ЛОПБУ́РИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛОПБУ́РИ, город в Таиланде, адм. центр одноим. провинции. Нас. 55,6 тыс. чел. (2010). Расположен в юж. части долины Чаупхрая (Менам), на вост. берегу р. Лопбури (ок. 160 км к северу от Бангкока). Согласно тайским летописям, основан в 475; сначала носил назв. Лавапура (Львиный город), сокр. – Лаво. До сер. 6 в. находился в вассальной зависимости от мон-кхмерской империи Фунань (см. Моны), был одним из столичных центров крупного монского гос-ва Дваравати (6–11 вв.). После завоевания Дваравати в нач. 11 в. кхмерской империей Камбуджадеша город, переименованный в Л., до сер. 13 в. оставался её важным аванпостом. В этот период создан ряд дошедших до наших дней культовых памятников и возник т. н. стиль Лопбури. Во 2-й пол. 14 в. вошёл в состав королевства Аюттхая. Новый политический и культурный расцвет Л. пришёлся на 17 в., когда король Нарай (1657–88) перенёс ненадолго сюда свою столицу. В это время в Л. появились дипломатич., торговые и христианские миссии из европ. стран; европ. архитекторы строили дворцы и особняки знати. В 1767 осаждён и взят бирманцами, подвергся значит. разрушению и пришёл в запустение. В постколониальный период Л. быстро развивался; его новые кварталы расположены к востоку от историч. центра.
Старый город, овальный в плане, был в 16–17 вв. окружён мощными стенами, от которых сохранились лишь фрагменты и 2 круглых форта. Л. имеет регулярную планировку с прямоугольной сетью улиц. Самые выдающиеся памятники периода кхмерского владычества находятся в ватах (храмово-монастырских комплексах) Пхрасиратана-Махатхат и Пхрапранг-Самйот (оба – 2-я пол. 12 в.). В центре вата Махатхат («Великая ступа»), заключённого в квадрат стен, возвышается башнеобразный храм из латерита с примыкающей к нему базиликальной постройкой; ярусная конструкция с небольшим святилищем внутри типично кхмерская, но покрывающий внешние стены тонкий орнаментальный декор выполнен в характерной местной технике лепнины по штукатурке. В вате Самйот («Три вершины») 3 башни стоят на одной платформе и соединены между собой крытыми переходами. Первоначально они, как и Махатхат, служили индуистскими храмами, но уже в 13 в. были превращены в буддийские ступы, тип которых получил в Таиланде назв. «пранг». К предшественникам таких сооружений относятся стоящие недалеко от Самйот 3 полуразрушенные кирпичные башни Пранг-Кхаэк (предположительно 8–10 вв.). В вате Санпхракан, известном также как мон. Калы, сохранились остатки пранга 10 в., а в возведённом здесь в 1953 храме-вихане установлена позолоченная статуя четверорукого индуистского бога времени Калы.
Близ центра города находится комплекс королевского дворца Нарая (1665–1677; восстановлен в 1850–60-е гг.), представляющий собой сложную систему дворов, обнесённых мощными стенами. Внутри них – парадные залы, жилые и служебные помещения, сады, водоёмы, вольеры для слонов. Значит. влиянием европ. архитектуры отмечен дворец для аудиенций, стены которого некогда украшали (в подражание Версалю) огромные зеркала, а также здание Чантхара-Пхисан, в нём с 1924 размещается Нац. музей Л. (Сомдет-Пхра-Нарай, или Пхра-Нарай-Ратчанивет; собрание включает коллекцию статуй будд и др. памятников иск-ва периодов Дваравати, Лопбури и Аюттхаи). К северу от этого комплекса (на ул. Вичайен) расположены руины т. н. Дома Фалькона (1668), построенного в европ. стиле для первого франц. посла в Сиаме. Туризм.