КАРА́-ТЕПЕ́
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРА́-ТЕПЕ́ (тюрк. – Чёрный холм), буддийский культовый центр 2-й пол. 1 – 6 вв. в Ср. Азии (ныне на юге Узбекистана). Остатки К.-т. находятся в сев.-зап. углу городища Термез Старый. Открыт и интерпретирован как буддийский монастырь А. С. Стрелковым в 1926; в 1961–91, 1994 изучался экспедицией, возглавляемой Б. Я. Стависким, с 1996 – узб.-япон. экспедицией под рук. Ш. Р. Пидаева и К. Като. К.-т. занимает трёхглавую возвышенность (пл. 8 га). На склонах юж. и зап. холмов – разновременные небольшие монастыри (сырцовые постройки и дворы, примыкающие к пещерам, вырубленным в песчанике). Эта традиция восходит к наземно-пещерным монастырям Зап. Индии 2–1 вв. до н. э. На сев. вершине – обширный наземный комплекс: вокруг прямоугольного двора – монашеские кельи, помещения для проведения ритуалов и собраний. С сев. стороны к нему примыкает монументальная ступа на прямоугольной платформе, включающей в себя более раннюю ступу с круглым основанием. Такая планировка типична для ср.-азиат. буддийских монастырей кушанского времени (1–3 вв. н. э.). Сооружения были украшены каменной и глиноганчевой скульптурой, настенной живописью. Среди находок – монеты (кушанские, кушано-сасанидские, чекан термезских правителей); надписи на керамике греч. письмом на бактрийском яз. (см. Иранские языки), а также выполненные письмом кхароштхи и брахми (см. Индийское письмо), в т. ч.: содержащие, вероятно, назв. К.-т. (или его части), означающее «монастырь правителя»; название школы, представители которой проживали на К.-т., – махасангхика, относящейся к хинаяне (см. в ст. Тхеравада). Расцвет К.-т. относится ко 2 – 1-й пол. 3 вв. Упадок (со 2-й пол. 3 в.) связывается с завоеваниями Сасанидов, в результате которых буддизм лишился поддержки местных правителей. В 4–6 вв. жители г. Термез использовали часть заброшенных пещер и помещений для погребений (трупоположения, сопровождавшиеся керамич. посудой, монетами, украшениями), вход в которые застраивали стенами из сырцового кирпича. К.-т. полностью оставлен буддистами до появления в Термезе арабов (кон. 7 в.). В 9–10 вв. одна из пещер юж. холма была расписана и использована под христианскую церковь, просуществовавшую недолго. Судя по настенным надписям, в 11–12 вв. пещеры К.-т. служили для проведения постов мусульм. отшельниками.