ВА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВА (кит. и бирм. – ва, тайское – лава, кава и др.; самоназвания в Китае и Мьянме – ава, аво, авацхай; бужао, или бажао; палаунг и др.; в Таиланде – лавей, ахало, лаво, ло, пха и др.), мон-кхмерский народ на северо-востоке Мьянмы (нац. область Шан; 600 тыс. чел. – 1990, оценка), юго-западе Китая (в осн. в пров. Юньнань: уезды Шуанцзян, Гэнма, Цанъюань, Юндэ, Чжэнькан – в р-не Линьцан; Симын, Мэнлиэнь – в р-не Сымао; 351 тыс. чел. – 1998, перепись) и северо-западе Таиланда (пров. Чиангмай; 20 тыс. чел. – 1998, оценка). Делятся на группы: бужао (уезды Гэнма, Цанъюань, Шуанцзян в Китае; Мьянма), ава (уезды Симын, Мэнлиэнь в Китае; Мьянма), ва (уезды Юндэ, Чжэнькан) и др. Говорят на языках ветви палаунг-ва мон-кхмерских языков: ва (группы собственно ва в уездах Юндэ и Чжэнькан; палаунг в уездах Цанъюань, Гэнма, Шуанцзян; кава в Мьянме), зап. лава (группы ава в р-не Сымао и лава в Таиланде) и вост. лава (Таиланд). Письменность с 1958 на основе лат. алфавита. Распространены кит., бирм. и тайский языки. Сохраняют традиц. верования, есть христиане и буддисты.
Предки В. – коренное население Индокитая (ими, вероятно, оставлены наскальные рисунки 1-го тыс. до н. э.), сложились в этнич. общность (ванмань) в 6–13 вв. Традиц. культура типична для народов Юго-Вост. Азии. В Китае В. разделяют на акава («большие ва») – горцев и сяокава («малые ва») – равнинных. Часть живёт в городах (Симын, Цанъюань). Осн. традиц. занятие – ручное земледелие, в горах – подсечно-огневое, на равнинах – поливное террасное. Осн. культура – рис. В ритуальных целях разводят крупный рогатый скот, в горах занимаются охотой и собирательством. Традиц. поселения расположены на вершинах гор, ранее были окружены частоколом, дома свайные, каркасные из бамбука, соломенная крыша спускается почти до земли. В центре поселения – дом политич. и религ. лидеров (дафан, букв. – большой дом) и мугуфан – дом, в котором хранятся ритуальные барабаны (мугу), черепа, на стенах – изображения первопредков. В некоторых поселениях – аллеи черепов. Общины возглавляются выборным старейшиной, воен. вождём (уаланг) и колдуном (моба). Сохраняются патрилинейные родств. группы. Брак неолокальный, реже вирилокальный. Распространены умыкание, до кон. 20 в. – левират, у старейшин – полигиния. Традиц. одежда чёрного цвета с красной, синей и жёлтой вышивкой: широкие короткие штаны и куртка без ворота, с запахом на левую сторону и короткими рукавами – у мужчин, юбка до колен и короткая безрукавка – у женщин; ноги ниже колена обматывают тканью. До сер. 20 в. сохранялись у мужчин – набедренная повязка, у женщин – несшитая юбка. Мужчины и пожилые женщины носят чёрный тюрбан, старейшины и шаманы – красный, молодые женщины – плетёный венчик, тяжёлые серьги, оттягивающие мочки, и ушные втулки. Татуировка у мужчин (на руках, спине) носит символич. характер, у женщин (на лице) наносится для украшения. Преобладает кислая, горькая и острая пища, В. предпочитают холодные блюда (особенно разваренный рис ланьфань) и напитки (вода, крепкий чай, вино из кукурузы, гаоляна, гречихи, батата, каштанов). Традиционно едят руками, посуда изготавливалась из полых колен бамбука. Популярно курение табака (с 3–4 лет), свою курительную трубку нельзя передавать другому. Традиционны культы духов природы; распространены жертвоприношения (в осн. буйволов), сохраняются церемонии основания новой деревни, первой пахоты (пхьяониоу), до 1970-х гг. – охота за головами. Ритуалы сопровождаются игрой на барабане-мугу (горизонтальный щелевой, длина 2–3 м). Фольклор – мифы (в т. ч. миф «Сыганли» – о происхождении В. от земноводных существ, живших в пещере; отсюда назв. «В.» – «люди, вышедшие из пещеры»), историч. предания, песни, танцы, загадки, пословицы. Осн. муз. инструменты – губной орган (хулушэн), флейты, барабаны. В 19 в. проникают буддизм (гл. центры – Баньхун и Баньлао) и христианство (центры – Мэнцзяо, Юнхэ).