Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕРМЕ́З СТА́РЫЙ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 68-69

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. К. Мкртычев
Рельеф с изображением Будды из монастыря Фаяз-Тепе в Старом Термезе. Музей истории Узбекистана (Ташкент).

ТЕРМЕ́З СТА́РЫЙ, ком­плекс ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков на бе­ре­гу р. Аму­да­рья, в 5 км за­пад­нее совр. г. Тер­мез (Сур­хан­дарь­ин­ский ви­лоят, Уз­бе­ки­стан). Опи­са­ния как Ша­ар-Гуль-Гу­ля с нач. 19 в. Ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния с 1926 [Б. П. Де­ни­ке, М. Е. Мас­сон, В. А. Шиш­кин, В. Д. Жу­ков, Б. Я. Ста­ви­ский, Л. И. Аль­ба­ум, Ш. Пи­да­ев, Ш. Рах­ма­нов, П. Ле­риш (Фран­ция), К. Ка­то (Япо­ния) и др.]. Пл. ок. 500 га. В 3–2 вв. до н. э. воз­ник­ли ци­та­дель (400×200 м) и близ её сев.-зап. уг­ла т. н. Ма­лый Чин­гиз (пор­то­вое со­ору­же­ние, за­тем – храм). Ря­дом ис­сле­до­ва­те­лей ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с Алек­санд­ри­ей Ок­си­ан­ской у Пто­ле­мея, позд­нее – Ан­тио­хи­ей-Тар­ми­той. В 1–2 вв. н. э. (рас­цвет Ку­шан­ско­го цар­ст­ва) воз­во­дят­ся ди­на­стий­ное свя­ти­ли­ще Боль­шой Чин­гиз, буд­дий­ские центр Ка­ра-Те­пе, мон. Фа­яз-Те­пе, сту­па Зур­ма­ла. Вал на се­ве­ро-за­па­де Т. С. счи­та­ют гор. сте­ной или ак­ве­ду­ком. В опи­са­нии Сю­ань Цза­на (630) и др. (в осн. буд­дий­ских) ис­точ­ни­ках Т. С. из­вес­тен как Та­ми, Тар­ми­та и др. В 689 араб. вое­на­чаль­ник Му­са бен Аб­дал­лах за­хва­тил Т. С. и был здесь не­за­ви­си­мым пра­ви­те­лем. В 704 го­род был взят Ос­ма­ном бен Ма­су­дом, пос­ле че­го во­шёл в Араб. ха­ли­фат. В 9 в. Т. С. рас­ши­рил­ся на вос­ток по оро­сит. ка­на­лам в сто­ро­ну Сур­хан­да­рьи; к за­паду от ци­та­де­ли скла­ды­ва­ет­ся ар­хит. ком­плекс над мо­ги­лой су­фия аль-Ха­ки­ма ат-Тир­ми­зи (ум. 869). С 10 в. Т. С. (пл. 175 га) вклю­чал: ци­та­дель; ме­ди­ну (см. Шах­ри­стан); ра­бад с ме­че­тью, ми­на­ре­том (1032); су­ра­ди­кат, где бы­ли са­ды и за­го­род­ные ре­зи­ден­ции зна­ти, с 11 в. – «Дво­рец тер­мез­ских пра­ви­те­лей» и обо­ро­нит. сте­на. По­сле раз­гро­ма мон­го­ло-та­та­ра­ми в 1220 на­сту­па­ет упа­док го­ро­да. Ча­стич­но вос­ста­нов­лен Ча­га­таи­да­ми, позд­нее им вла­де­ли Ти­му­ри­ды и Шей­ба­ни­ды; во­ен. зна­че­ние име­ла ци­та­дель. В 17 в. при Джа­ни­дах го­род был прак­ти­чес­ки раз­ру­шен. В 1758 вос­ста­нов­лен бу­хар­ским ха­ном Му­хам­мед-Ра­хи­мом (Му­хам­мад Ра­хим-бий), но вско­ре окон­ча­тель­но опус­тел.

Лит.: Тр. Уз­бе­ки­стан­ско­го фи­лиа­ла АН СССР. Сер. 1. Ис­то­рия и ар­хео­ло­гия. Таш., 1941. Вып. 2; Мкрты­чев Т. К. Кон­фес­сио­наль­ный фак­тор в ис­то­рии раз­ви­тия Тер­ме­за // Го­род­ская куль­ту­ра Бак­трии-То­ха­ри­ста­на. Са­мар­канд, 1995; 2500 лет Тер­ме­зу. Таш., 2001; Leriche P. Termez antique et medieval // La bactriane au carrefour des routes et des civiliza­tions de l’Asia Centrale. P., 2001.

Вернуться к началу