Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛА́О

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 682

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Н. Афанасьева, О. В. Егорунин
Фото Ines Yeh Девушки лао во Вьентьяне.

ЛА́О (са­мо­на­зва­ние), тай­ский на­род в Лао­се, важ­ней­шая эт­нич. груп­па в со­ста­ве ла­ос­цев. Жи­вут гл. обр. в до­ли­не Ме­кон­га и по его при­то­кам в Зап. и Юж. Лао­се (2,8 млн. чел.) и Сев.-Вост. Таи­лан­де (обл. Исан – 20 млн. чел.; 2009, оцен­ка). Проживают так­же в Кам­бод­же (92 тыс. чел.), Мьян­ме (23 тыс. чел.) и др. Го­во­рят на ла­ос­ском язы­ке. Л. в осн. буд­ди­сты (тхе­ра­ва­да), есть хри­стиа­не.

Л. вы­де­ли­лись из про­то­тай­ской общ­но­сти (см. в ст. Тай­ские на­ро­ды) к кон. 1-го тыс. н. э. До об­ра­зо­ва­ния гос-ва Лан­санг (14 в.) жи­ли сре­ди мон-кхмер­ских на­ро­дов в мел­ких кня­же­ст­вах, за­ви­си­мых от кхмер­ских го­су­дарств. С кон. 18 в. по­па­ли в за­ви­си­мость от Сиа­ма и Вьет­на­ма. Об­ра­зо­вание в 1953 не­за­ви­си­мо­го го­су­дар­ст­ва спо­соб­ст­во­ва­ло кон­со­ли­да­ции Л. Лао­са, ас­си­ми­ли­рую­щих др. на­ро­ды (см. в ст. Ла­ос­цы). Де­лят­ся на Л. Лу­анг­пха­бан­га, или сев. Л. (лао сао), Л. Вьен­тья­на, или центр. Л. (лао ви­енг), и юж. Л. (лао бас­сак), ис­пы­тав­ших силь­ное влия­ние мон-кхмер­ских на­ро­дов. В Таи­лан­де Л. ас­си­ми­ли­ру­ют­ся тай­ца­ми. У Л. Иса­на – об­ла­сти, до 1820-х гг. вхо­див­шей во Вьен­тьян­ское ко­ро­лев­ст­во, – су­щест­ву­ет своя ин­тел­ли­ген­ция и лит-ра на ла­ос­ском яз. В 1940–80-х гг. развивалось мас­со­вое дви­же­ние Л. Иса­на за объе­ди­не­ние с Л. Лао­са. «Л.» иног­да на­зы­ва­ют так­же юан Сев. Таи­лан­да.

Женщина лао. Провинция Луангпхабанг (Лаос). Фото 2008. Фото В. А. Снатенкова

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юго-Вост. Азии. Осн. за­ня­тие – па­шен­ное за­лив­ное ри­со­вод­ст­во (на); вы­ра­щи­ва­ют так­же ово­щи, бо­бо­вые, хлоп­чат­ник, та­бак. Раз­во­дят сви­ней, до­маш­нюю пти­цу, буй­во­лов. Раз­ви­ты охо­та, ры­бо­лов­ст­во (со­хра­ня­ет­ся обы­чай кол­лек­тив­но­го ло­ва). Муж­чи­ны за­ня­ты об­ра­бот­кой бам­бу­ка (в т. ч. ху­дож. ла­ками), брон­зы, резь­бой по де­ре­ву, кам­ню и кос­ти; жен­щи­ны – тка­чест­вом на руч­ном стан­ке (ки), пле­те­ни­ем из ри­со­вой со­лом­ки, вы­шив­кой, гон­чар­ст­вом. Раз­ви­то про­из-во шёл­ко­во­го и хлоп­ча­то­бу­маж­но­го ика­та (осн. цен­тры – Вьен­ть­ян, Лу­ан­гп­ха­банг, Пак­се). Об­щи­ны (бан), объе­ди­нён­ные об­щей си­сте­мой оро­ше­ния, со­став­ля­ли сою­зы (мы­анг). Пре­об­ла­да­ет ма­лая се­мья; на се­ве­ре Лао­са про­сле­жи­ва­ют­ся чер­ты боль­ше­се­мей­ной ор­га­ни­за­ции. Счёт род­ст­ва пат­ри- и би­ла­те­раль­ный. Брак нео- или мат­ри­ло­каль­ный. Рас­про­стра­не­ны по­ли­ги­ния, брач­ный вы­куп и от­ра­бот­ки за же­ну. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па; сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту, при­чём млад­шие – без раз­ли­чия по по­лу. Тер­ми­ны род­ст­ва мо­гут ис­поль­зо­вать­ся в ка­чест­ве ме­стои­ме­ний, осо­бен­но в раз­го­во­ре с близ­ки­ми род­ст­вен­ни­ка­ми. Тра­диц. по­се­ле­ния ино­гда ук­ре­п­лён­ные, рас­по­ла­га­ют­ся вбли­зи рек, име­ют ли­ней­ную пла­ни­ров­ку; вклю­ча­ют хра­мо­вый ком­плекс (ват), где маль­чи­ки (12–13 лет) про­хо­дят 2–3-лет­нее по­слу­ша­ние и за­тем со­вер­ша­ют об­ряд об­ре­за­ния во­лос (кон-тьюк). Рас­про­стра­нён обы­чай сме­ны име­ни при из­ме­не­нии со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния, дос­ти­же­нии со­вер­шен­но­ле­тия, всту­п­ле­нии в брак. Жи­ли­ща свай­ные, кар­кас­ные, обыч­но вы­тя­ну­ты с се­ве­ра на юг, име­ют на­руж­ную га­ле­рею. Внут­ри дом де­лит­ся на об­щую ком­на­ту, слу­жа­щую так­же спаль­ней для не­же­на­тых муж­чин, и две спаль­ни – для ро­ди­те­лей и не­за­муж­них де­ву­шек; на­про­тив гл. вхо­да рас­по­ло­же­но свя­ти­ли­ще с до­маш­ним ал­та­рём. Жен­ская тра­диц. оде­ж­да – пря­мая или рас­кле­шён­ная за­паш­ная юб­ка (пха син), рас­паш­ная коф­та, шарф; муж­ская по­яс­ная одеж­да – ти­па дхо­ти (пха нунг), за­им­ст­во­ва­на у мон-кхмерс­ких на­ро­дов (на­ряд­ный пха нунг де­ла­ют из шёл­ка и пар­чи, но­сят с се­ре­бря­ным или зо­ло­тым поя­сом), на го­ло­ве – шарф. У муж­чин бы­ла рас­про­стра­не­на та­туи­ров­ка. Осн. пи­ща – клей­кий рис (кхау ниеу) со спе­ция­ми, зе­ле­нью и соу­са­ми (сое­вый, рыб­ный – нам па, из ква­ше­ной ры­бы – па­дэк); по­пу­ляр­ный де­серт – «па­лоч­ный» рис (кхау лам), за­пе­чён­ный на костре в мо­ло­дых ство­лах бам­бу­ка с тёр­тым ко­ко­сом; ос­тыв­ший клей­кий рис (кхау ниеу) упот­ре­бля­ют вме­сто те­ста, в т. ч. для пи­рож­ков. Едят так­же ква­ше­ную, ва­рё­ную, тол­чё­ную ры­бу, ово­щи (час­то жа­ре­ные и ма­ри­но­ван­ные). Рас­про­стра­не­ны су­пы (гус­тые – кэнг, жид­кие – нам). Из ри­са де­ла­ют вод­ку (лау хай, лау лао, лау кхао). Мя­са едят ма­ло; в об­ря­до­вой пи­ще обя­за­тель­на ку­ря­ти­на, при наи­бо­лее важ­ных об­ря­дах – мя­со буй­во­ла. Едят так­же змей, са­ран­чу, ли­чин­ки му­равь­ёв. Гл. празд­ни­ки: Но­вый год (Пи Май, или Сонг­кан, 13–14 апр.) со­про­во­ж­дает­ся тан­ца­ми с саб­ля­ми (канн фан дап), тан­ца­ми в мас­ках, изо­бра­жаю­щих ми­фич. пер­во­пред­ков Л. – Де­да и Баб­ку Нё (Пу Нё, Ня Нё), ис­пол­не­ни­ем пе­сен кон лам и кру­го­во­го тан­ца лам­вонг, об­ли­ва­ни­ем во­дой и т. п.; празд­ник ра­кет (Бун Банг Фай) зна­ме­ну­ет на­ча­ло се­зо­на до­ж­дей в мае, при­ня­то за­жи­гать пе­тар­ды из за­пол­нен­ных по­ро­хом ко­лен бам­бу­ка; празд­ник по­ступ­ле­ния маль­чи­ков в мо­на­стырь в ию­не – ию­ле (Бун Кхау Пхан­са); ко­нец по­свя­тит. пе­рио­да в ок­тяб­ре (Бун Ок Пхан­са), к ко­то­ро­му при­уро­че­ны вод­ный празд­ник Лой­кат­хонг, ког­да по ре­кам пус­ка­ют го­ря­щие фо­на­ри­ки, и со­рев­но­ва­ния в лод­ках Бун Су­анг Хыа (про­во­ди­лись до 1940-х гг.); по­ми­наль­ные празд­ни­ки в ав­гу­сте – сен­тя­бре; день уро­жая (Бун Кхун Кхау); празд­ник Боль­шой Сту­пы (Бун Ма­ха Тхат) в но­яб­ре, со­про­вож­даю­щий­ся спор­тив­ны­ми со­стя­за­ния­ми (ло­доч­ные гон­ки, ти кхи – иг­ра, на­по­ми­наю­щая хок­кей на тра­ве, и т. п.). По­хо­ро­ны со­про­во­ж­да­ют­ся пес­ня­ми, пля­ской, вы­ступ­ле­ни­ем те­ат­ра те­не­вых фи­гур (лак­хон нгао). Со­хра­ня­ют­ся кол­дов­ст­во и ве­дов­ст­во, ве­ра в ду­хов (пхи): дух ти­гра, хо­зя­ин ле­са (пхи сыа), дух ри­со­во­го по­ля (пхи на, пхи хай), дух-по­кро­ви­тель по­се­ле­ния (пхи сыа бан, пхи сыа мы­анг), ду­хи пред­ков и т. п. Рас­про­стра­нён культ дра­ко­нов-на­гов – хо­зя­ев рек и ручь­ёв, от ко­то­рых за­ви­се­ло пло­до­ро­дие ри­со­вых по­лей.

Уст­ное твор­че­ст­во род­ст­вен­но фольк­ло­ру др. на­ро­дов Юго-Вост. Азии. Так, ми­фы и сказ­ки о пер­во­пред­ке-дра­ко­не, о ге­ро­ях «без рук, без ног» близ­ки к вьет-мы­онг­ским, пре­да­ния о про­ис­хо­ж­де­нии пра­вя­щих ди­на­стий от на­гов – к кхмер­ским. С на­га­ми пре­да­ния (в ле­то­пи­сях пхонг­са­ва­дан и «Ска­за­нии о Кхун Бо­ро­ме» – «Нанг­сы Кхун Бо­ром») свя­зы­ва­ют ос­но­ва­ние го­ро­дов (Лу­анг­пха­бан­га, Вьен­ть­я­на и др.), по­яв­ле­ние ост­ро­вов, пе­щер и гор. Др. ми­фы: о Кхун Бо­ро­ме, сы­не Тхэн Лу­ан­га, вер­хов­но­го бо­же­ст­ва тай­ских на­ро­дов, по­слан­ном на зем­лю по прось­бе трёх во­ж­дей, спас­ших­ся на пло­ту от по­то­па, что­бы рас­ска­зать лю­дям о до­б­ре и зле, по­кло­не­нии бо­гам, ка­лен­да­ре и при­ме­тах; о чу­дес­ной ты­к­ве, со­еди­нив­шей не­бо и зем­лю, из ко­то­рой вы­шли лю­ди, жи­вот­ные, се­ме­на рас­те­ний и др.; о кос­ма­тых пер­во­пред­ках – Де­де и Баб­ке Нё и др. Рас­про­стра­не­ны вол­шеб­ные сказ­ки (о жи­вот­ном-по­кро­ви­те­ле, в ко­то­рое во­пло­ти­лась ду­ша по­кой­но­го ро­ди­те­ля ге­роя-си­ро­ты; о по­ис­ке вол­шеб­ной же­ны или же­нить­бе на прин­цес­се с по­мо­щью ма­гии, чу­дес­ных пред­ме­тов и по­мощ­ни­ков и др.); ро­ма­нич. эпос о де­вуш­ке-пти­це Ма­но­ле (Ма­но­ха­ре) и прин­це Сут­хо­не; сказ­ки о жи­вот­ных, о ко­мич. ге­ро­ях (про­каз­ли­вом по­слуш­ни­ке Си­енг Ми­ен­ге; о «Се­ми­кув­шин­ном Брат­це» Ай Тьет­хае, съе­даю­щем в один при­сест семь кув­ши­нов ри­са; о де­ре­вен­ском ду­рач­ке Бакн­го и др.); бы­лич­ки о ду­хах-пхи. Древ­ние эпич. сю­же­ты из­вест­ны по лит. об­ра­бот­кам, а лит. про­из­ве­де­ния час­то пе­ре­хо­ди­ли в уст­ное твор­че­ст­во. Ос­но­вой эпич. тра­ди­ции был сю­жет о прин­це-вои­не (Хунг-Тьы­анг), же­нив­шем­ся на сво­ей ку­зи­не; этот мо­тив вклю­чён в сю­же­ты о Ра­ме (Пха Лам) и Син­сае. На ос­но­ве сво­бод­но­го эпич. раз­ме­ра сло­жил­ся кон ан (кон для чте­ния) – сти­хотв. фор­ма мн. про­из­ве­де­ний эпо­хи Лан­сан­га. В клас­сич. по­эмах эпо­хи Лан­сан­га ком­по­зи­ци­он­ные при­ёмы эпо­са ис­поль­зу­ют­ся для при­сое­ди­не­ния но­вых сю­жет­ных ли­ний или рас­ска­за о про­ш­лых ро­ж­де­ни­ях пер­со­на­жей. К тра­ди­ци­ям ла­ос­ско­го эпо­са близ­ка по­эма «Ма­ха­сат» («Ве­ли­кое ро­ж­де­ние»), или «Пха Вет» (по име­ни гл. ге­роя ка­но­нич. «Вес­сан­та­ра-джа­та­ки»), соз­дан­ная мо­на­хом Ма­ха Тхе­п­лу­ан­гом (1485–1495); она на­пи­са­на гиб­рид­ным ин­дуи­зи­ро­ван­ным раз­ме­ром хай, в ко­то­рый «впи­сы­ва­ют­ся» длин­ные па­лий­ские сло­ва. Об­ра­бот­ка инд. «Пан­ча­тан­тры» («Нанг Тан­трай») ста­ла ис­точ­ни­ком сю­же­тов ди­дак­тич. ска­зок и ба­сен, по­сло­виц и по­го­во­рок. Из буд­дий­ской лит-ры – сб-ков о муд­ре­цах Вит­ху­не, Ма­хо­со­те, Си­еу Са­ва­та (ка­но­нич. джа­та­ки «Вит­ху­ра-пан­ди­та» и «Ма­ха­сад­ха») они по­па­ли в фольк­лор. Рас­про­стра­не­ны ди­дак­тич. сказ­ки о Ма­лень­ком си­ро­те (Камп­ха Ной) или си­ро­тах бра­те и се­ст­ре (Па­дэк и Па­са­мо). Ма­ну­ск­рип­ты на паль­мо­вых ли­сть­ях (пхук) сви­де­тель­ст­ву­ют о тес­ных свя­зях ме­ж­ду буд­дий­ски­ми мо­на­ха­ми Лао­са и со­сед­них го­су­дарств.

Пес­ни-им­про­ви­за­ции (кон лам): пе­сен­ные пе­ре­клич­ки и со­стя­за­ния, час­туш­ки, лю­бов­ные пес­ни (кон ки­еу сау), загад­ки (кхам тху­ай), бла­го­по­же­ла­ния (кхам пхон), пред­ска­за­ния (кон сок) ос­но­ва­ны на 4 сти­хотв. раз­ме­рах (кон тат, кон лонг, кон нён и кон тэй). Кон пха­ня, вклю­чён­ный в чис­ло раз­ме­ров письм. по­эзии, ис­поль­зу­ет­ся в сти­хотв. им­про­ви­за­ци­ях об уха­жи­ва­нии за де­вуш­ка­ми (пха­ня ки­еу сау, лом сау) и по­го­вор­ках (суп­ха­сит). Др. жан­ры муз.-по­этич. фольк­ло­ра – тру­до­вые и ка­лен­дар­но-об­ря­до­вые пес­ни.

Ла­до­вая ос­но­ва – пен­та­то­ни­ка. Осн. муз. ин­ст­ру­мен­ты: кхэн, бам­бу­ко­вые вар­ган (хо­он) и труб­ча­тая цит­ра (со май пхай), де­рев. идио­фон (бок­бэк). Тан­цы со­про­во­ж­да­ют­ся ак­ком­па­не­мен­том бам­бу­ко­вых тре­що­ток и кас­тань­ет. Брон­зо­вые и се­реб­ря­ные ко­ло­коль­чи­ки слу­жат обе­ре­га­ми. См. так­же в ст. Ла­ос.

Лит.: Laos; its peo­ple, its so­ci­ety, its cul­ture / Ed. F. Le­Bar. New Ha­ven, 1960; Стра­та­но­вич Г. Г. Лао // На­ро­ды Юго-Вос­точ­ной Азии. М., 1966; Ar­chaim­bault Ch. Struc­tures re­li­gieuses Lao (rites et mythes). Vithagna, 1973; Ко­си­ков И. Г. Лао // Ка­лен­дар­ные обы­чаи и об­ря­ды на­ро­дов Юго-Во­сточ­ной Азии. М., 1993; Афо­нин Д. С. Де­ти Кхун­бо­ро­ма. М., 2000; Hay­ashi Yukio. Prac­ti­cal Bud­dhism among the Thai-Lao: re­lig­ion in the mak­ing of a re­gion. Kyoto, 2003. 

Вернуться к началу