Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАНДХА́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 381-382

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Х. Стародуб, Б. Я. Ставиский
Гандхара. Статуя Будды. Камень. 2–3 вв. Частное собрание.

ГАНДХА́РА, ис­то­ри­ко-куль­тур­ная об­ласть на се­ве­ро-за­па­де п-ова Ин­до­стан (тер­ри­то­рия совр. Па­ки­ста­на). С сер. 1-го тыс. до н. э. вхо­ди­ла в со­став Ахе­ме­ни­дов го­су­дар­ст­ва; за­тем бы­ла под вла­стью Ма­урь­ев, сак­ских пра­ви­те­лей, Гре­ко-Бак­трий­ско­го цар­ст­ва, Пар­фии, Ку­шан­ско­го цар­ст­ва, Гуп­тов, эф­та­ли­тов и др. Круп­ны­ми гор. цен­тра­ми Г. бы­ли Шах­джи-Дхе­ри (сто­ли­ца Г. – Пуш­ка­ла­ва­ти), Так­си­ла, Бхи­та и др. Куль­ту­ра и иск-во Г. тес­но свя­за­ны с буд­диз­мом, окон­ча­тель­но ут­вер­див­шим­ся здесь при Ашо­ке. По­ло­же­ние Г. на пу­тях из Ин­дии в Центр. Азию и её вхо­ж­де­ние в со­став разл. го­су­дарств при­ве­ли к фор­ми­ро­ва­нию в Г. в по­след­ние ве­ка до н. э. – пер­вые ве­ка н. э. спе­ци­фич. вет­ви вост.-эл­лини­стич. изо­бра­зит. иск-ва, ока­зав­шей зна­чит. влия­ние на буд­дий­ское иск-во Ср. и Центр. Азии и Даль­не­го Вос­то­ка.

Гандхара. «Рождение Будды». Барельеф. Камень. 2–3 вв.

В гра­до­строи­тель­ст­ве Г. со­еди­ни­лись эл­ли­ни­стич. и ин­дий­ские прин­ци­пы пла­ни­ров­ки (го­ро­ди­ща Сир­кап и Сир­сукх в Так­си­ле, Чар­сад­да, или Хар­са­да, в рай­оне Пе­ша­ва­ра). Го­ро­да Г. име­ли слож­ные фор­ти­фи­кац. со­ору­же­ния, ре­гу­ляр­ную пла­ни­ров­ку, объ­е­ди­няю­щую двор­цы, пло­ща­ди, куль­то­вые ком­плек­сы, до­ма (выс. до 4 эта­жей), ис­поль­зо­ва­лось мо­ще­ние улиц, строи­лись ка­мен­ные и кир­пич. ко­лод­цы, во­до­от­вод­ные со­ору­же­ния. Око­ло го­ро­дов и в го­рах соз­да­ва­лись мо­на­сты­ри, где во­круг ступ рас­по­ла­га­лись мо­лель­ные за­лы, жи­лые и хо­зяйств. по­ме­ще­ния. Для иск-ва Г. ха­рак­тер­но пре­иму­ществ. раз­ви­тие скульп­ту­ры (не­боль­шие ка­мен­ные хра­мо­вые ста­туи и рель­е­фы на те­мы из жиз­ни Буд­ды, сю­жет­ные ком­по­зи­ции), в ко­то­рой буд­дий­ское со­дер­жа­ние и инд. ху­дож. тра­ди­ция бы­ли пе­ре­ос­мыс­ле­ны в ду­хе эл­ли­ни­стич. и рим. пла­сти­ки (пе­ре­да­ча дра­пи­ро­вок, объ­ё­ма те­ла). В иск-ве Г. впер­вые поя­ви­лись ан­тро­по­морф­ные изо­бра­же­ния Буд­ды (Буд­да из Мар­да­на, Буд­да из Шах­ри-Бах­ло­ла). В не­кото­рых па­мят­ни­ках Г. (стен­ные рос­пи­си) ощу­ти­мо влия­ние ахе­ме­нид­ско­го иск-ва. Ху­дож. тра­ди­ции Г. про­сле­жи­ва­ют­ся до 7 в. н. э. (т. н. позд­не­ганд­хар­ская шко­ла).

Лит.: Buchthal H. The Western aspects of Gand­hara sculpture. L., [1946]; Marshall J. The Buddhist art of Gandhãra. Camb., 1960; Пу­га­чен­ко­ва Г. А. Ис­кус­ст­во Ганд­ха­ры. М., 1982; Dani A. H. Gandha̅ art of Pakistan. 2nd ed. Islamabad, 1992.

Вернуться к началу