МО́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МО́НЫ (самоназвание мон – человек; бирм. – талаинг), мон-кхмерский народ на юго-востоке Мьянмы (нац. область Мон) и юге Таиланда (юг Центр. региона). Численность в Мьянме 1,2 млн. чел., в Таиланде 120 тыс. чел. (2010, оценка). Говорят на монском языке, в Таиланде – на яз. няхкур; распространены также бирм. и тайский языки. В осн. буддисты (тхеравада), сохраняются элементы брахманизма.
Предки М. с 1-го тыс. до н. э. населяли низовья рек Иравади, Салуин и Менам (Чаупхрая), плато Корат. В 7 в. н. э. они создали на территории совр. Таиланда государства Дваравати и Харипунчайя, в низовьях Иравади и Ситауна в Юж. Мьянме (историч. обл. Раманадеса) – города Пегу и Татон. Монская культура переняла мн. черты инд. цивилизации (буддизм, письменность, искусство). Во 2-м тыс. М. вытесняются и ассимилируются мьянма и тайцами, причём монская культура оказала решающее влияние на формирование бирм. и тайской цивилизации. В 1057 М. Мьянмы были подчинены бирм. империи Паган (пленные монские мастера – строители древнейших храмов Пагана), к кон. 13 в. Дваравати (Луво) – тайской империи. В 1369 возникло монское гос-во Пегу (дата его основания с 1947 празднуется как Нац. день М.), завоёванное в 1539 бирм. правителем Табиншветхи. М. оказывали постоянное сопротивление бирм. экспансии, в результате подавления восстаний усилилась эмиграция М. в Сиам. Часть восставших сослали в воен. поселения на севере Мьянмы. С 1948 борьбу за независимость вёл Монский нар. фронт (с 1958 Новая монская гос. партия). В 1974 создана нац. область Мон. В 1995 было объявлено о прекращении вооруж. борьбы. С 1996 деятельность монских организаций координирует Монская лига единства.
Традиц. культура близка к бирманской и тайской. Осн. занятия – пашенное заливное рисоводство (М. – первые строители ирригац. систем в Мьянме), рыболовство, добыча моллюсков. Развиты ткачество из хлопка, гончарство, строительство лодок. Сохраняются патрилинейные родств. группы (калок хо), прослеживаются пережитки левирата, практикуется врем. матрилокальность брака. Сохраняются культ духов полей и деревьев (теватао), дождя (пеа тхонг), родовых покровителей (калок), деревни (пеа ку), шаманизм (особенно женский). В отличие от мьянма практикуют трупосожжение. В фольклоре (мифы о происхождении М. от змеи Нага, сказки и др.) прослеживаются связи с кхмерами, нага и мунда. Монская космография изложена в трактате «Хокавиду», космогония – в трактате «Мула Мули». Монская версия «Рамаяны» «Лойк Самоинг Рам» написана в 1834 буддистским монахом Уттамой. Муз. культура М. в прошлом была одной из самых развитых в Юго-Вост. Азии. Ныне музыка М. демонстрирует тайские влияния; среди инструментов: гонги гонг-мон, набор гонгов чжинаун (подвешенных в месяцеобразной вертикальной раме), ксилофоны ренад, духовой язычковый пи, цитры чам и миджаун.