Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОСТРАКИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 600

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Стрелков

ОСТРАКИ́ЗМ (ὀστραϰισμός), в Древ­ней Гре­ции про­це­ду­ра го­ло­со­ва­ния с по­мощью ост­ра­ко­нов (гли­ня­ных че­реп­ков) с це­лью оп­ре­де­ле­ния ли­ца, уг­ро­жаю­ще­го су­ще­ст­вую­ще­му гос. по­ряд­ку, для его по­сле­дую­ще­го вре­мен­но­го из­гна­ния. Наи­бо­лее хо­ро­шо из­вес­тен О. в Афи­нах. Один раз в год на од­ном из за­се­да­ний на­р. со­б­ра­ния ста­вил­ся во­прос о про­веде­нии О. Ес­ли боль­шин­ст­во гра­ж­дан счи­та­ло, что та­кая не­об­хо­ди­мость су­ще­ст­ву­ет, то че­рез не­ко­то­рое вре­мя на афин­ской аго­ре про­во­ди­ли про­це­ду­ру О., ко­то­рую мож­но рас­смат­ри­вать как осо­бый вид нар. со­б­ра­ния. Афин­ские гра­ж­да­не на че­реп­ках пи­са­ли имя то­го по­ли­тич. дея­те­ля, ко­то­рый, по их мне­нию, пред­став­лял уг­ро­зу для су­ще­ст­вую­ще­го пра­во­по­ряд­ка. Счи­та­ет­ся, что для при­ня­тия ре­ше­ния об из­гна­нии оп­ре­де­лён­но­го ли­ца тре­бо­ва­лось не ме­нее 6000 че­реп­ков с его име­нем. Этот по­ли­тик дол­жен был на 10 лет по­ки­нуть пре­де­лы Ат­ти­ки. Од­на­ко та­кое из­гна­ние не бы­ло на­ка­за­ни­ем, че­ло­век не ли­шал­ся гражд. ста­ту­са и иму­ще­ст­ва, лишь на дли­тель­ный срок ис­клю­чал­ся из по­ли­тич. борь­бы в Афи­нах. Ско­рее все­го, ин­сти­тут О. имел очень глу­бо­кие ис­то­рич. кор­ни и был свя­зан с обы­ча­ем из­гна­ния из об­щи­ны на­ру­шив­ше­го тра­ди­ции, а позд­нее – с прак­ти­кой по­ли­тич. борь­бы ме­ж­ду ари­сто­кра­тич. груп­пи­ров­ка­ми эпо­хи ар­хаи­ки. Пер­во­на­чаль­но ре­ше­ние о вре­мен­ном из­гна­нии, ве­ро­ят­но, при­ни­мал афин­ский аре­о­паг, по­сле ре­форм Со­ло­на этот во­прос пе­ре­шёл в ве­де­ние Со­ве­та 400. Клис­фен пе­ре­дал пра­во про­ве­дения О. нар. со­б­ра­нию, в свя­зи с чем ан­тич­ная тра­ди­ция счи­та­ла его соз­да­те­лем это­го ин­сти­ту­та. С од­ной сто­ро­ны, О. слу­жил сред­ст­вом пре­ду­пре­ж­де­ния уси­ле­ния по­ли­тич. влия­ния отд. лич­но­стей и, как по­ла­га­ли са­ми афи­ня­не, пре­пят­ст­во­вал воз­ро­ж­де­нию ти­ра­нии в Афи­нах. С дру­гой сто­ро­ны, О. осу­ще­ст­в­лял­ся в пе­рио­ды по­ля­ри­за­ции по­ли­тич. сил и обо­ст­ре­ния борь­бы, по­это­му ре­ше­ние об из­гна­нии од­но­го из по­ли­тич. ли­де­ров од­но­вре­мен­но оз­на­ча­ло под­держ­ку по­ли­тич. про­грам­мы его про­тив­ни­ка. Пер­вый дос­то­вер­но из­вест­ный слу­чай О. от­но­сит­ся к 487 до н. э. Сре­ди по­ли­тич. ли­де­ров, под­верг­ших­ся О. в 5 в. до н. э., бы­ли Ари­стид, Фе­ми­стокл, Ки­мон, Фу­ки­дид (сын Ме­ле­сия). По­след­ний раз О. при­ме­нял­ся, ско­рее все­го, в 415 до н. э., то­гда был из­гнан де­ма­гог Ги­пер­бол. Ин­сти­тут О. со­хра­нял­ся и в 4 в. до н. э., но из­гна­ний по­ли­ти­ков бо­лее не бы­ло, по­сколь­ку по­ли­тич. борь­ба ве­лась в осн. в фор­ме су­деб­ных про­цес­сов. Ин­сти­ту­ты, ана­ло­гич­ные афин­ско­му О., су­ще­ст­во­ва­ли и в ря­де др. греч. по­ли­сов (напр., в Ар­го­се, Ме­га­рах, Ми­ле­те, Ки­ре­не). 

Лит.: Lang ML. Ostraka // The Athenian Agora. Princeton, 1990. Vol. 25; Brenne S. Os­trakismos und Prominenz in Athen. W., 2001; Су­ри­ков ИЕ. Ост­ра­кизм в Афи­нах. М., 2006.

Вернуться к началу