Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЮА́НЬ ЦЗАН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 521

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Дмитриев

СЮА́НЬ ЦЗАН (кит. – Тай­ная мощь) (ок. 602–664), кит. пу­те­ше­ст­вен­ник и ре­лиг. дея­тель. Из се­мьи учё­ных. По­лу­чил кон­фу­ци­ан­ское об­ра­зо­ва­ние, но с дет­ст­ва ин­те­ре­со­вал­ся буд­диз­мом, с 611 жил в мо­на­сты­ре в Лоя­не, в 622 при­нял мо­на­ше­ст­во. В 629, не­смот­ря на за­прет по­ки­дать кит. им­пе­рию, от­пра­вил­ся в Ин­дию по сев. вет­ви Ве­ли­ко­го шёл­ко­во­го пу­ти для изу­че­ния ис­кон­но­го буд­диз­ма и ори­ги­на­лов свя­щен­ных тек­стов. В нач. 630 дос­тиг Тур­фа­на, за­тем, прой­дя че­рез Ка­ра­шар, Ку­чу и Ак­су, пе­ре­сёк Тянь-Шань, обо­гнул Ис­сык-Куль и в Чуй­ской до­ли­не был с по­чё­том при­нят ха­ном Зап. Тюрк­ско­го ка­га­на­та. Ми­но­вав Чач (Шаш; ны­не Таш­кент), при­был в Са­мар­канд, за­тем – в Балх, где на­хо­дил­ся са­мый зап. мо­на­стырь буд­дий­ско­го ми­ра. По­се­тил Ба­ми­ан, под­роб­но опи­сал на­хо­дя­щие­ся там ги­гант­ские ста­туи Буд­ды. Про­дви­га­ясь к вос­то­ку, дос­тиг Ади­на­пу­ра (ны­не Дже­ла­ла­бад), быв­ше­го то­гда ча­стью Ин­дии, где впер­вые встре­тил ин­дуи­стов и джай­нов. На сво­ём пу­ти учил­ся у мо­на­хов раз­ных школ и со­би­рал не­из­вест­ные в Ки­тае свя­щен­ные тек­сты. Про­шёл Хай­бер­ский пе­ре­вал и дос­тиг Пу­ру­ша­пу­ры (совр. Пе­ша­вар), быв. сто­ли­цы Ганд­ха­ры, в 631 – Каш­ми­ра, в 632–633 учил­ся у трёх луч­ших на­став­ни­ков мо­на­сты­рей. В 635–636 пу­те­ше­ст­во­вал по сев.-инд. им­пе­рии Хар­ша. В 637 при­был в Лум­би­ни – ме­сто ро­ж­де­ния Буд­ды, а за­тем в Ку­ши­на­га­ру – ме­сто его ус­пе­ния. Та­ким об­ра­зом С. по­се­тил все важ­ней­шие буд­дий­ские свя­ты­ни и поч­ти на два го­да ос­та­но­вил­ся в На­лан­де – круп­ней­шем буд­дий­ском ун-те в Би­ха­ре. В ито­ге С. стал наи­бо­лее раз­но­сто­рон­не об­ра­зо­ван­ным буд­дий­ским бо­го­сло­вом сво­его вре­ме­ни. Из На­лан­ды С. от­пра­вил­ся на вос­ток Ин­дии и в Бен­га­лию, в 643 – на юг и дос­тиг Кан­чи – сто­ли­цы гос-ва Пал­ла­вов и круп­ней­ше­го цен­тра буд­диз­ма на юге Ин­дии. В 645 по юж. вет­ви Ве­ли­ко­го шёл­ко­во­го пу­ти (че­рез Каш­гар и Хо­тан) вер­нул­ся в Ки­тай, где был при­нят с ве­ли­чай­ши­ми по­чес­тя­ми. Уда­лил­ся в мо­на­стырь в Чанъ­а­ни и за­ни­мал­ся пе­ре­во­дом и ком­мен­ти­ро­ва­ни­ем 657 при­ве­зён­ных им буд­дий­ских тек­стов. Стал ос­но­ва­те­лем вост.-ази­ат. вер­сии Йо­га­ча­ры, ока­зав­шей силь­ней­шее влия­ние на все шко­лы даль­не­восточ­но­го буд­диз­ма. При под­держ­ке им­пе­ра­то­ра соз­дал шко­лу пе­ре­во­дчи­ков (где бы­ли пе­ре­ве­де­ны ок. 1330 свит­ков буд­дий­ских тек­стов). В 646 по прось­бе им­пе­ра­то­ра со­ста­вил кни­гу о сво­ём пу­те­ше­ст­вии «За­пис­ки о за­пад­ных кра­ях [в эпо­ху] Ве­ли­кой Тан» («Да-Тан Си­юй цзи») – цен­ней­ший ис­точ­ник по ис­то­рии ср.-век. Центр. и Юж. Азии. Де­сят­ки го­ро­дов и мо­на­сты­рей впер­вые упо­ми­на­лись имен­но там, опи­са­ния С. по­зво­ли­ли уже в Но­вое вре­мя об­на­ру­жить сле­ды мно­гих за­бы­тых свя­тынь.

Соч.: За­пис­ки о за­пад­ных стра­нах [эпо­хи] Ве­ли­кой Тан (Да Тан си юй цзи). М., 2012.

Вернуться к началу