Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНУРАДХАПУ́РА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 94

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Л. Сафронова, Е. А. Сердюк
Анурадхапура. Ступа Руванвели.

АНУРАДХАПУ́РА, древ­ний го­род на се­ве­ре Шри-Лан­ки. Воз­ник на мес­те древ­не­го по­се­ле­ния, упо­ми­нае­мо­го в ис­точ­ни­ках как Ану­рад­ха­га­ма. Центр пер­во­на­чаль­но­го рай­она оби­та­ния древ­ней­ше­го на­се­ле­ния ост­ро­ва – сев.-зап. об­лас­тей «су­хой зо­ны», счи­таю­щих­ся «ко­лы­бе­лью син­галь­ской ци­ви­ли­за­ции». В «Гео­гра­фии» Пто­ле­мея, со­дер­жа­щей опи­са­ние Лан­ки, го­род име­ну­ет­ся Ану­ра­гра­ма. C 5 в. до н. э. до нач. 11 в. н. э. сто­ли­ца син­галь­ско­го государства. Один из круп­ных цен­тров ир­ри­гац. строи­тель­ст­ва, пред­став­ляв­ший со­бой ги­гант­скую уни­каль­ную сис­те­му ис­кусств. во­до­ёмов, дамб, шлю­зов, во­до­слив­ных пло­тин, ос­тат­ки ко­то­рых со­хра­ни­лись до на­ше­го вре­ме­ни. В нач. 11 в. раз­ру­ше­на за­хва­тив­шими Лан­ку вой­ска­ми юж­но­инд. гос-ва Чо­лов. Рас­цвет А. свя­зан с рас­про­стра­не­ни­ем буд­диз­ма хи­ная­ны (тхе­ра­ва­ды) в 3 в. до н. э. и ут­вер­жде­ни­ем его в ка­чест­ве гос. ре­ли­гии. А. из­вест­на мно­го­числ. буд­дий­ски­ми куль­то­вы­ми со­ору­же­ния­ми – сту­па­ми (да­го­ба­ми) – Тху­па­ра­ма (3 в. до н. э.), Ру­ван­ве­ли (2–1 вв. до н. э.), раз­ва­ли­на­ми двор­цов, мо­на­сты­рей, в т. ч. скаль­но­го мон. Ису­ру­муния с его зна­ме­ни­ты­ми ба­рель­е­фа­ми. В буд­дий­ские ступы – ги­гант­ские по­лусфе­ри­че­ские со­ору­же­ния – по­ме­ща­лись свя­щен­ные ре­ли­к­вии, свя­зы­вае­мые с Буд­дой или свя­ты­ми буд­дий­ско­го пан­те­о­на. Сту­пы на о. Шри-Лан­ка со­ору­жа­лись из кир­пи­ча, а их по­верх­ность по­кры­ва­лась тол­стым сло­ем бе­лой шту­ка­тур­ки, от­по­ли­ро­ван­ной до бле­ска. На­вер­шие, как пра­ви­ло, ук­ра­ша­лось дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми. Об­щая пло­щадь го­ро­да со­став­ля­ла ок. 64 км2. В цен­тре со­хра­ни­лись сле­ды ук­ре­п­лён­ной ци­та­де­ли, ок­ру­жён­ной кир­пич­ной сте­ной тол­щи­ной до 30 м, с ос­тат­ка­ми древ­них гли­но­бит­ных, кир­пич­ных и ка­мен­ных жи­лых по­стро­ек, двух хра­мов Зу­ба Буд­ды (8–10 вв. н. э.) и двух цар­ских двор­цов. Во­круг ци­та­де­ли – 4 ис­кусств. во­до­ёма и 4 буд­дий­ских мо­на­сты­ря: Ма­ха­ви­хара, Ми­ри­са­ва­ти, Аб­хая­ги­ри и Дже­тава­на­ра­ма. Буд­дий­ские мо­на­сты­ри А. вклю­ча­ли ком­плекс по­стро­ек: кро­ме гл. мо­на­стыр­ской свя­ты­ни – сту­пы – на их тер­ри­то­рии рас­по­ла­га­лись куль­то­вые со­ору­же­ния для по­чи­та­ния свя­щен­но­го де­ре­ва бод­хи, для по­кло­не­ния скульп­тур­ным изо­бра­же­ни­ям Буд­ды и свя­тых буд­дий­ско­го пан­те­о­на, для про­ве­де­ния це­ре­мо­ний и чте­ния свя­щен­ных тек­стов. Здесь на­хо­ди­лись так­же во­до­ёмы, до­рож­ки для ри­ту­аль­ных про­цес­сий, хо­зяйств. по­строй­ки. Тер­ри­то­рия мо­на­сты­рей ок­ру­жа­лась об­щей ог­ра­дой (си­ма). Зда­ния име­ли дву­скат­ные че­ре­пич­ные кры­ши и ук­раша­лись леп­ни­ной (осо­бен­но во­круг двер­ных про­ёмов) и рез­ны­ми ка­мен­ны­ми ле­ст­ни­ца­ми с по­лу­круг­лой ниж­ней сту­пе­нью («лун­ный ка­мень»). А. – центр ту­риз­ма, ис­то­рич. за­по­вед­ник, мно­гие древ­ние па­мят­ни­ки вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся. Ме­сто па­лом­ни­че­ст­ва буд­ди­стов. Па­мят­ни­ки А. вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Ban­da­ranayke S. Sin­hal­ese mo­nas­tic ar­chi­tec­ture. Lei­den, 1974; Mendis R. The story of Anu­rad­hapura: capi­tal city of Sri Lanka. Kotte, 1999.

Вернуться к началу