КАМБУДЖАДЕ́ША
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАМБУДЖАДЕ́ША, государство в Юго-Вост. Азии в 9–14 вв. с центром в Яшодхарапуре. В исследовательской лит-ре именуется также Ангкорской империей или Ангкорской Камбоджей. Возникновение К. завершило процесс объединения населённых кхмерами и родственными им монами земель, на которых в 1–6 вв. существовала древнекхмерская империя Бапном (Фунань), а в 7–8 вв. кхмерские государства Ченла Земли и Ченла Воды (впоследствии Аниндитапура) (см. Ченла).
Ранний период истории К. связан с деятельностью основателя династии ангкорских царей Джайавармана II, учредившего культ дэва-раджи (бога-царя). Гл. божеством стал Шива, а символом мощи – линга. Культ дэва-раджи способствовал формированию мощного централизованного феод. гос-ва во главе с монархом, наделённым неогранич. властью. Обожествление монарха пропагандировалось средствами архитектуры и изобразит. иск-ва, в частности строительством храмов королевской линги в Ангкоре. Складывание крупных земельных владений в К. шло за счёт освоения новых земель и их передачи храмам и светской знати.
Период наивысшего расцвета К. связан с именами Сурьявармана I, Сурьявармана II и Джайавармана VII, правление которых было отмечено успешными завоевательными походами и масштабным храмовым строительством. Опираясь на природные и людские ресурсы густонаселённого района, правители К. создали мощное многонациональное гос-во, охватывавшее территорию совр. Камбоджи, а также некоторые области современных Мьянмы, Лаоса, Таиланда, Вьетнама и Малайзии. При Сурьявармане I в Яшодхарапуре и её округе была построена сложная ирригац. система, а также крупный искусств. водоём – Зап. Барай, что способствовало развитию экономики центр. столичной области. При Сурьявармане II был возведён храмовый комплекс Ангкор-Ват.
В правление Джайавармана VII в К. начался переход к буддизму (сначала махаяне, затем тхераваде), что нашло отражение в утверждении культа будды-раджи. Был отстроен Ангкор-Тхом, открыта сеть лечебниц, приютов и придорожных гостиниц для путников. Гл. храмом стал Байон, в котором символ мощи монарха олицетворяла не линга, а статуя бодхисаттвы Авалокитешвары, имевшая портретное сходство с Джайаварманом VII.
В кон. 12 в. появились первые признаки внутр. кризиса К., который выразился, в частности, в постепенном исчезновении слоя мелких свободных землевладельцев. Упадок империи в сер. 13 в. был вызван как внутр. причинами (истощение почв и водных ресурсов столичной области, уход крестьян в более плодородные вост. районы, трудоёмкое и дорогостоящее храмовое строительство), так и осложнением внешнеполитич. ситуации (противоборство с тайскими княжествами, гос-вом Чампа, отделение кн-ва Лаво и др.). Распад К. завершился с приходом к власти в ней «человека из низов»– некоего Чая, основавшего в 1336 новую буддийскую династию и перенёсшего политич. центр гос-ва на восток, в район треугольника Ловек– Удонг– Пномпень.