ПАЛАУ́НГ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАЛАУ́НГ (палаун; самоназвание – таанг, кит. дэан), народы группы кхмеры горные в Мьянме и Юго-Зап. Китае. Живут в междуречье верхнего течения рек Салуин (Нуцзян) и Меконг (Ланьцанцзян) на северо-востоке Мьянмы (зона Палаунг на юге и севере штата Шан; 600 тыс. чел. – 2012, оценка) и в Юго-Зап. Китае [Дэхун-Дай-Качинский (Дэхун-Дай-Цзинпоский) автономный окр. и гор. окр. Фынсян (Линьцан) на западе и юго-западе пров. Юньнань; 17,9 тыс. чел. – 2000, перепись]; проживают также на севере Таиланда (пров. Кампхэнгпхет; 6 тыс. чел. – 2012, оценка). Включают подгруппы шуэ (шве), или золотых П., нгве, или серебряных П., пале, рианг и румаи. Говорят на зап.-палаунгских языках сев. подгруппы мон-кхмерских языков. Письменность в Мьянме на основе бирманского письма. Распространены также бирманский, кит., непальский, качинский, тайский и шанский языки. В осн. буддисты (тхеравада), св. 1% – христиане.
В сер. 1-го тыс. н. э. были расселены вплоть до р. Иравади на западе, имели княжества, из них крупнейшее Тонгпенг (Таунпен) в горах Тонгпенг (Лойпье) к югу от р. Шуэли. С 7 в. были оттеснены в горы предками шанов, с 13 в. – тибето-бирманскими и тайскими переселенцами из Наньчжао, в 18 в. испытывали с севера давление качинов.
Основное традиц. занятие – земледелие (осн. культура – чай; у пале распространён рис, выращивают также бобовые, гречиху, кукурузу, ямс, коноплю, местами – хлопок). Развиты ткачество, плетение, обработка металла, изготовление огнестрельного оружия; большое значение имеет торговля, гл. обр. чаем. Дома в осн. свайные на бамбуковом каркасе, располагаются на горных склонах; под полом помещается скот; вход с веранды с торцовой стороны. Сохраняются длинные дома для больших патриархальных семей. Мужчины в Мьянме носили широкие штаны и куртку, в Китае – чёрный халат с глубоким запахом направо; на голове – белый или чёрный тюрбан. Мальчики во время инициации получают татуировку (изображения цветов, птиц, тигра, оленя и т. п.). Женская одежда – несшитая юбка с горизонтальными красно-чёрно-синими полосами (их комбинация указывала на принадлежность к определённой территориальной группе), синяя распашная кофта, часто с крупными серебряными пуговицами и нашивными бляхами, серебряные серьги, гривны, браслеты; на голове – тюрбан, украшенный бахромой из цветных ниток, или разноцветный капюшон с серебряными украшениями (его происхождение связывалось с мифич. прародительницей П. – змеёй Нага). Пьют много крепкого чая, в т. ч. с солью. Счёт родства билатеральный. Система терминов родства генерац. типа в поколении говорящего, бифуркативного типа для младших однополых сиблингов родителей и бифуркативно-линейного типа для старших однополых сиблингов родителей. Сиблинги делятся по относит. возрасту. Брачное поселение патрилокальное. Предпочитаются кросскузенные браки. Молодёжь пользовалась значит. добрачной свободой. Практиковались брачный выкуп и развод. Неск. деревень объединялись под властью вождей, в цинском Китае подчинявшихся тайским правителям (тусы). Буддизм восприняли от шанов. Распространены вера в духов (нэт), которым приносят в жертву свиней и кур, шаманство. Культу предков посвящены домашние алтари. Развит культ предков вождей, в Тонгпене культ предков правителя (саубва) был официальным. Покойников хоронят в долблёных колодах, в рот кладут серебряную монету; умерших насильств. смертью кремируют и прах захоранивают в керамич. урнах. Праздники – обливания водой (Новый год по календарю тай), закрывания и открывания дверей, сбора цветов, возжигания хвороста и др. – сопровождаются петушиными боями. Распространены мужские танцы. Муз. инструменты: барабан, гонг, губной орган, поперечная флейта.