СЮА́НЬ ЦЗАН
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЮА́НЬ ЦЗАН (кит. – Тайная мощь) (ок. 602–664), кит. путешественник и религ. деятель. Из семьи учёных. Получил конфуцианское образование, но с детства интересовался буддизмом, с 611 жил в монастыре в Лояне, в 622 принял монашество. В 629, несмотря на запрет покидать кит. империю, отправился в Индию по сев. ветви Великого шёлкового пути для изучения исконного буддизма и оригиналов священных текстов. В нач. 630 достиг Турфана, затем, пройдя через Карашар, Кучу и Аксу, пересёк Тянь-Шань, обогнул Иссык-Куль и в Чуйской долине был с почётом принят ханом Зап. Тюркского каганата. Миновав Чач (Шаш; ныне Ташкент), прибыл в Самарканд, затем – в Балх, где находился самый зап. монастырь буддийского мира. Посетил Бамиан, подробно описал находящиеся там гигантские статуи Будды. Продвигаясь к востоку, достиг Адинапура (ныне Джелалабад), бывшего тогда частью Индии, где впервые встретил индуистов и джайнов. На своём пути учился у монахов разных школ и собирал неизвестные в Китае священные тексты. Прошёл Хайберский перевал и достиг Пурушапуры (совр. Пешавар), быв. столицы Гандхары, в 631 – Кашмира, в 632–633 учился у трёх лучших наставников монастырей. В 635–636 путешествовал по сев.-инд. империи Харша. В 637 прибыл в Лумбини – место рождения Будды, а затем в Кушинагару – место его успения. Таким образом С. посетил все важнейшие буддийские святыни и почти на два года остановился в Наланде – крупнейшем буддийском ун-те в Бихаре. В итоге С. стал наиболее разносторонне образованным буддийским богословом своего времени. Из Наланды С. отправился на восток Индии и в Бенгалию, в 643 – на юг и достиг Канчи – столицы гос-ва Паллавов и крупнейшего центра буддизма на юге Индии. В 645 по юж. ветви Великого шёлкового пути (через Кашгар и Хотан) вернулся в Китай, где был принят с величайшими почестями. Удалился в монастырь в Чанъани и занимался переводом и комментированием 657 привезённых им буддийских текстов. Стал основателем вост.-азиат. версии Йогачары, оказавшей сильнейшее влияние на все школы дальневосточного буддизма. При поддержке императора создал школу переводчиков (где были переведены ок. 1330 свитков буддийских текстов). В 646 по просьбе императора составил книгу о своём путешествии «Записки о западных краях [в эпоху] Великой Тан» («Да-Тан Сиюй цзи») – ценнейший источник по истории ср.-век. Центр. и Юж. Азии. Десятки городов и монастырей впервые упоминались именно там, описания С. позволили уже в Новое время обнаружить следы многих забытых святынь.