ИСОКРА́Т
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИСОКРА́Т (’Ισοϰράτης) (436–338 до н. э.), др.-греч. оратор, разработавший жанр письменного красноречия. Происходил из состоятельной афинской семьи, получил превосходное образование под руководством софистов, из которых Горгий был его гл. наставником. В молодые годы был также близок к Сократу, чья нравственная философия и критика изъянов демократии оказали на него большое влияние. Свою ораторскую карьеру И. начал логографом, платным составителем речей для тяжущихся в суде. Приобретя известность как специалист в красноречии, оставил ремесло логографа и открыл собств. школу риторики, которая скоро стала крупнейшим в Греции (наряду с Академией Платона) центром высшего образования. Педагогич. воззрения И. отличались от взглядов софистов: в риторике он видел не просто орудие убеждения, но средство изложения в совершенной форме высоких нравственных и политич. идеалов. Объявляя риторику видом высшей науки (сродни философии), он содействовал тому, что образование и литература в античном мире приобрели ярко выраженную риторич. окраску.
Из многочисл. произведений И. до нашего времени дошли 21 речь и 9 писем, адресованных разл. политич. деятелям. Из речей наибольший интерес представляют «Панегирик» (380), «Ареопагитик» (354) и «Филипп» (344). Политич. идеалы И. отражали интересы знатной и богатой части греч. общества. В «Панегирике» развита панэллинская идея – призыв к объединению греч. полисов и осуществлению совместными силами завоевательного похода на Восток. В «Ареопагитике» представлена программа преобразования греч. (афинского) общества на консервативных началах. В «Филиппе» осуществление панэллинской программы связано с объединением Греции под властью сильного монарха – макед. царя Филиппа II. Развитие панэллинской и монархической доктрин делает И. духовным предтечей эллинизма. Речи И. считались образцом публичного красноречия и в Новое время; их изучение входило в образовательные программы как на Западе, так и в России.