ДЕМОСФЕ́Н
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕМОСФЕ́Н (Δημοσθένης) (ок. 384 до н. э., Афины – 322 до н. э., о. Калаврия), др.-греч. оратор и политич. деятель. Происходил из состоятельной семьи: отец владел оружейной и мебельной мастерскими, где трудились десятки рабов. В 7-летнем возрасте лишился отца, а недобросовестные опекуны расхитили б. ч. доверенного им имущества. Желание взыскать с них причитающееся ему отцовское наследство заставило Д. рано обратиться к изучению права и судебного красноречия. Он учился у известного специалиста по имуществ. спорам Исея, одновременно изучал ораторское иск-во, философию и историю, перечитывая произведения Исократа, Платона и Фукидида. Труд Фукидида, прославивший величие Афинского гос-ва и афинской демократии, стал фундаментом для формирования патриотич. и демократич. убеждений Д. Возмужав, Д. предъявил иск своим опекунам, но, хотя и выиграл это первое в своей жизни судебное дело, растраченного состояния не вернул, и этот опыт побудил его обратиться к ремеслу логографов (судебных ораторов, составлявших речи для тяжущихся в суде). Таким путём Д. поправил своё материальное положение, но его привлекала политич. деятельность, которая в античном мире неразрывно была связана с искусством публичного красноречия. Первые выступления Д. в нар. собрании не имели успеха. У него был несильный голос, неясный выговор, и он не владел необходимым для оратора искусством позы, жестов, мимики и голосовых модуляций. Упорным трудом Д. преодолел эти недостатки и постепенно превратился в подлинного мастера публичного красноречия.
В политич. плане Д. первоначально держался умеренного курса политика-финансиста Евбула. В 354 Д. произнёс перед афинским нар. собранием первую большую речь «О симмориях», посвящённую злободневному вопросу организации особых товариществ-симморий для оборудования и содержания воен. кораблей. Но решающий толчок развитию его политич. деятельности и красноречия дала агрессия Македонии, которая при царе Филиппе II выросла в сильную державу и повела наступление на независимые греч. полисы. После захвата Филиппом II в 357 Амфиполя, важного стратегич. пункта на фракийском побережье, на обладание которым всегда претендовали Афины, между Македонией и Афинским гос-вом началась война. На первых порах воен. действия велись афинянами недостаточно энергично. Д. стал гл. выразителем антимакедонских настроений. Понимая, что дальнейшее непротивление макед. агрессии может обернуться установлением власти макед. царя над свободными греч. государствами, Д. уже в 351 произнёс в афинском нар. собрании свою первую «филиппику» – речь, направленную против захватнич. политики Филиппа II. Когда в 349 Филипп II вторгся в Халкидику и осадил Олинф, Д. выступил с серией обличит. речей против макед. царя (три Олинфские речи и ещё три «филиппики»). Однако усилий Д. оказалось недостаточно, чтобы побудить афинян к активным действиям. В 348 Филипп II овладел Олинфом, а в 346, посулив афинянам неприкосновенность их владений на Херсонесе Фракийском, склонил их к заключению т. н. Филократова мира (названного по имени одного из афинских послов – Филократа), условия которого позволили ему вторгнуться в Ср. Грецию и разгромить Фокидский союз. Д. был в числе послов, ведших переговоры о мире. Понимая неготовность Афинского гос-ва к решающей схватке, он в специальной речи приветствовал заключение мирного соглашения.
Целью Д. в ближайшие годы стала борьба с промакедонской группировкой в Афинах и, в первую очередь, с одним из её лидеров, видным оратором (и также участником переговоров о мире) Эсхином. Уже в 346 Д. через своего друга Тимарха выдвинул против Эсхина обвинение в нечестном поведении во время переговоров о мире. Эсхин парировал этот удар, выдвинув против Тимарха встречное обвинение в аморальности. В 343 Д. уже сам выступил с обвинениями против Эсхина (речь «О преступном посольстве»).
Новое наступление Филиппа II на греч. города, в частности на Перинф и Византий в зоне черноморских проливов, привело к возобновлению воен. действий между Македонией и Афинами. Д. прилагал всяческие усилия к укреплению обороноспособности Афин и созданию коалиции свободных греч. полисов. Его главным успехом стало привлечение к антимакедонскому союзу беотийских Фив. Однако в 338 в битве при Херонее, в которой Д. участвовал в качестве простого воина, Филипп II разгромил союзные греч. войска, после чего на Балканах установилась макед. гегемония. Филипп II пощадил Афины и не потребовал выдачи вождей антимакедонской группировки, что дало возможность Д. продолжать политич. деятельность. Афинские граждане доверили Д. произнесение надгробного слова при погребении воинов, павших при Херонее. Позднее его избрали в комиссию по укреплению гор. стен, ему же было поручено управление важным финансовым ведомством – зрелищным фондом. Учитывая заслуги Д. перед отечеством, один из его друзей – Ктесифонт в 336 внёс предложение о награждении Д. золотым венком. Формальные причины позволили Эсхину оспорить предложение, а в 330 по этому поводу состоялся судебный процесс, ставший заключит. схваткой двух знаменитых соперников на ораторской трибуне – Д. и Эсхина. Оба они произнесли речи по главному поводу: Эсхин – «Против Ктесифонта о венке», а Д. – «За Ктесифонта о венке», в которых, однако, они не столько обсуждали предложение Ктесифонта, сколько суммировали свои политич. взгляды и свершения. На этот раз победа досталась Д. Когда после смерти Филиппа II вспыхнуло антимакедонское восстание в Фивах, Д. ратовал за всемерную поддержку афинянами восставших, но стремительное вторжение Александра Македонского и разрушение им Фив остановили разрастание антимакедонских настроений.
Постепенно Д. отходит на второй план в политич. жизни Афин. В 324 он оказался втянут в скандальное дело с расхищением большой суммы денег, доставленных в Афины бежавшим от Александра Македонского Гарпалом. Обвинённый в получении взятки от Гарпала, Д. был заключён в тюрьму, откуда бежал в Пелопоннес. В 323, когда после смерти Александра Македонского появилась надежда на освобождение Греции от макед. диктата, Д. с триумфом возвратился в родной город. Однако уже в следующем году поднявшиеся против макед. владычества греки были разгромлены макед. наместником Антипатром. Победитель потребовал от афинян выдачи Д. Тот бежал на о. Калаврия (у сев.-вост. оконечности Пелопоннеса) и там, чтобы не попасть в руки врагов, покончил жизнь самоубийством.
По единодушному свидетельству современников, Д. был выдающимся мастером публичного красноречия. Его выступления отличались страстностью, пафосом и благородством развиваемых идей, убеждённостью в непреходящей ценности свободы и демократии. Речи Д. отличало также совершенство формы – стройность изложения, чистота аттического наречия, особенная ритмичность, заключавшаяся в недопущении следования подряд более двух кратких слогов. Этими качествами отличаются и сохранившиеся речи Д., ибо он был не только оратором-практиком, но и замечательным писателем, неустанно обрабатывавшим свои устные выступления. Под именем Д. до нашего времени дошло большое собрание речей (всего 61), из которых бо́льшая часть – судебные, составленные для частноправовых процессов, а примерно треть – чисто политические (подлинность примерно 20 речей ставится под сомнение).