Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КХМЕ́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 501

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Егорунин; Г. В. Дзибель (терминология родства); М. В. Есипова (устное творчество)

КХМЕ́РЫ (са­мо­на­зва­ния – кхмер, кхмаэ), мон-кхмер­ский на­род, осн. на­се­ле­ние Кам­бод­жи. Чис­лен­ность 13,4 млн. чел. (2008, пе­ре­пись). Жи­вут так­же на се­ве­ро-вос­то­ке (сев. К., или кхмер-су­рин) и юго-во­сто­ке Таи­лан­да (1,4 млн. чел.), юге Вьет­на­ма (кхмер-кром; 1,2 млн. чел.) и Лао­са (5 тыс. чел.) и др.; в США – 189,5 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись). В Кам­бод­же в со­став К. вклю­ча­ют­ся так­же кхме­ры гор­ные. Го­во­рят на кхмер­ском язы­ке. К. – буд­ди­сты (тхе­ра­ва­да).

Кхмерское традиционное жилище: 1 – птэах-пэт, вид сбоку; 2 – птэах-кантанг, вид сбоку; 3 – птэах-пэт, поперечный разрез; 4 – птэах-ронгдаль, вид сбоку.
Кхмерская женщина за работой в поле.
Кхмерский традиционный танец. Ангкор. Фото Hope Menghermann
Кхмерский свадебный ансамбль пхлэнгка. Провинция Такео (Камбоджа).

К. сло­жи­лись в пе­ри­од го­су­дарств Бап­ном и Чен­ла (1–8 вв.); эт­но­ним «К.» встре­ча­ет­ся в эпи­гра­фич. па­мят­ни­ках с 5–6 вв. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юго-Вост. Азии. Осн. за­ня­тие – па­шен­ное зем­ле­де­лие (за­лив­ной рис, фа­соль, соя и др.). Вы­ра­щи­ва­ют ге­вею, пло­до­вые куль­ту­ры, ко­ко­со­вую, аре­ко­вую и са­хар­ную паль­мы и др. Раз­во­дят сви­ней, кур, уток. Ло­вят ры­бу в не­боль­ших во­доё­мах, во вре­мя мус­сон­ных дож­дей – на за­ли­тых во­дой ри­со­вых по­лях, на за­па­де (на оз. Тон­ле­сап) раз­ви­то про­мыс­ло­вое ры­бо­лов­ст­во. Тра­диц. на­зем­ный транс­порт – за­пря­жён­ная па­рой бы­ков ар­ба с за­гну­тым квер­ху и ук­ра­шен­ным резь­бой дыш­лом, вод­ный – долб­лё­ная (тук-ком­роль), до­ща­тая (сам­пан) и па­рус­ная (ча­лум) лод­ки. Ре­мёс­ла – об­ра­бот­ка де­ре­ва и бам­бу­ка, пле­те­ние, тка­че­ст­во, гон­чар­ст­во, резь­ба по де­ре­ву и кос­ти, из­го­тов­ле­ние ла­ко­вых из­де­лий, об­ра­бот­ка ме­ди и се­реб­ра. Тра­диц. по­се­ле­ние (пхум) в осн. име­ет ли­ней­ную пла­ни­ров­ку. Жи­ли­ще кар­кас­ное, свай­ное. Осн. тип до­ма (птэ­ах-пэт) – со вхо­дом обыч­но сбо­ку и валь­мо­вой кров­лей, по про­доль­ным сто­ро­нам – ве­ран­да и кух­ня, пе­ре­кры­тые ка­ж­дая сво­ей дву­скат­ной кры­шей. В от­да­лён­ных ме­ст­но­стях со­хра­ня­ет­ся бо­лее древ­ний тип (птэ­ах-ронг­даль) – с от­кры­той тер­ра­сой с тор­це­вой сто­ро­ны, на ко­то­рую ве­дёт ле­ст­ни­ца с не­чёт­ным чис­лом сту­пе­ней, с од­ним по­лу­валь­мо­вым ска­том; раз­де­лён на пе­ред­нее (гос­ти­ная) и зад­нее (кух­ня) квад­рат­ные по­ме­ще­ния. Дву­скат­ные до­ма (птэ­ах-кан­танг) в нар. тра­ди­ции свя­зы­ва­ют­ся с кит. влия­ни­ем. Тра­диц. оде­ж­да – курт­ка, на­бед­рен­ная по­вяз­ка ти­па дхо­ти (сам­пот) или са­ронг (час­то – в чёр­но-бе­лую клет­ку); у муж­чин – пря­мо­за­стёж­ная курт­ка, у жен­щин – коф­та или ши­ро­кий шарф (кра­ма банг ка). И муж­чи­ны, и жен­щи­ны обёр­ты­ва­ют вок­руг го­ло­вы, поя­са или но­сят на пле­чах шарф (кра­ма), обыч­но в бе­ло-си­не-крас­ную клет­ку. Тра­ур­ный цвет одеж­ды бе­лый, в знак трау­ра род­ст­вен­ни­ки обо­их по­лов (кро­ме гла­вы се­мьи) бре­ют го­ло­ву. Ра­бо­чая муж­ская одеж­да – чёр­ные ру­ба­ха и ко­рот­кие шта­ны, жен­ская – ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха. На за­па­де рас­про­стра­не­ны го­лов­ные убо­ры ти­па тай­ских, на вос­то­ке – вьет­ские ко­нич. шля­пы. Бы­ла рас­про­стра­не­на та­туи­ров­ка (сак) те­ла. Осн. пи­ща – рис (бай), ры­ба (су­шё­ная, со­лё­ная, ква­ше­ная), ово­щи, пря­но­сти. Го­то­вят блю­да из ква­ше­ной ры­бы (пра­хок) с клей­ким ри­сом (пха­ак), рыб­ный суп с ово­ща­ми и кре­вет­ка­ми (сам­лор-ма­чу), у вье­тов за­им­ст­во­ва­ли рыб­ный со­ус (ны­ок мам; кхмер­ское – тык трэй); едят так­же ры­бью ик­ру, че­ре­пах, ля­гу­шек, куз­не­чи­ков и др. На­пит­ки – чай (тык тае), ко­ко­со­вый сок (тык до­унг), сла­бо­ал­ко­голь­ный на­пи­ток из со­ка са­хар­ной паль­мы (тык тнаот тьу), ри­со­вая вод­ка (сра са). Бы­ло рас­про­стра­не­но же­ва­ние бе­те­ля. Счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный, род­ст­вен­ни­ки со сто­ро­ны ма­те­ри (кханг мтай) и со сто­ро­ны от­ца (кханг апук) об­ра­зу­ют трёх­по­ко­лен­ную род­ст­вен­ную груп­пу (бонг пхон). Бы­ли рас­про­стра­не­ны со­ро­рат, от­ра­бот­ки (до го­да) за же­ну, в бо­га­тых семь­ях – по­ли­ги­ния, ны­не со­хра­ня­ют­ся брач­ный вы­куп (тхлай то­ек дах мдай – «це­на мо­ло­ка», тхлай птэах – «це­на до­ма») и фик­тив­ное род­ст­во. Брак вре­мен­но ук­со­ри­ло­каль­ный и нео­ло­каль­ный. Си­сте­ма ре­фе­рен­тив­ных тер­ми­нов род­ст­ва ли­ней­но­го, во­ка­тив­ных – ге­не­ра­ци­он­но­го ти­па. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту. Су­щест­ву­ют пар­ные тер­ми­ны для обоз­на­че­ния по­ляр­ных ка­те­го­рий род­ст­ва (отец и мать, стар­ший сиб­линг и млад­ший сиб­линг и пр.). В 12 лет де­ти про­хо­дят ри­ту­ал вы­стри­га­ния во­лос (кор-сак), де­вуш­ки при пер­вой мен­ст­руа­ции про­во­дят до не­сколь­ких ме­ся­цев в осо­бой хи­жи­не. Буд­дизм со­че­та­ет­ся с эле­мен­та­ми ин­ду­из­ма, куль­том ду­хов – хра­ни­те­лей ме­ст­но­сти (не­ак та), змее­об­раз­ных су­ществ-на­гов и др. Су­ще­ст­во­ва­ли кол­ду­ны (кру), за­ни­мав­шие­ся жерт­во­при­но­ше­ния­ми, га­да­ния­ми и вра­че­ва­ни­ем. Осн. празд­ни­ки: вод­ный празд­ник Бон Ом То­ук («от­сту­п­ле­ние вод»), при­уро­чен­ный к по­во­ро­ту те­че­ния Ме­кон­га, со­про­во­ж­да­ет­ся со­рев­но­ва­ния­ми на лод­ках (ян­варь); Но­вый год (Бон Тьоль Чхнам Тхмэй), сов­па­даю­щий с на­ча­лом по­ле­вых ра­бот (13–15 апр.); празд­ник Пер­вой бо­роз­ды Бон Тьрот Прэ­ах Нонг­ко­аль (ап­рель – май), про­ис­хо­дит от ср.-век. гос. аг­рар­но­го куль­та, в ри­туа­лах ко­то­ро­го участ­во­ва­ли кхмер­ские ко­ро­ли; по­ми­наль­ный празд­ник Бон Птюм Бен (сен­тябрь), ког­да пус­ка­ют по ре­кам не­боль­шие пло­ти­ки (лой пра­тип) с при­но­ше­ния­ми (рис, пи­ро­ги, мо­не­ты), заж­жён­ны­ми све­ча­ми и бла­го­вон­ны­ми па­лоч­ка­ми; празд­ник уро­жая и под­но­ше­ния да­ров мо­на­хам Кат­хэн (ок­тябрь – но­ябрь); празд­ник «воз­вра­ще­ния вод», при­уро­чен­ный к об­рат­но­му по­во­ро­ту Ме­кон­га из оз. Тон­ле­сап, так­же со­про­во­ж­да­ет­ся ло­доч­ны­ми гон­ка­ми (ок­тябрь – но­ябрь).

Уст­ное твор­че­ст­во. Вы­со­ко­раз­ви­тая проф. муз. куль­ту­ра К. вос­хо­дит к др.-кхмер­ским го­су­дар­ст­вам (см. раз­дел Му­зы­ка в ст. Кам­бод­жа). Для кхмер­ской тра­диц. му­зы­ки ха­рак­тер­но пре­об­ла­да­ние 5-сту­пен­ных зву­ко­ря­дов, 2-доль­но­го мет­ра. Ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка ге­те­ро­фон­на. Осн. муз. ин­ст­ру­мен­ты – об­щие для кон­ти­нен­таль­ных куль­тур Юго-Вост. Азии. Сре­ди ин­ст­ру­мен­тов: кру­го­вые гон­ги кхонг вонг, кхонг тхом (на­бор из 16 гон­гов, ук­ре­п­лён­ных на по­лу­круг­лой ра­ме), кси­ло­фо­ны ро­ни­ет-айк, ро­ни­ет-тхунг (гл. ме­ло­дич. ин­ст­ру­мен­ты в ан­самб­ле; име­ют древ­нюю но­та­цию); ме­тал­ло­фон ро­не­ат де­ак; та­рел­ки чаб, та­ре­лоч­ки чинг; ба­ра­ба­ны – бо­чон­ко­об­раз­ный самп­хо, пар­ный ско тхом; пар­ный мем­бра­но­фон (ба­ра­бан и бу­бен) ско тхом рум­ни; про­доль­ная флей­та кхлой; ду­хо­вые языч­ко­вые – пэй о, сро­лай (с чет­вер­ной тро­стью), губ­ной ор­ган пхлой (кен; ана­ло­ги­чен ла­ос­ско­му кхэ­ну); струн­ные – 3-струн­ный смыч­ко­вый тро, уни­каль­ный кхмер­ский смыч­ко­вый тро кхмаэ, 3–4-струн­ный щип­ко­вый лют­не­вид­ный ча­пей до­анг венг, щип­ко­вый мо­но­хорд с ты­к­вен­ным ре­зо­на­то­ром ксае ди­ев. Рас­про­стра­не­ны так­же ин­ст­ру­мен­ты перс. про­ис­хо­ж­де­ния: куб­ко­об­раз­ные ба­ра­ба­ны ско чай­ям и ско­дей, цим­ба­лы кхым. Раз­но­об­раз­ны де­рев. удар­ные идио­фо­ны (краб). Мно­гие из на­зван­ных ин­ст­ру­мен­тов вхо­дят в со­ста­вы мно­го­числ. тра­диц. ан­самб­лей (ор­ке­ст­ров): пын­пи­ет, ма­хао­ри, пхэ­лэнг кхмае, арякс (ша­ман­ский, вос­хо­дит к глу­бо­кой древ­но­сти), лькхау ба­сак, плэнг а-яй (со­про­во­ж­да­ет ко­мич. пред­став­ле­ния). Кру­го­вые тан­цы К. со­про­во­ж­да­ет ан­самбль плэнг ром во­онг. Ри­ту­аль­ные тан­цы во вре­мя празд­но­ва­ния Но­во­го го­да (по лун­но­му ка­лен­да­рю) ис­пол­ня­ют­ся с рит­мич. уда­ра­ми ин­ст­ру­мен­тов вро­де по­со­ха со зве­ня­щи­ми под­вес­ка­ми (гл. обр. жен­ский ин­ст­ру­мент). Сва­деб­ные це­ре­мо­нии со­про­во­ж­да­ет ор­кестр пхлэн­гка, по­хо­рон­ные – ан­самбль клонг­тхнэк из 2–16 ба­ра­ба­нов ско санг­на и ду­хо­вых языч­ко­вых сро­лай (чис­ло ба­ра­ба­нов за­ви­сит от бла­го­сос­тоя­ния се­мьи). Во вре­мя ло­доч­ных го­нок зву­чит ан­самбль чай­ям (4–8 ба­ра­ба­нов ско чай­ям, гонг, та­ре­лоч­ки, де­рев. идио­фон ти­па кас­тань­ет).

Лит.: Coral Rémusat G. L’Art Khmer. 2 éd. P., 1951; Steinberg D. Cambodia: its people, its society, its culture. New Haven, 1959; Mi­got A. Les Khmers. P., 1960; Martel G. Lovea, village des environs d’Angkor: aspects démo­graphiques, économiques et sociologiques. P., 1975; Ко­си­ков И. Г. Эт­ни­чес­кие про­цес­сы в Кам­пу­чии. М., 1988; он же. Кхме­ры // Ка­лен­дар­ные обы­чаи и об­ря­ды на­ро­дов Юго-Вос­точ­ной Азии. М., 1993; Walker B. Ang­kor Empire: a history of the Khmer of Cambodia. Calcutta, 1995; Smith-Hefner N. J. Khmer Ame­rican: identity and moral education in a diasporic community. Berk.; L., 1999.

Вернуться к началу