Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИСОКРА́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 26

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. Д. Фролов
Архив БРЭ Исократ. Римская копия греческой статуи 4 в. до н. э. Вилла Альбани (Рим).

ИСОКРА́Т (’Ισοϰράτης) (436–338 до н. э.), др.-греч. ора­тор, раз­ра­бо­тав­ший жанр пись­мен­но­го крас­но­ре­чия. Про­ис­хо­дил из со­стоя­тель­ной афин­ской се­мьи, по­лу­чил пре­вос­ход­ное об­ра­зо­ва­ние под ру­ко­во­дством со­фис­тов, из ко­то­рых Гор­гий был его гл. на­став­ни­ком. В мо­ло­дые го­ды был так­же бли­зок к Со­кра­ту, чья нрав­ст­вен­ная фи­ло­со­фия и кри­ти­ка изъ­я­нов де­мо­кра­тии ока­за­ли на не­го боль­шое влия­ние. Свою ора­тор­скую карь­е­ру И. на­чал ло­го­гра­фом, плат­ным со­ста­ви­те­лем ре­чей для тя­жу­щих­ся в су­де. При­об­ре­тя из­вест­ность как спе­циа­лист в крас­но­ре­чии, ос­та­вил ре­мес­ло ло­го­гра­фа и от­крыл собств. шко­лу ри­то­ри­ки, ко­то­рая ско­ро ста­ла круп­ней­шим в Гре­ции (на­ря­ду с Ака­де­ми­ей Пла­то­на) цен­тром выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния. Пе­да­го­гич. воз­зре­ния И. от­ли­ча­лись от взгля­дов со­фис­тов: в ри­то­ри­ке он ви­дел не про­сто ору­дие убе­ж­де­ния, но сред­ст­во из­ло­же­ния в со­вер­шен­ной фор­ме вы­со­ких нрав­ст­вен­ных и по­ли­тич. идеа­лов. Объ­яв­ляя ри­то­ри­ку ви­дом выс­шей нау­ки (срод­ни фи­ло­со­фии), он со­дей­ст­во­вал то­му, что об­ра­зо­ва­ние и ли­те­ра­ту­ра в ан­тич­ном ми­ре при­об­ре­ли яр­ко вы­ра­жен­ную ри­то­рич. ок­ра­ску.

Из мно­го­числ. про­из­ве­де­ний И. до на­ше­го вре­ме­ни дош­ли 21 речь и 9 пи­сем, ад­ре­со­ван­ных разл. по­ли­тич. дея­те­лям. Из ре­чей наи­боль­ший ин­те­рес пред­став­ля­ют «Па­не­ги­рик» (380), «Аре­о­па­ги­тик» (354) и «Фи­липп» (344). По­ли­тич. идеа­лы И. от­ра­жа­ли ин­те­ре­сы знат­ной и бога­той час­ти греч. об­ще­ст­ва. В «Па­не­ги­ри­ке» раз­ви­та па­нэл­лин­ская идея – при­зыв к объ­е­ди­не­нию греч. по­ли­сов и осу­ще­ст­в­ле­нию со­вме­ст­ны­ми си­ла­ми за­вое­ва­тель­но­го по­хо­да на Вос­ток. В «Арео­па­ги­ти­ке» пред­став­ле­на про­грам­ма пре­об­ра­зо­ва­ния греч. (афин­ско­го) об­ще­ст­ва на кон­сер­ва­тив­ных на­ча­лах. В «Фи­лип­пе» осу­ще­ст­в­ле­ние па­нэл­лин­ской про­грам­мы свя­за­но с объ­е­ди­не­ни­ем Гре­ции под вла­стью силь­но­го мо­нар­ха – ма­кед. ца­ря Фи­лип­па II. Раз­ви­тие па­нэл­лин­ской и мо­нар­хи­че­ской док­трин де­ла­ет И. ду­хов­ным пред­те­чей эл­ли­низ­ма. Ре­чи И. счи­та­лись об­раз­цом пуб­лич­но­го крас­но­ре­чия и в Но­вое вре­мя; их изу­че­ние вхо­ди­ло в об­ра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы как на За­па­де, так и в Рос­сии.

Соч.: Discours / Texte etabli et tra­du­it par G. Mathieu, E. Bremond. P., 1928–1962. Vol. 1–4; Ре­чи. Пись­ма // Вест­ник древ­ней ис­то­рии. 1965. № 3–4. 1966. № 1–4. 1967. № 1, 3–4. 1968. № 1–4. 1969. № 1–2.

Лит.: Бо­ру­хо­вич ВГ., Фро­лов ЭД. Пуб­ли­ци­сти­че­ская дея­тель­ность Исо­кра­та // Вест­ник древ­ней ис­то­рии. 1969. № 2; Исае­ва ВИ. Ан­тич­ная Гре­ция в зер­ка­ле ри­то­ри­ки: Исо­крат. М., 1994.

Вернуться к началу