Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕМОСФЕ́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 518

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. Д. Фролов
Демосфен. Римская копия. С оригинала Полиевкта (3 в. до н. э.). Мрамор. Ватиканские музеи.

ДЕМОСФЕ́Н (Δημοσθένης) (ок. 384 до н. э., Афи­ны – 322 до н. э., о. Ка­лав­рия), др.-греч. ора­тор и по­ли­тич. дея­тель. Про­ис­хо­дил из со­стоя­тель­ной се­мьи: отец вла­дел ору­жей­ной и ме­бель­ной мас­тер­ски­ми, где тру­ди­лись де­сят­ки ра­бов. В 7-лет­нем воз­рас­те ли­шил­ся от­ца, а не­доб­ро­со­ве­ст­ные опе­ку­ны рас­хи­ти­ли б. ч. до­ве­рен­но­го им иму­ще­ст­ва. Же­ла­ние взы­скать с них при­чи­таю­щее­ся ему от­цов­ское на­след­ст­во за­ста­ви­ло Д. ра­но об­ра­тить­ся к изу­че­нию пра­ва и су­деб­но­го крас­но­ре­чия. Он учил­ся у из­вест­но­го спе­циа­ли­ста по иму­ществ. спо­рам Исея, од­но­вре­мен­но изу­чал ора­тор­ское иск-во, фи­ло­со­фию и ис­то­рию, пе­ре­чи­ты­вая про­из­ве­де­ния Исо­кра­та, Пла­то­на и Фу­ки­ди­да. Труд Фу­ки­ди­да, про­сла­вив­ший ве­ли­чие Афин­ско­го гос-ва и афин­ской де­мо­кра­тии, стал фун­да­мен­том для фор­ми­ро­ва­ния пат­рио­тич. и де­мо­кра­тич. убе­ж­де­ний Д. Воз­му­жав, Д. предъ­я­вил иск сво­им опе­ку­нам, но, хо­тя и вы­иг­рал это пер­вое в сво­ей жиз­ни су­деб­ное де­ло, рас­тра­чен­но­го со­стоя­ния не вер­нул, и этот опыт по­бу­дил его об­ра­тить­ся к ре­мес­лу ло­го­гра­фов (су­деб­ных ора­то­ров, со­став­ляв­ших ре­чи для тя­жу­щих­ся в су­де). Та­ким пу­тём Д. по­пра­вил своё ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние, но его при­вле­ка­ла по­ли­тич. дея­тель­ность, ко­то­рая в ан­тич­ном ми­ре не­раз­рыв­но бы­ла свя­за­на с ис­кус­ст­вом пуб­лич­но­го крас­но­ре­чия. Пер­вые вы­сту­п­ле­ния Д. в нар. со­б­ра­нии не име­ли ус­пе­ха. У не­го был не­силь­ный го­лос, не­яс­ный вы­го­вор, и он не вла­дел не­об­хо­ди­мым для ора­то­ра ис­кус­ст­вом по­зы, жес­тов, ми­ми­ки и го­ло­со­вых мо­ду­ля­ций. Упор­ным тру­дом Д. пре­одо­лел эти не­дос­тат­ки и по­сте­пен­но пре­вра­тил­ся в под­лин­но­го мас­те­ра пуб­лич­но­го крас­но­ре­чия.

В по­ли­тич. пла­не Д. пер­во­на­чаль­но дер­жал­ся уме­рен­но­го кур­са по­ли­ти­ка-­фи­нан­си­ста Ев­бу­ла. В 354 Д. про­из­нёс пе­ред афин­ским нар. со­б­ра­ни­ем пер­вую боль­шую речь «О сим­мо­ри­ях», по­свя­щён­ную зло­бо­днев­но­му во­про­су ор­га­ни­за­ции осо­бых то­ва­ри­ществ-сим­мо­рий для обо­ру­до­ва­ния и со­дер­жа­ния во­ен. ко­раб­лей. Но ре­шаю­щий тол­чок раз­ви­тию его по­ли­тич. дея­тель­но­сти и крас­но­ре­чия да­ла аг­рес­сия Ма­ке­до­нии, ко­то­рая при ца­ре Фи­лип­пе II вы­рос­ла в силь­ную дер­жа­ву и по­ве­ла на­сту­п­ле­ние на не­за­ви­си­мые греч. по­ли­сы. По­сле за­хва­та Фи­лип­пом II в 357 Ам­фи­по­ля, важ­но­го стра­те­гич. пунк­та на фра­кий­ском по­бе­ре­жье, на об­ла­да­ние ко­то­рым все­гда пре­тен­до­ва­ли Афи­ны, ме­ж­ду Ма­ке­до­ни­ей и Афин­ским гос-вом на­ча­лась вой­на. На пер­вых по­рах во­ен. дей­ст­вия ве­лись афи­ня­на­ми не­дос­та­точ­но энер­гич­но. Д. стал гл. вы­ра­зи­те­лем ан­ти­ма­ке­дон­ских на­строе­ний. По­ни­мая, что даль­ней­шее не­про­тив­ле­ние ма­кед. аг­рес­сии мо­жет обер­нуть­ся ус­та­нов­ле­ни­ем вла­сти ма­кед. ца­ря над сво­бод­ны­ми греч. го­судар­ства­ми, Д. уже в 351 про­из­нёс в афин­ском нар. со­б­ра­нии свою пер­вую «фи­лип­пи­ку» – речь, на­прав­лен­ную про­тив за­хват­нич. по­ли­ти­ки Фи­лип­па II. Ко­гда в 349 Фи­липп II вторг­ся в Хал­ки­ди­ку и оса­дил Олинф, Д. вы­сту­пил с се­ри­ей об­ли­чит. ре­чей про­тив ма­кед. ца­ря (три Олинф­ские ре­чи и ещё три «фи­лип­пи­ки»). Од­на­ко уси­лий Д. ока­за­лось не­дос­та­точ­но, что­бы по­бу­дить афи­нян к ак­тив­ным дей­ст­ви­ям. В 348 Фи­липп II ов­ла­дел Олин­фом, а в 346, по­су­лив афи­ня­нам не­при­кос­но­вен­ность их вла­де­ний на Хер­со­не­се Фра­кий­ском, скло­нил их к за­клю­че­нию т. н. Фи­ло­кра­то­ва ми­ра (на­зван­но­го по име­ни од­но­го из афин­ских по­слов – Фи­ло­кра­та), ус­ло­вия ко­то­ро­го по­зво­ли­ли ему вторг­нуть­ся в Ср. Гре­цию и раз­гро­мить Фо­кид­ский со­юз. Д. был в чис­ле по­слов, вед­ших пе­ре­го­во­ры о ми­ре. По­ни­мая не­го­тов­ность Афин­ско­го гос-ва к ре­шаю­щей схват­ке, он в спе­ци­аль­ной ре­чи при­вет­ст­во­вал за­клю­че­ние мир­но­го со­гла­ше­ния.

Це­лью Д. в бли­жай­шие го­ды ста­ла борь­ба с про­ма­ке­дон­ской груп­пи­ров­кой в Афи­нах и, в пер­вую оче­редь, с од­ним из её ли­де­ров, вид­ным ора­то­ром (и так­же уча­ст­ни­ком пе­ре­го­во­ров о ми­ре) Эс­хи­ном. Уже в 346 Д. че­рез сво­его дру­га Ти­мар­ха вы­дви­нул про­тив Эс­хи­на об­ви­не­ние в не­че­ст­ном по­ве­де­нии во вре­мя пе­ре­го­во­ров о ми­ре. Эс­хин па­ри­ро­вал этот удар, вы­дви­нув про­тив Ти­мар­ха встреч­ное об­ви­не­ние в амо­раль­но­сти. В 343 Д. уже сам вы­сту­пил с об­ви­не­ния­ми про­тив Эс­хи­на (речь «О пре­ступ­ном по­соль­ст­ве»).

Но­вое на­сту­п­ле­ние Фи­лип­па II на греч. го­ро­да, в ча­ст­но­сти на Пе­ринф и Ви­зан­тий в зо­не чер­но­мор­ских про­ли­вов, при­ве­ло к во­зоб­нов­ле­нию во­ен. дей­ст­вий ме­ж­ду Ма­ке­до­ни­ей и Афи­на­ми. Д. при­ла­гал вся­че­ские уси­лия к ук­ре­п­ле­нию обо­ро­но­спо­соб­но­сти Афин и соз­да­нию коа­ли­ции сво­бод­ных греч. по­ли­сов. Его глав­ным ус­пе­хом ста­ло при­вле­че­ние к ан­ти­ма­ке­дон­ско­му сою­зу бе­о­тий­ских Фив. Од­на­ко в 338 в бит­ве при Хе­ро­нее, в ко­то­рой Д. уча­ст­во­вал в ка­че­ст­ве про­сто­го вои­на, Фи­липп II раз­гро­мил со­юз­ные греч. вой­ска, по­сле че­го на Бал­ка­нах ус­та­но­ви­лась ма­кед. ге­ге­мо­ния. Фи­липп II по­ща­дил Афи­ны и не по­тре­бо­вал вы­да­чи во­ж­дей ан­ти­ма­ке­дон­ской груп­пи­ров­ки, что да­ло воз­мож­ность Д. про­дол­жать по­ли­тич. дея­тель­ность. Афин­ские гра­ж­да­не до­ве­ри­ли Д. про­из­не­се­ние над­гроб­но­го сло­ва при по­гре­бе­нии вои­нов, пав­ших при Хе­ро­нее. Позд­нее его из­бра­ли в ко­мис­сию по ук­ре­п­ле­нию гор. стен, ему же бы­ло по­ру­че­но управ­ле­ние важ­ным фи­нан­со­вым ве­дом­ст­вом – зре­лищ­ным фон­дом. Учи­ты­вая за­слу­ги Д. пе­ред оте­че­ст­вом, один из его дру­зей – Кте­си­фонт в 336 внёс пред­ло­же­ние о на­гра­ж­де­нии Д. зо­ло­тым вен­ком. Фор­маль­ные при­чи­ны по­зво­ли­ли Эс­хи­ну ос­по­рить пред­ло­же­ние, а в 330 по это­му по­во­ду со­сто­ял­ся су­деб­ный про­цесс, став­ший за­клю­чит. схват­кой двух зна­ме­ни­тых со­пер­ни­ков на ора­тор­ской три­бу­не – Д. и Эс­хи­на. Оба они про­из­нес­ли ре­чи по глав­но­му по­во­ду: Эс­хин – «Про­тив Кте­си­фон­та о вен­ке», а Д. – «За Кте­си­фон­та о вен­ке», в ко­то­рых, од­на­ко, они не столь­ко об­су­ж­да­ли пред­ло­же­ние Кте­си­фон­та, сколь­ко сум­ми­ро­ва­ли свои по­ли­тич. взгля­ды и свер­ше­ния. На этот раз по­бе­да дос­та­лась Д. Ко­гда по­сле смер­ти Фи­лип­па II вспых­ну­ло ан­ти­ма­ке­дон­ское вос­ста­ние в Фи­вах, Д. ра­то­вал за все­мер­ную под­держ­ку афи­ня­на­ми вос­став­ших, но стре­ми­тель­ное втор­же­ние Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го и раз­ру­ше­ние им Фив ос­та­но­ви­ли раз­рас­та­ние ан­ти­ма­ке­дон­ских на­строе­ний.

По­сте­пен­но Д. от­хо­дит на вто­рой план в по­ли­тич. жиз­ни Афин. В 324 он ока­зал­ся втя­нут в скан­даль­ное де­ло с рас­хи­ще­ни­ем боль­шой сум­мы де­нег, до­став­лен­ных в Афи­ны бе­жав­шим от Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го Гар­па­лом. Об­ви­нён­ный в по­лу­че­нии взят­ки от Гар­па­ла, Д. был за­клю­чён в тюрь­му, от­ку­да бе­жал в Пе­ло­пон­нес. В 323, ко­гда по­сле смер­ти Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го по­яви­лась на­де­ж­да на ос­во­бо­ж­де­ние Гре­ции от ма­кед. дик­та­та, Д. с три­ум­фом воз­вра­тил­ся в род­ной го­род. Од­на­ко уже в сле­дую­щем го­ду под­няв­шие­ся про­тив ма­кед. вла­ды­че­ст­ва гре­ки бы­ли раз­гром­ле­ны ма­кед. на­ме­ст­ни­ком Ан­ти­пат­ром. По­бе­ди­тель по­тре­бо­вал от афи­нян вы­да­чи Д. Тот бе­жал на о. Ка­лав­рия (у сев.-вост. око­неч­но­сти Пе­ло­пон­не­са) и там, что­бы не по­пасть в ру­ки вра­гов, по­кон­чил жизнь са­мо­убий­ст­вом.

По еди­но­душ­но­му сви­де­тель­ст­ву со­вре­мен­ни­ков, Д. был вы­даю­щим­ся мас­те­ром пуб­лич­но­го крас­но­ре­чия. Его вы­сту­п­ле­ния от­ли­ча­лись стра­ст­но­стью, па­фо­сом и бла­го­род­ст­вом раз­ви­вае­мых идей, убе­ж­дён­но­стью в не­пре­хо­дя­щей цен­но­сти сво­бо­ды и де­мо­кра­тии. Ре­чи Д. от­ли­ча­ло так­же со­вер­шен­ст­во фор­мы – строй­ность из­ло­же­ния, чис­то­та ат­ти­че­ско­го на­ре­чия, осо­бен­ная рит­мичность, за­клю­чав­шая­ся в не­до­пу­ще­нии сле­до­ва­ния под­ряд бо­лее двух крат­ких сло­гов. Эти­ми ка­че­ст­ва­ми от­ли­ча­ют­ся и со­хра­нив­шие­ся ре­чи Д., ибо он был не толь­ко ора­то­ром-прак­ти­ком, но и за­ме­ча­тель­ным пи­са­те­лем, не­ус­тан­но об­ра­ба­ты­вав­шим свои уст­ные вы­сту­п­ле­ния. Под име­нем Д. до на­ше­го вре­ме­ни до­шло боль­шое соб­ра­ние ре­чей (все­го 61), из ко­то­рых бо́льшая часть – су­деб­ные, со­став­лен­ные для ча­ст­но­пра­во­вых про­цес­сов, а при­мер­но треть – чис­то по­ли­ти­че­ские (под­лин­ность при­мер­но 20 ре­чей ста­вит­ся под со­мне­ние).

Соч.: Orationes / Ex recensione G. Dindorfii, curavit F. Blass. 4 ed. Lipsiae, 1891–1898; Plaidoyers civils / Texte etabli et traduit par L. Gernet. P., 1954–1960. Vol. 1–4; Pla­i­doy­ers politiques / Texte etabli et traduit par L. Gernet et al. P., 1954–1959. Vol. 1–4; Ре­чи: В 3 т. / Под ред. Е. С. Го­луб­цо­вой, Л. П. Ма­ри­но­вич, Э. Д. Фро­ло­ва. М., 1994–1996.

Лит.: Же­бе­лев С. А. Де­мос­фен. Бер­лин и др., 1922; Cloché P. Démosthénes et la fin de la démocratie althénienne... P., 1937; Sea­ley R. Demosthenes and his time: a study in defeat. N. Y., 1993; Рад­циг С. И. Де­мос­фен – ора­тор и по­ли­ти­че­ский дея­тель // Де­мос­фен. Ре­чи. М., 1996. Т. 3.

Вернуться к началу