, ока­зав­ших­ся от них в за­ви­си­мо­сти. Афи­ня­на­ми управ­ля­ла кол­ле­гия пра­ви­те­лей, со­сто­яв­шая из 9 ар­хон­тов, из­би­рав­ших­ся из эв­пат­ри­дов. Древ­ний со­вет ста­рей­шин был пре­об­ра­зо­ван в Со­вет аре­о­па­га. Ро­ж­де­ние по­ли­са в А. Д. про­ис­хо­ди­ло пу­тём по­сте­пен­ной транс­фор­ма­ции ро­до­вых уч­ре­ж­де­ний. Пер­вый за­пи­сан­ный свод афин­ских за­ко­нов, осу­ще­ст­в­лён­ный ар­хон­том Дра­кон­том в 621 до н. э., спо­соб­ст­во­вал унич­то­жению ро­до­во­го строя. Фор­ми­ро­ва­ние де­мо­кра­тич. по­ли­са в А. Д. в боль­шой ме­ре про­изош­ло бла­го­да­ря ре­фор­мам Со­ло­на и, позд­нее, Клис­фе­на, обу­слов­лен­ным ост­рым кри­зи­сом. «Боль­шин­ст­во на­ро­да бы­ло в по­ра­бо­ще­нии у не­мно­гих. На­род вос­стал про­тив знат­ных. Сму­та бы­ла силь­ная» – так ха­рак­те­ри­зо­вал об­ста­нов­ку то­го пе­рио­да Ари­сто­тель. Со­лон в 594–593 до н. э. осу­ще­ст­вил ши­рокую про­грам­му со­ци­аль­но-эко­но­мич. и по­ли­тич. пре­об­ра­зо­ва­ний. Бы­ли кас­си­ро­ва­ны все дол­ги, сде­лан­ные под за­клад зем­ли (си­сах­фия, т. е. «стря­хи­ва­ние бре­ме­ни»), и за­пре­ще­но дол­го­вое раб­ст­во. Но де­мос не до­бил­ся пе­ре­де­ла зем­ли. Всё на­се­ле­ние Со­лон раз­де­лил на че­ты­ре раз­ря­да в за­ви­си­мо­сти от ве­ли­чи­ны до­хо­да, оп­ре­де­ляв­шей объ­ём по­ли­тич. прав и обя­зан­но­стей чле­на ка­ж­до­го раз­ря­да, т. е. ввёл иму­ще­ст­вен­ный ценз. Ре­фор­мы Со­ло­на при­ве­ли к ак­ти­ви­за­ции экк­ле­сии (нар. со­б­ра­ния). Для луч­шей ор­га­ни­за­ции его ра­бо­ты Со­лон уч­ре­дил Со­вет из 400 чел., что ог­ра­ни­чи­ло функ­ции Со­ве­та аре­о­па­га. Но­вым гос. ин­сти­ту­том ста­ла ге­ли­эя (суд при­сяж­ных) – са­мый де­мо­кра­тич. ор­ган, т. к. в не­го мог­ли вхо­дить гра­ж­да­не всех раз­ря­дов, вклю­чая бед­ня­ков – чле­нов 4-го раз­ря­да (фе­тов). Ок. 560 в А. Д. уста­но­ви­лась ти­ра­ния Пи­си­ст­ра­та, про­во­див­ше­го ре­фор­мы в ин­те­ре­сах тор­го­во-ре­мес­лен­ных сло­ёв де­мо­са и кре­сть­ян­ст­ва. При нём ве­лось боль­шое об­ществ. строи­тель­ст­во (в т. ч. хра­мов, рын­ка, во­до­про­во­да и др.). Ус­пеш­ной бы­ла внеш­няя по­ли­ти­ка Пи­си­ст­ра­та, в ре­зуль­та­те ко­то­рой А. Д. ста­ли иг­рать за­мет­ную роль в ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ни­ях: рас­про­стра­ни­ли своё влия­ние на ряд ост­ро­вов Эгей­ско­го м., ук­ре­пи­лись на обо­их бе­ре­гах Гел­лес­пон­та (Дар­да­нелл), что спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию тор­гов­ли. Вме­сте с тем прав­ле­ние Пи­си­ст­ра­та, а за­тем его сы­но­вей (Пи­си­ст­ра­ти­дов) ха­рак­те­ри­зо­ва­лось рос­том ав­то­ри­та­риз­ма, что вы­зы­ва­ло не­до­воль­ст­во в об­ще­ст­ве.

Сверг­нув ти­ра­нию Пи­си­ст­ра­ти­дов в 510 до н. э., Клис­фен ввёл но­вое адм. де­ле­ние Ат­ти­ки, рас­пре­де­лив всех гра­ж­дан по де­ся­ти тер­ри­то­ри­аль­ным фи­лам, не имев­шим ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к преж­ним ро­до­вым ок­ру­гам. Ре­фор­ма фил лег­ла в ос­но­ву соз­да­ния Со­ве­та 500 (вме­сто Со­ве­та 400), ком­пе­тен­ции ко­то­ро­го бы­ли рас­ши­ре­ны. Од­но­вре­мен­но уч­ре­ж­де­ни­ем ост­ра­киз­ма бы­ла по­став­ле­на пре­гра­да не­по­мер­но­му воз­вы­ше­нию отд. по­ли­ти­ков, а тем са­мым и воз­мож­но­сти воз­ро­ж­де­ния ти­ра­нии. Ре­фор­мы Клис­фе­на за­вер­ши­ли фор­ми­ро­ва­ние де­мо­кра­тич. го­су­дар­ст­ва. К кон. 6 в. до н. э. А. Д. пре­вра­ти­лись в круп­ный тор­го­во-ре­мес­лен­ный центр.

В нач. 5 в. до н. э. А. Д. воз­гла­ви­ли со­про­тив­ле­ние греч. по­ли­сов про­тив пер­сов (гре­ко-пер­сид­ские вой­ны 500–449 до н. э.), одер­жав по­бе­ду в зна­ме­ни­той бит­ве при Ма­ра­фо­не в 490. Од­на­ко в 480 пер­сы за­хва­ти­ли А. Д., со­жгли и раз­гра­би­ли го­род. Ме­ж­ду тем по ини­циа­ти­ве Фе­ми­сток­ла был по­стро­ен силь­ный флот, а бла­го­да­ря са­мо­му Фе­ми­сток­лу гре­ки раз­би­ли перс. флот при Са­ла­ми­не в 480. В 479 су­хо­пут­ное вой­ско пер­сов бы­ло раз­гром­ле­но при Пла­те­ях. А. Д., в от­ли­чие от Спар­ты, вы­сту­пи­ли за про­дол­же­ние вой­ны вплоть до ос­во­бо­ж­де­ния ма­ло­азий­ских гре­ков. По­ли­сы, ре­шив­шие про­дол­жать вой­ну, в 478 уч­ре­ди­ли мор­ской со­юз – Де­лос­ский со­юз (позд­нее Афин­ский мор­ской со­юз), ко­то­рый воз­гла­ви­ли А. Д. – наи­бо­лее мощ­ный сре­ди со­юз­ни­ков по­лис, об­ла­дав­ший са­мым зна­чит. фло­том. На 2-м эта­пе гре­ко-пер­сид­ских войн ру­ко­во­дство борь­бой с пер­са­ми осу­ще­ст­в­ляли А. Д., ко­то­рые ве­ли на­сту­па­тель­ные дей­ст­вия и вы­шли из вой­ны силь­ней­шим мор­ским го­су­дар­ст­вом Гре­ции. В ру­ках афи­нян ока­за­лись ог­ром­ные сред­ст­ва со­юз­ной каз­ны, а взно­сы со­юз­ни­ков пре­вра­ти­лись в еже­год­ную по­дать. Цель, ра­ди ко­то­рой соз­да­вал­ся Де­лос­ский со­юз, бы­ла дос­тиг­ну­та – на­ча­лось соз­да­ние Афин­ской мор­ской дер­жа­вы (Афин­ской ар­хе), по­пыт­ки вы­хо­да из ко­то­рой по­дав­ля­лась си­лой ору­жия (вос­ста­ния на Фа­со­се, Са­мо­се, Лес­бо­се).

Наи­выс­ший подъ­ём А. Д. при­хо­дит­ся на т. н. пен­те­кон­та­этию – 50-лет­ний пе­ри­од от бит­вы при Пла­те­ях в 479 до нача­ла Пе­ло­пон­нес­ской вой­ны 431–404 до н. э. Важ­ным эта­пом в раз­ви­тии де­мо­кра­тии в А. Д. ста­ла дея­тель­ность Фе­ми­сток­ла, т. к. реа­ли­за­ция его мор­ской про­грам­мы под­ни­ма­ла зна­че­ние низ­ших, бед­ней­ших сло­ёв афин­ской гражд. об­щи­ны. В 462 по ини­циа­ти­ве де­мо­кра­та Эфи­аль­та аре­о­паг был ли­шён по­ли­тич. функ­ций, ко­то­рые бы­ли пе­ре­да­ны эк­кле­сии и ге­ли­эе. Вско­ре во­ж­дём де­мо­кра­тов стал Пе­рикл, с име­нем ко­то­ро­го свя­зан рас­цвет А. Д. Пе­рикл стре­мил­ся к то­му, что­бы де­мо­кра­тия бы­ла ре­аль­ной, обес­пе­чи­вая всем гра­ж­да­нам уча­стие в по­ли­тич. жиз­ни по­ли­са. Для этого бы­ла вве­де­на оп­ла­та долж­но­стей судей, а позд­нее – чле­нов Со­ве­та 500, уча­стие в за­се­да­ни­ях экк­ле­сии и др. В А. Д. ­велось гран­ди­оз­ное строи­тель­ст­во, ко­то­рое так­же да­ва­ло сред­ст­ва для жиз­ни мно­гим бед­ня­кам. При Пе­рик­ле на­ча­лось вы­ве­де­ние ма­ло­зе­мель­ных и без­зе­мель­ных гра­ж­дан на зем­ли ря­да со­юз­ных по­ли­сов, где соз­да­ва­лись во­ен­но-зем­ле­дельч. ко­ло­нии (кле­ру­хии).

По­ли­тич. сис­те­ма, ко­то­рая су­ще­ст­во­ва­ла в А. Д., оп­ре­де­ля­ет­ся как «пря­мая де­мо­кра­тия» (в от­ли­чие от «пред­ста­ви­тель­ной де­мо­кра­тии» Но­вей­ше­го вре­ме­ни). Суть её со­стоя­ла в су­ве­ре­ни­те­те нар. со­б­ра­ния – со­во­куп­но­сти гра­ж­дан, ко­то­рым при­над­ле­жа­ла вся пол­но­та вер­хов­ной за­ко­но­да­тель­ной, ис­пол­ни­тель­ной и су­деб­ной вла­сти. Эф­фек­тив­ность дея­тель­но­сти нар. со­б­ра­ния обес­пе­чи­ва­лась как тем, что экк­ле­сия за­се­да­ла ре­гу­ляр­но (до 40 раз в год), так и прин­ци­пом исе­го­рии – пра­вом ка­ж­до­го гра­ж­да­ни­на на вы­сту­п­ле­ние в экк­ле­сии, на­стоя­щей сво­бо­дой сло­ва. Важ­ней­шей функ­ци­ей Со­ве­та 500 (бу­ле) бы­ла под­го­тов­ка во­про­сов для об­су­ж­де­ния нар. со­б­ра­ни­ем. Со­вет ре­шал все во­про­сы в про­ме­жут­ках ме­ж­ду со­зы­ва­ми экк­ле­сии и сле­дил за ис­пол­не­ни­ем при­ня­тых ре­ше­ний, по­это­му он за­се­дал еже­днев­но. Бу­ле де­ли­лось на 10 час­тей, де­жу­рив­ших по­оче­рёд­но. Боль­шую роль в по­ли­тич. жиз­ни А. Д. иг­рал суд, со­сто­яв­ший из 6 тыс. гра­ж­дан. Для сис­те­мы управ­ле­ния ха­рак­тер­но боль­шое чис­ло ма­ги­ст­ра­тур, чем дос­ти­га­лось мак­си­маль­ное при­вле­че­ние гра­ж­дан к управ­ле­нию по­ли­сом.

Афин­ская де­мо­кра­тия – вы­даю­щее­ся яв­ле­ние в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва. Впер­вые не толь­ко по­яв­ля­ют­ся са­ми по­ня­тия «де­мо­кра­тия» («на­ро­до­прав­ст­во»), «гра­ж­да­нин», но эта сис­те­ма по­сле­до­ва­тель­но про­во­дит­ся в жизнь. Вме­сте с тем этот са­мый пе­ре­до­вой для то­го вре­ме­ни строй был де­мо­кра­ти­ей для мень­шин­ст­ва, т. к. рас­про­стра­нял­ся толь­ко на гра­ж­дан по­ли­са. По­ли­тич. пра­ва­ми не поль­зо­ва­лись жен­щи­ны, их не име­ли ни пе­ре­се­лен­цы из др. го­ро­дов (ме­те­ки), ни ра­бы.

Пе­ло­пон­нес­ская вой­на (431–404 до н. э.) ох­ва­ти­ла прак­ти­че­ски всю Гре­цию, раз­де­лив стра­ну на два вра­ж­деб­ных ла­ге­ря: во гла­ве од­но­го стоя­ла Спар­та, дру­го­го – А. Д. Вой­на, ко­то­рую А. Д. про­иг­ра­ли, по­тре­бо­ва­ла от со­пер­ни­ков на­пря­же­ния всех сил и при­ве­ла к ог­ром­ным по­те­рям, ожес­то­че­ние при­об­ре­ло не­ви­дан­ный ра­нее ха­рак­тер.

Ге­ге­мо­ния Спар­ты, ус­та­нов­лен­ная в ре­зуль­та­те её по­бе­ды в Пе­ло­пон­нес­ской вой­не, про­дол­жа­лась не­дол­го. Уже в 403 в А. Д. про­изош­ла рес­тав­ра­ция преж­не­го де­мо­кра­тич. строя, а в нач. 4 в. им уда­лось вос­ста­но­вить свой флот и ук­ре­п­ле­ния во­круг го­ро­да, сры­тые по ус­ло­ви­ям ка­пи­ту­ля­ции 404. Вско­ре про­тив Спар­ты бы­ла соз­да­на коа­ли­ция по­ли­сов, ко­то­рые вме­сте с А. Д. на­ча­ли во­ен. дей­ст­вия про­тив спар­тан­цев (Ко­ринф­ская вой­на 395–387 до н. э.). В 378, вос­поль­зо­вав­шись ос­лаб­ле­ни­ем Спар­ты, А. Д. ор­га­ни­зо­ва­ли но­вый мор­ской со­юз. Он соз­да­вал­ся на ос­но­ве рав­но­пра­вия и со­хра­не­ния сво­бо­ды и ав­тоно­мии ка­ж­до­го по­ли­са. В то же вре­мя при­зна­вал­ся при­ори­тет А. Д. и ого­ва­ри­ва­лись воз­мож­ные на­ру­ше­ния ав­то­но­мии афин­ской сто­ро­ной. Ис­поль­зуя сред­ст­ва со­юз­ни­ков, А. Д. зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ли свой флот. Со вре­ме­нем со­юз по­сте­пен­но ви­до­из­ме­нил­ся, по­пав под ге­ге­мо­нию А. Д. В ре­зуль­та­те вой­ны (357–355) А. Д. вы­ну­ж­де­ны бы­ли при­знать не­за­ви­си­мость мно­гих со­юз­ных го­су­дарств.

В этот пе­ри­од всё боль­шее влия­ние на греч. по­ли­ти­ку стал ока­зы­вать ма­кед. царь Фи­липп II. В А. Д. чёт­ко обо­зна­чи­лись две груп­пи­ров­ки – ан­ти­ма­кедон­ская, воз­глав­ляе­мая ора­то­ром Де­мос­фе­ном, и про­ма­ке­дон­ская. Бла­го­да­ря энер­гич­ным дей­ст­ви­ям Де­мос­фе­на и его сто­рон­ни­ков сфор­ми­ро­ва­лась ан­ти­ма­кедон­ская коа­ли­ция по­ли­сов во гла­ве с А. Д. Ре­ши­тель­ное сра­же­ние про­изо­шло в 338 при Хе­ро­нее (в Бе­о­тии), в ко­то­ром по­бе­дил Фи­липп. Афи­ня­не ожи­да­ли на­па­де­ния на го­род, од­на­ко Фи­липп не по­шёл на А. Д., за­клю­чив с ними со­юз. В го­ды вост. по­хо­да Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го А. Д. не прим­к­нули к вы­сту­п­ле­нию спар­тан­ско­го ца­ря Аги­са III, под­няв­ше­го часть го­ро­дов на борь­бу с Ма­ке­до­ни­ей. Но при из­вестии о смер­ти Алек­сан­д­ра Гре­ция вос­ста­ла, и ру­ко­во­дя­щую роль в вой­не взя­ли на се­бя А. Д.: на­ча­лась Ла­мий­ская вой­на (323–322), в ко­то­рой гре­ки по­тер­пе­ли по­ра­же­ние. А. Д. ут­ра­ти­ли не­за­ви­си­мость и под­па­ли под кон­троль Ма­ке­до­нии. На 10 лет (317–307) здесь ут­вер­дил­ся оли­гар­хич. ре­жим во гла­ве с Де­мет­ри­ем Фа­лер­ским.

В эпо­ху эл­ли­низ­ма А. Д. иг­ра­ли не­зна­чи­тель­ную роль в ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ни­ях. Тя­го­тясь за­ви­си­мо­стью от Ма­ке­до­нии, они в сою­зе с др. по­ли­са­ми пред­при­ня­ли не­удач­ную вой­ну (Хре­мо­ни­до­ва вой­на 267–261 до н. э., на­зван­ная по име­ни афин­ско­го пол­ко­вод­ца Хре­мо­ни­да) с ма­кед. ца­рём Ан­ти­го­ном II Го­на­том. Борь­ба А. Д. с Ма­ке­до­ни­ей про­дол­жа­лась с пе­ре­мен­ным ус­пе­хом до кон. 3 в. до н. э. Бы­ли крат­ко­вре­мен­ные пе­рио­ды, ко­гда А. Д. уда­ва­лось до­би­вать­ся от­но­си­тель­ной не­за­ви­си­мо­сти. Скла­ды­вав­шая­ся во­вне си­туа­ция не по­бу­ж­да­ла их ак­тив­но уча­ст­во­вать в со­бы­ти­ях, раз­вёр­ты­вав­ших­ся за пре­де­ла­ми Ат­ти­ки, но в кон. 3 в. до н. э. об­ста­нов­ка изме­ни­лась – в де­ла Гре­ции на­ча­ла вме­ши­вать­ся Рим. рес­пуб­ли­ка, и А. Д. вста­ли на её сто­ро­ну. 2 – нач. 1 вв. до н. э. ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ухуд­ше­ни­ем эко­но­мич. со­стоя­ния Ат­ти­ки. В кон. 2 в. её по­тряс­ли два вос­ста­ния ра­бов. В 168 до н. э. ма­кед. царь Пер­сей был раз­бит рим­ля­на­ми в бит­ве при Пид­не, в 148 Ма­ке­до­ния объ­яв­ле­на рим. про­вин­ци­ей. По­сле по­ра­же­ния гре­ков на Ист­ме в 146 греч. го­ро­да бы­ли по­став­ле­ны под кон­троль на­ме­ст­ни­ка Ма­ке­до­нии, и лишь Афи­ны и Спар­та счи­та­лись со­юз­ны­ми с Ри­мом го­ро­да­ми.

В 86 до н. э., во вре­мя вой­ны Ри­ма с пон­тий­ским ца­рём Мит­ри­да­том VI, А. Д. вос­ста­ли про­тив рим­ско­го вла­ды­че­ст­ва. По­сле при­бы­тия на Бал­ка­ны рим. пол­ко­вод­ца Сул­лы го­род был осаж­дён и штур­мом взят рим. вой­ска­ми. Мно­гие про­из­ве­де­ния ис­кус­ст­ва бы­ли унич­то­же­ны в хо­де бо­ёв, дру­гие уве­зе­ны в Ита­лию как до­бы­ча. В ру­ки по­бе­ди­те­лей по­па­ла ог­ром­ная мас­са дра­го­цен­но­го ме­тал­ла. В 27 до н. э., по­сле об­ра­зо­ва­ния но­вой про­вин­ции Ахайя, А. Д. со­хра­нили свой ста­тус со­юз­но­го го­ро­да, они поль­зо­ва­лись са­мо­управ­ле­ни­ем и не пла­ти­ли на­лог. Их гос. уст­рой­ст­во, не­смот­ря на внеш­не де­мо­кра­тич. ха­рак­тер, не пре­пят­ст­во­ва­ло фак­ти­че­ско­му гос­под­ству оли­гар­хов.

Сла­ва А. Д. и фи­лэл­лин­ская по­ли­ти­ка рим. им­пе­ра­то­ров спо­соб­ст­во­ва­ли со­хра­не­нию зна­че­ния А. Д. как од­но­го из круп­ней­ших куль­тур­ных цен­тров и в пе­ри­од их по­ли­тич. и со­ци­аль­но-эко­но­мич. упад­ка. Они по-преж­не­му счи­та­лись сре­до­то­чи­ем на­ук и ис­кусств. Куль­тур­ное зна­че­ние А. Д. уси­ли­лось по­сле то­го, как имп. Ад­ри­ан ор­га­ни­зо­вал здесь ка­фед­ру ри­то­ри­ки, со­дер­жав­шую­ся на гос. счёт, а Марк Ав­ре­лий вы­де­лил по отд. ка­фед­ре ка­ж­дой из клас­сич. фи­лос. сис­тем. А. Д. при­вле­ка­ли мно­гих со­стоя­тель­ных ино­зем­цев, сю­да стре­ми­лись и гре­ки, и рим­ля­не для за­вер­ше­ния ­филос. об­ра­зо­ва­ния. А. Д. пред­став­ля­ли со­бой сво­его ро­да му­зей древ­них па­мят­ни­ков, ку­да при­бы­ва­ли ту­ри­сты со всей им­пе­рии. Это об­стоя­тель­ст­во име­ло по­ло­жи­тель­ное влия­ние на хо­зяйств. жизнь го­ро­да, да­вая сред­ст­ва к су­ще­ст­во­ва­нию не­ко­то­рой час­ти люм­пе­нов и спо­соб­ст­вуя от­но­си­тель­но бла­го­при­ят­но­му по­ло­же­нию при­го­род­но­го сель­ско­го хо­зяй­ст­ва.

С 3 в. н. э., ко­гда Бал­кан­ская Гре­ция под­вер­га­лась втор­же­ни­ям вар­ва­ров, А. Д. при­шли в упа­док. В 7 в., по­сле ут­ра­ты Ви­зант. им­пе­ри­ей поч­ти всех внеш­них вла­де­ний, А. Д. со­хра­ни­ли зна­че­ние как важ­ный опор­ный пункт ви­зант. влия­ния на Бал­ка­нах.

Лит.: Бу­зе­скул В. П. Ис­то­рия афин­ской де­мо­кра­тии. СПб., 1909. СПб., 2003; Mossé C. Athens in decline. 404–86. L., 1973; Sin­clair R. K. Democracy and participation in Athens. Camb., 1988; Ан­тич­ная де­мо­кра­тия в сви­де­тель­ст­вах со­вре­мен­ни­ков. М., 1996; Han­sen M. H. The Athenian democracy in the age of Demosthenes. 2nd ed. Bristol, 1999; Хабихт Х. Афи­ны: Ис­то­рия го­ро­да в эл­лини­сти­че­скую эпо­ху. М., [1999]; Ма­ри­но­вич Л. П. Ан­тич­ная и со­вре­мен­ная де­мо­кра­тия: но­вые под­хо­ды. М., 2001.

Вернуться к началу