ОСТРАКИ́ЗМ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСТРАКИ́ЗМ (ὀστραϰισμός), в Древней Греции процедура голосования с помощью остраконов (глиняных черепков) с целью определения лица, угрожающего существующему гос. порядку, для его последующего временного изгнания. Наиболее хорошо известен О. в Афинах. Один раз в год на одном из заседаний нар. собрания ставился вопрос о проведении О. Если большинство граждан считало, что такая необходимость существует, то через некоторое время на афинской агоре проводили процедуру О., которую можно рассматривать как особый вид нар. собрания. Афинские граждане на черепках писали имя того политич. деятеля, который, по их мнению, представлял угрозу для существующего правопорядка. Считается, что для принятия решения об изгнании определённого лица требовалось не менее 6000 черепков с его именем. Этот политик должен был на 10 лет покинуть пределы Аттики. Однако такое изгнание не было наказанием, человек не лишался гражд. статуса и имущества, лишь на длительный срок исключался из политич. борьбы в Афинах. Скорее всего, институт О. имел очень глубокие историч. корни и был связан с обычаем изгнания из общины нарушившего традиции, а позднее – с практикой политич. борьбы между аристократич. группировками эпохи архаики. Первоначально решение о временном изгнании, вероятно, принимал афинский ареопаг, после реформ Солона этот вопрос перешёл в ведение Совета 400. Клисфен передал право проведения О. нар. собранию, в связи с чем античная традиция считала его создателем этого института. С одной стороны, О. служил средством предупреждения усиления политич. влияния отд. личностей и, как полагали сами афиняне, препятствовал возрождению тирании в Афинах. С другой стороны, О. осуществлялся в периоды поляризации политич. сил и обострения борьбы, поэтому решение об изгнании одного из политич. лидеров одновременно означало поддержку политич. программы его противника. Первый достоверно известный случай О. относится к 487 до н. э. Среди политич. лидеров, подвергшихся О. в 5 в. до н. э., были Аристид, Фемистокл, Кимон, Фукидид (сын Мелесия). Последний раз О. применялся, скорее всего, в 415 до н. э., тогда был изгнан демагог Гипербол. Институт О. сохранялся и в 4 в. до н. э., но изгнаний политиков более не было, поскольку политич. борьба велась в осн. в форме судебных процессов. Институты, аналогичные афинскому О., существовали и в ряде др. греч. полисов (напр., в Аргосе, Мегарах, Милете, Кирене).