Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРА́-ТЕПЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 85

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. К. Мкртычев
Кара-тепе. Голова Будды. Фреска. 2–4 вв. Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации художественных произведений (Москва).

КАРА́-ТЕПЕ́ (тюрк. – Чёр­ный холм), буд­дий­ский куль­то­вый центр 2-й пол. 1 – 6 вв. в Ср. Азии (ны­не на юге Уз­бе­ки­ста­на). Ос­тат­ки К.-т. на­хо­дят­ся в сев.-зап. уг­лу го­ро­ди­ща Тер­мез Ста­рый. От­крыт и ин­тер­пре­ти­ро­ван как буд­дий­ский мо­на­стырь А. С. Стрел­ко­вым в 1926; в 1961–91, 1994 изу­чал­ся экс­пе­ди­ци­ей, воз­глав­ляе­мой Б. Я. Ста­ви­ским, с 1996 – узб.-япон. экс­пе­ди­ци­ей под рук. Ш. Р. Пи­дае­ва и К. Ка­то. К.-т. за­ни­ма­ет трёх­гла­вую воз­вы­шен­ность (пл. 8 га). На скло­нах юж. и зап. хол­мов – раз­но­вре­мен­ные не­боль­шие мо­на­сты­ри (сыр­цо­вые по­строй­ки и дво­ры, при­мы­каю­щие к пе­ще­рам, вы­руб­лен­ным в пес­ча­ни­ке). Эта тра­ди­ция вос­хо­дит к на­зем­но-пе­щер­ным мо­на­сты­рям Зап. Ин­дии 2–1 вв. до н. э. На сев. вер­ши­не – об­шир­ный на­зем­ный ком­плекс: во­круг пря­мо­уголь­но­го дво­ра – мо­на­ше­ские ке­льи, по­ме­ще­ния для про­ве­де­ния ри­туа­лов и со­б­ра­ний. С сев. сто­ро­ны к не­му при­мы­ка­ет мо­ну­мен­таль­ная сту­па на пря­мо­уголь­ной плат­фор­ме, вклю­чаю­щей в се­бя бо­лее ран­нюю сту­пу с круг­лым ос­но­ва­ни­ем. Та­кая пла­ни­ров­ка ти­пич­на для ср.-ази­ат. буд­дий­ских мо­на­сты­рей ку­шан­ско­го вре­ме­ни (1–3 вв. н. э.). Со­ору­же­ния бы­ли ук­ра­ше­ны ка­мен­ной и гли­но­ган­че­вой скульп­ту­рой, на­стен­ной жи­во­пи­сью. Сре­ди на­хо­док – мо­не­ты (ку­шан­ские, ку­ша­но-са­са­нид­ские, че­кан тер­мез­ских пра­ви­те­лей); над­пи­си на ке­ра­ми­ке греч. пись­мом на бак­трий­ском яз. (см. Иран­ские язы­ки), а так­же вы­пол­нен­ные пись­мом кха­рошт­хи и брах­ми (см. Ин­дий­ское пись­мо), в т. ч.: со­дер­жа­щие, ве­роят­но, назв. К.-т. (или его час­ти), оз­на­чающее «мо­на­стырь пра­ви­те­ля»; на­зва­ние шко­лы, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рой про­жи­ва­ли на К.-т., – ма­ха­санг­хи­ка, от­но­ся­щей­ся к хи­ная­не (см. в ст. Тхе­ра­вада). Рас­цвет К.-т. от­но­сит­ся ко 2 – 1-й пол. 3 вв. Упа­док (со 2-й пол. 3 в.) свя­зы­ва­ет­ся с за­вое­ва­ния­ми Са­са­ни­дов, в ре­зуль­та­те ко­то­рых буд­дизм ли­шил­ся под­держ­ки ме­ст­ных пра­ви­те­лей. В 4–6 вв. жи­те­ли г. Тер­мез ис­поль­зо­ва­ли часть за­бро­шен­ных пе­щер и по­ме­ще­ний для по­гре­бе­ний (тру­по­по­ло­же­ния, со­про­во­ж­дав­шие­ся ке­ра­мич. по­су­дой, мо­не­та­ми, ук­ра­ше­ния­ми), вход в ко­то­рые за­страи­ва­ли сте­на­ми из сыр­цо­во­го кир­пи­ча. К.-т. пол­но­стью ос­тав­лен буд­ди­ста­ми до по­яв­ле­ния в Тер­ме­зе ара­бов (кон. 7 в.). В 9–10 вв. од­на из пе­щер юж. хол­ма бы­ла рас­пи­са­на и ис­поль­зо­ва­на под хри­сти­ан­скую цер­ковь, про­су­ще­ст­во­вав­шую не­дол­го. Су­дя по на­стен­ным над­пи­сям, в 11–12 вв. пе­ще­ры К.-т. слу­жи­ли для про­ве­де­ния по­стов му­сульм. от­шель­ника­ми.

Лит.: Грек Т. В. Ка­ра-те­пе – буд­дий­ский пе­щер­ный мо­на­стырь в Ста­ром Тер­ме­зе. М., 1964; Буд­дий­ские пе­ще­ры Ка­ра-те­пе в Ста­ром Тер­ме­зе. М., 1969; Буд­дий­ский куль­то­вый центр Ка­ра-те­пе в Ста­ром Тер­ме­зе. М., 1972; Но­вые на­ход­ки на Ка­ра-те­пе в Ста­ром Тер­ме­зе. М., 1975; Буд­дий­ские па­мят­ни­ки Ка­ра-те­пе в Ста­ром Тер­ме­зе. М., 1982; Буд­дий­ские ком­плек­сы Ка­ра-те­пе в Ста­ром Тер­ме­зе. М., 1996; Staviskii B., Mkrtychev T. Qara-Tepe in Old Ter­mez: on the history of the monument // Bul­letin of Asia Institute. 1996. Vol. 10; Пи­да­ев Ш. Р., Ка­то К. Ар­хео­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния в буд­дий­ском куль­то­вом цен­тре Ка­ра-те­пе // Ар­хео­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния в Уз­бе­ки­ста­не. Таш., 2006. Вып. 5. 

Вернуться к началу