КХМЕ́РЫ ГО́РНЫЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КХМЕ́РЫ ГО́РНЫЕ, группа мон-кхмерских народов в Юго-Вост. Азии. Термин «К. г.» был введён в Камбодже в 1960-е гг. для обозначения горных племён северо-востока страны. В рос. этнографии был распространён на др. малые мон-кхмероязычные народы Индокитая. Живут в горных районах Юго-Зап. Китая (пров. Юньнань), Зап. Вьетнама, Сев., Вост. и Юж. Лаоса, Вост. Мьянмы, Сев. и Вост. Таиланда, Сев.-Вост. Камбоджи. Общая численность в Китае – св. 700 тыс. чел., Вьетнаме – ок. 1,3 млн. чел., Лаосе – ок. 1,6 млн. чел., в Мьянме – св. 1,8 млн. чел., Таиланде – ок. 600 тыс. чел., Камбодже – св. 150 тыс. чел. (2008, оценка). Говорят на мон-кхмерских языках. К северным К. г. («монам горным») относят: народы палаунг-ва [западные – ва (св. 900 тыс. чел.), булан (112 тыс. чел.) и др.; восточные – палаунг (640 тыс. чел.), данау (138 тыс. чел.), рианг (50 тыс. чел.), ламет (14 тыс. чел.) и др.], манг (3,5 тыс. чел.), кхму [кхму (св. 900 тыс. чел.), пхай (54 тыс. чел.), прай (40 тыс. чел.) и др.]. К восточным К. г. относят: народы банар [северные – хрэ (тямрэ, татём; 130 тыс. чел.), седанг (130 тыс. чел.) и др.; центральные – банар (бана; 180 тыс. чел.), тампуон (32 тыс. чел.) и др.; западные – суи (самоназвание – джру, язык – джру, или ловен; 86 тыс. чел.) и др.; южные – срэ (кэхо, кохо; 147 тыс. чел.), мнонг (мнонг гар и мнонг рлам; 123 тыс. чел.), стиенг (97 тыс. чел.), ма (самоназвание – контяу; 38 тыс. чел.) и др.], кату [центральные – катанг (120 тыс. чел.), таой (60 тыс. чел.) и др.; восточные – кату (самоназвание – кту; 78 тыс. чел.), пакох (15 тыс. чел.) и др.; западные – куи (440 тыс. чел.), со (мангконг; 160 тыс. чел.), бру (язык – брао; 150 тыс. чел.) и др.]. Языки отличаются от кхмерского системой числительных (у кхмеров – пятеричная, у К. г. – десятеричная). Для некоторых народов (катанг, таой, кату, бру, со, ва, палаунг, банар, хрэ и др.) создана письменность на лат. графич. основе, местами сохраняются письменности на инд. основе (лиек, дуота, тотхам, толек и др.). На яз. ва ведутся радио- и телепередачи. К. г. придерживаются традиц. религий, у некоторых народов (палаунг-ва, а также бру, со, куй, хонг и др.) распространён буддизм; есть христиане. В Камбодже К. г. (кхмаэ лы) ассимилируются собственно кхмерами.
По-видимому, К. г. – остаток древнего субстрата, сыгравшего важную роль в этногенезе кхмеров, монов, мьянма, сиамцев, лао, вьетов. Традиц. культура типична для горных народов Юго-Вост. Азии. Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием (клейкий рис, кукуруза, батат, овощи), животноводством (буйволы, свиньи, птица, слоны), охотой (в т. ч. на кабанов, медведей, слонов, тигров), рыболовством и собирательством; местами развивается пашенное заливное и богарное рисоводство. Ремёсла – ткачество, плетение из бамбука, кузнечное дело. Традиц. поселения часто обнесены частоколом, иногда имеют круговую планировку, в центре – общинный дом. Жилище свайное или наземное, со входом с торцовой (на севере) или длинной (на юге) стороны; конёк иногда имеет резные украшения в виде рогов буйвола, птичьих голов и др. У ма, седанг и др. сохраняются длинные дома (длиной до 100 м). Одежда – распашная куртка с набедренной повязкой у мужчин и несшитой юбкой у женщин; известна одежда из луба. Носят большое количество серебряных и медных украшений, распространены обычаи татуировки (особенно на юге), чернения, подпиливания и удаления зубов. Осн. пища – клейкий рис; характерен обычай питья через нос (кхму). Преобладают патрилинейные роды и патрилокальный брак, у мнонг и срэ известны матрилинейный род и матрилокальный брак. Распространены разл. варианты асимметричного брачного обмена, основанного на обязат. кросскузенном браке (при редком несоблюдении этого правила одна из сторон платит другой компенсацию; у некоторых народов обязат. брачным партнёром является дочь младшего брата матери – мнонг гар или младшая дочь старшего брата матери – ма). Преобладают бифуркативные системы терминов родства, местами с генерационным скосом (типа «кроу» у мнонг гар и типа «омаха» у ламет). Сиблинги делятся по относит. возрасту и полу, у мнонг гар и срэ – также по относит. полу. У ламет, палаунг и мнонг гар асимметричный брачный обмен приводит к отождествлению нескольких категорий родственников и свойственников; банар, стиенг, рианг не практикуют асимметричный брачный обмен, но выражают этот обычай в терминологии родства. Распространена текнонимия. Сохраняются традиц. верования и мифология, фольклор, жертвоприношения буйволов; в прошлом существовала охота за головами.
Устное творчество. Сохраняются древние сигнальные идиофоны: 3 (и более) бамбуковые трубки с косым срезом, воспроизводящие звуки разной высоты (в охотничьих обрядах), бамбуковые щелевые барабаны (для «переговоров» в джунглях). В шаманских ритуалах используются разл. аэрофоны из стеблей и листьев растений. Распространены однородные гонговые ансамбли (4–12 парных гонгов конг-чмоль, конг-ни), сопровождающие танцы: урожая, обрядовые шаманские, «оживления деревьев» во время засухи и др. В муз. и ритуальной практике ламет во время важнейших церемоний (вызывание духов предков, моление о дожде) поныне применяются бронзовые барабаны (восходят к культуре Донгшон); количество используемых барабанов – показатель благосостояния и обществ. положения их обладателя.