СТУ́ПА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТУ́ПА (санскр. stūpa – верхушка, куча, холм), в буддизме реликварное, погребальное или мемориальное сооружение, внутри которого заключены фрагменты мощей Будды, его учеников, последователей, а также предметы культа. Первые 8 несохранившихся С., по преданию, сооружены в Древней Индии в 6 в. до н. э. для захоронения разделённых после кремации на 8 частей останков Будды Шакьямуни. Самые ранние из сохранившихся С. (в Санчи и Бхархуте, сер. 3 в. до н. э.) возведены по приказу Ашоки: по легенде, он велел вновь разделить останки Будды (уже на 84 тыс. частей) и отправил их с миссиями монахов во все концы своей державы и др. страны для возведения там святилищ. Др.-инд. С. имеют невысокую платформу, обнесённую круглой оградой с 4 воротами, мощное полусферич. тело с квадратным реликварием наверху и зонтичное навершие. Полусферич. С. сооружались в Гандхаре (2 в. до н. э. – 7 в. н. э.), в Кушанском царстве (1–3 вв. н. э.). Камера с реликвиями может находиться в разных частях С., и доступа к ней, как правило, нет; поэтому С. часто считается сооружением без внутр. пространства. Находящиеся в С. реликвии (чайтья, четия) делятся на 4 вида: телесные; реликвии дхармы; «ассоциативные» (чаши для подаяний, фрагменты одеяний и др.) и «условные» (статуи будд и т. п.). Считается, что они обладают магич. энергией теджа, распространяющейся на весь архит. памятник и всех молящихся перед ним.
С. служит напоминанием о достижении Буддой нирваны, является знаком буддийского Пути. Её 3 осн. части символизируют буддийские драгоценности: Будду, дхарму и сангху. Объёмно-пространственная структура С. уподобляется строению Вселенной; в целом она ассоциируется с мифич. горой Меру, грани и выступы основания символизируют 4 или 8 сторон света. Ворота в центре каждой стороны ограды С. интерпретируются как знаки 4 важнейших событий в жизни Будды: рождение, просветление, первая проповедь и переход в нирвану.
С. существует во многих иконографич. вариантах. На Дальнем Востоке сложился тип башнеобразного святилища (см. Пагода). В Юж. и Юго-Вост. Азии С. обрели свои особенности, развиваясь в русле тхеравады. Наиболее близки древнеиндийским С. Шри-Ланки [тхупа или дагоба (дагаба)]. Первая С. была заложена в Анурадхапуре в 3 в. до н. э. – Тхупарама в мон. Махавихара, сохранившая традиц. структуру: квадратный фундамент, окружённый 3 круглыми террасами, на которые с 4 сторон ведут лестницы; куполообразное тело, на куполе – кубич. хармика (или хатара-котува), «трон Будды», увенчанный зонтичным шпилем; к С. примыкают небольшие строения-вахалькады с ложными входами. Подобную форму, получившую название сингальской или цейлонской, имеют почти все древние С. Шри-Ланки: в Анурадхапуре – Руванвели (2–1 вв. до н. э.), Мирисавати (2 в. до н. э.), Абхаягири (1 в. до н. э.), Джетавана (4 в. н. э.); в Михинтале – Махасэя и Махиндасэя (3–2 вв. до н. э.); в Полоннаруве – Ранкотвихара (1153–1186); Киривихара (12 в.) и Сат-Махал-пасада (12 в.), имеющая вид 7-этажной ступенчатой башни.
В Непале под влиянием инд. образцов с 3 в. до н. э. возводились С. (чайтьи) со ступенчатым основанием, куполообразным телом и хармикой, увенчанной башенкой; с кон. 14 в. на хармике изображаются «глаза Будды» (символизировали Ади-Будду): напр., Боднатх (Бодхнатх; 5–6 вв., перестроена в 7–9 вв. и в 15 в.) и Сваямбхунатх (8–9 вв.) в Катманду. Из Непала архит. тип С. распространился в Тибете, где С. (чортен) имели высокую многоступенчатую базу, полусферич. тело, хармику и конич. башенку с зонтичным шпилем; изображения «глаз Будды» на хармике появляются с 15 в. [Кумбум (Панго-чортен) в Гьянгдзе (1-я пол. 15 в.) с планом в форме мандалы, и др.]. Из Тибета тип С. проник в 16–17 вв. в Монголию и Бурятию, где подобные сооружения получили назв. «субурган» (в мон. Эрдэни-дзу, 16 в., и др.). К уникальным буддийским С. относится Боробудур (кон. 8 – нач. 9 вв.) на о. Ява (Индонезия).
В Мьянме остатки древней колоколообразной С. (зеди, или пхэя) на круглой платформе обнаружены в Бейтэноу (2 в. н. э.). С. пьюской Тэйейкхитэе (Бободжи, Пхэячжи и Пхэяма, 5–6 вв.) имеют ступенчатый пьедестал (писэя), сильно вытянутую яйцеобразную или цилиндрич. часть (кхаунлаун) и зонт (тхи). В эпоху гос-ва Паган (11–13 вв.) формы С. усложняются. Ещё близка пьюской С. Бупхэя (ок. 850) в Пагане; Швезигон (2-я пол. 11 – нач. 12 вв.) – уже классич. вариант верхнемьянманских С.: высокое квадратное 5-ярусное основание, украшенное изразцами со сценами из джатак, стороны основания прорезаны лестничными маршами. Тип нижнемьянманских С. представляет Шведагон в Янгоне (14–17 вв.), основанный, по легенде, при жизни Будды. Как и Швезигон, он целиком позолочен, но верхняя часть над колоколом сильнее вытянута и завершена конусовидным «бутоном лотоса» с зонтом, украшенным тысячами драгоценных камней. С., имеющие внизу помещения (обычно обходные галереи) с реликварной камерой, называются в Мьянме патхоу-зеди (Ботатхаун в Янгоне, 14–15 вв.).
В гос-ве Фунань С. имела вид башнеобразного святилища-прасата. От него происходит тип тайской С.-пранг, сложившейся в гос-ве Дваравати. Ранние её образцы – кирпичные башни с квадратным или октогональным основанием, одним или 4 порталами и высоким пирамидальным перекрытием. В этот же период появился колоколообразный (сингальский) тип тайской С. – чеди. Древнейший пример – Пхрапатхом в Накхонпатхоме (основана в 3 в. до н. э., перестроена), ставшая после перестроек в 19–20 вв. самой высокой С. в мире. На севере Таиланда известны башнеобразные С. с квадратными уменьшающимися кверху ярусами, в многочисл. нишах которых установлены статуи будд (Тямтхеви и Махатхат в Лампхуне, 7–12 вв.). В 11–19 вв. С. приобретают более развитые формы и сложный стукковый декор (Прасатпхимай в Пхимае, 11 в.; Самйот и Махатхат в Лопбури, 12 в., и др.). Массивный ступенчатый пьедестал с 8 малыми С. и изящное завершение в виде «почки лотоса» имеет С. Махатхат (13 в.) в Сукхотхае; там же есть и чеди, цоколь которых обрамляют полуфигуры слонов (Чанглом, 14 в.; Сарасак, 15 в.). Три величественные чеди мон. Сисанпхет в Аюттхае (15 в.) завершены высокой пирамидой-чатрой из множества колец. Сильно вытянутые скруглённые верхние части, ложные порталы отличают пранги Аюттхаи (Пхрарам и Ратчабурана, 15 в.) и Бангкока (в мон. Арун, кон. 18 – сер. 19 вв., и др.).
В Лаосе возводились С.-тхаты – многоярусные, восходящие к кхмерскому прасату (Тхатпханом, ныне на территории Таиланда; основан в 6 в.). Полусферу образует купол Тхат-Макмо в Луангпхабанге (нач. 16 в.), а у тхата Дам во Вьентьяне (15–16 вв.) он сильно вытянут. Типичной для Лаоса является С. с туловом в виде бутыли или графина с узким горлом (Тхат-Луанг во Вьентьяне, основан, по легенде, в 3 в. до н. э., перестроен в 16 в., и др.).