ЛА́О
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛА́О (самоназвание), тайский народ в Лаосе, важнейшая этнич. группа в составе лаосцев. Живут гл. обр. в долине Меконга и по его притокам в Зап. и Юж. Лаосе (2,8 млн. чел.) и Сев.-Вост. Таиланде (обл. Исан – 20 млн. чел.; 2009, оценка). Проживают также в Камбодже (92 тыс. чел.), Мьянме (23 тыс. чел.) и др. Говорят на лаосском языке. Л. в осн. буддисты (тхеравада), есть христиане.
Л. выделились из прототайской общности (см. в ст. Тайские народы) к кон. 1-го тыс. н. э. До образования гос-ва Лансанг (14 в.) жили среди мон-кхмерских народов в мелких княжествах, зависимых от кхмерских государств. С кон. 18 в. попали в зависимость от Сиама и Вьетнама. Образование в 1953 независимого государства способствовало консолидации Л. Лаоса, ассимилирующих др. народы (см. в ст. Лаосцы). Делятся на Л. Луангпхабанга, или сев. Л. (лао сао), Л. Вьентьяна, или центр. Л. (лао виенг), и юж. Л. (лао бассак), испытавших сильное влияние мон-кхмерских народов. В Таиланде Л. ассимилируются тайцами. У Л. Исана – области, до 1820-х гг. входившей во Вьентьянское королевство, – существует своя интеллигенция и лит-ра на лаосском яз. В 1940–80-х гг. развивалось массовое движение Л. Исана за объединение с Л. Лаоса. «Л.» иногда называют также юан Сев. Таиланда.
Традиц. культура типична для народов Юго-Вост. Азии. Осн. занятие – пашенное заливное рисоводство (на); выращивают также овощи, бобовые, хлопчатник, табак. Разводят свиней, домашнюю птицу, буйволов. Развиты охота, рыболовство (сохраняется обычай коллективного лова). Мужчины заняты обработкой бамбука (в т. ч. худож. лаками), бронзы, резьбой по дереву, камню и кости; женщины – ткачеством на ручном станке (ки), плетением из рисовой соломки, вышивкой, гончарством. Развито произ-во шёлкового и хлопчатобумажного иката (осн. центры – Вьентьян, Луангпхабанг, Паксе). Общины (бан), объединённые общей системой орошения, составляли союзы (мыанг). Преобладает малая семья; на севере Лаоса прослеживаются черты большесемейной организации. Счёт родства патри- и билатеральный. Брак нео- или матрилокальный. Распространены полигиния, брачный выкуп и отработки за жену. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа; сиблинги делятся по относит. возрасту, причём младшие – без различия по полу. Термины родства могут использоваться в качестве местоимений, особенно в разговоре с близкими родственниками. Традиц. поселения иногда укреплённые, располагаются вблизи рек, имеют линейную планировку; включают храмовый комплекс (ват), где мальчики (12–13 лет) проходят 2–3-летнее послушание и затем совершают обряд обрезания волос (кон-тьюк). Распространён обычай смены имени при изменении социального положения, достижении совершеннолетия, вступлении в брак. Жилища свайные, каркасные, обычно вытянуты с севера на юг, имеют наружную галерею. Внутри дом делится на общую комнату, служащую также спальней для неженатых мужчин, и две спальни – для родителей и незамужних девушек; напротив гл. входа расположено святилище с домашним алтарём. Женская традиц. одежда – прямая или расклешённая запашная юбка (пха син), распашная кофта, шарф; мужская поясная одежда – типа дхоти (пха нунг), заимствована у мон-кхмерских народов (нарядный пха нунг делают из шёлка и парчи, носят с серебряным или золотым поясом), на голове – шарф. У мужчин была распространена татуировка. Осн. пища – клейкий рис (кхау ниеу) со специями, зеленью и соусами (соевый, рыбный – нам па, из квашеной рыбы – падэк); популярный десерт – «палочный» рис (кхау лам), запечённый на костре в молодых стволах бамбука с тёртым кокосом; остывший клейкий рис (кхау ниеу) употребляют вместо теста, в т. ч. для пирожков. Едят также квашеную, варёную, толчёную рыбу, овощи (часто жареные и маринованные). Распространены супы (густые – кэнг, жидкие – нам). Из риса делают водку (лау хай, лау лао, лау кхао). Мяса едят мало; в обрядовой пище обязательна курятина, при наиболее важных обрядах – мясо буйвола. Едят также змей, саранчу, личинки муравьёв. Гл. праздники: Новый год (Пи Май, или Сонгкан, 13–14 апр.) сопровождается танцами с саблями (канн фан дап), танцами в масках, изображающих мифич. первопредков Л. – Деда и Бабку Нё (Пу Нё, Ня Нё), исполнением песен кон лам и кругового танца ламвонг, обливанием водой и т. п.; праздник ракет (Бун Банг Фай) знаменует начало сезона дождей в мае, принято зажигать петарды из заполненных порохом колен бамбука; праздник поступления мальчиков в монастырь в июне – июле (Бун Кхау Пханса); конец посвятит. периода в октябре (Бун Ок Пханса), к которому приурочены водный праздник Лойкатхонг, когда по рекам пускают горящие фонарики, и соревнования в лодках Бун Суанг Хыа (проводились до 1940-х гг.); поминальные праздники в августе – сентябре; день урожая (Бун Кхун Кхау); праздник Большой Ступы (Бун Маха Тхат) в ноябре, сопровождающийся спортивными состязаниями (лодочные гонки, ти кхи – игра, напоминающая хоккей на траве, и т. п.). Похороны сопровождаются песнями, пляской, выступлением театра теневых фигур (лакхон нгао). Сохраняются колдовство и ведовство, вера в духов (пхи): дух тигра, хозяин леса (пхи сыа), дух рисового поля (пхи на, пхи хай), дух-покровитель поселения (пхи сыа бан, пхи сыа мыанг), духи предков и т. п. Распространён культ драконов-нагов – хозяев рек и ручьёв, от которых зависело плодородие рисовых полей.
Устное творчество родственно фольклору др. народов Юго-Вост. Азии. Так, мифы и сказки о первопредке-драконе, о героях «без рук, без ног» близки к вьет-мыонгским, предания о происхождении правящих династий от нагов – к кхмерским. С нагами предания (в летописях пхонгсавадан и «Сказании о Кхун Бороме» – «Нангсы Кхун Бором») связывают основание городов (Луангпхабанга, Вьентьяна и др.), появление островов, пещер и гор. Др. мифы: о Кхун Бороме, сыне Тхэн Луанга, верховного божества тайских народов, посланном на землю по просьбе трёх вождей, спасшихся на плоту от потопа, чтобы рассказать людям о добре и зле, поклонении богам, календаре и приметах; о чудесной тыкве, соединившей небо и землю, из которой вышли люди, животные, семена растений и др.; о косматых первопредках – Деде и Бабке Нё и др. Распространены волшебные сказки (о животном-покровителе, в которое воплотилась душа покойного родителя героя-сироты; о поиске волшебной жены или женитьбе на принцессе с помощью магии, чудесных предметов и помощников и др.); романич. эпос о девушке-птице Маноле (Манохаре) и принце Сутхоне; сказки о животных, о комич. героях (проказливом послушнике Сиенг Миенге; о «Семикувшинном Братце» Ай Тьетхае, съедающем в один присест семь кувшинов риса; о деревенском дурачке Бакнго и др.); былички о духах-пхи. Древние эпич. сюжеты известны по лит. обработкам, а лит. произведения часто переходили в устное творчество. Основой эпич. традиции был сюжет о принце-воине (Хунг-Тьыанг), женившемся на своей кузине; этот мотив включён в сюжеты о Раме (Пха Лам) и Синсае. На основе свободного эпич. размера сложился кон ан (кон для чтения) – стихотв. форма мн. произведений эпохи Лансанга. В классич. поэмах эпохи Лансанга композиционные приёмы эпоса используются для присоединения новых сюжетных линий или рассказа о прошлых рождениях персонажей. К традициям лаосского эпоса близка поэма «Махасат» («Великое рождение»), или «Пха Вет» (по имени гл. героя канонич. «Вессантара-джатаки»), созданная монахом Маха Тхеплуангом (1485–1495); она написана гибридным индуизированным размером хай, в который «вписываются» длинные палийские слова. Обработка инд. «Панчатантры» («Нанг Тантрай») стала источником сюжетов дидактич. сказок и басен, пословиц и поговорок. Из буддийской лит-ры – сб-ков о мудрецах Витхуне, Махосоте, Сиеу Савата (канонич. джатаки «Витхура-пандита» и «Махасадха») они попали в фольклор. Распространены дидактич. сказки о Маленьком сироте (Кампха Ной) или сиротах брате и сестре (Падэк и Пасамо). Манускрипты на пальмовых листьях (пхук) свидетельствуют о тесных связях между буддийскими монахами Лаоса и соседних государств.
Песни-импровизации (кон лам): песенные переклички и состязания, частушки, любовные песни (кон киеу сау), загадки (кхам тхуай), благопожелания (кхам пхон), предсказания (кон сок) основаны на 4 стихотв. размерах (кон тат, кон лонг, кон нён и кон тэй). Кон пханя, включённый в число размеров письм. поэзии, используется в стихотв. импровизациях об ухаживании за девушками (пханя киеу сау, лом сау) и поговорках (супхасит). Др. жанры муз.-поэтич. фольклора – трудовые и календарно-обрядовые песни.
Ладовая основа – пентатоника. Осн. муз. инструменты: кхэн, бамбуковые варган (хоон) и трубчатая цитра (со май пхай), дерев. идиофон (бокбэк). Танцы сопровождаются аккомпанементом бамбуковых трещоток и кастаньет. Бронзовые и серебряные колокольчики служат оберегами. См. также в ст. Лаос.