Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЯМИСЭ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 528

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Есипова
Сямисэн. Фото Joi Ito / flickr.com

СЯМИСЭ́Н (япон., букв. – три изящ­ных стру­ны), япон. 3-струн­ный щип­ко­вый ин­ст­ру­мент ти­па лют­ни с длин­ной шей­кой. Име­ет де­рев. кор­пус, ко­жа­ную де­ку, шей­ку без лад­ков дли­ной ок. 80 см, шёл­ко­вые стру­ны, длин­ные кос­тя­ные кол­ки. Иг­ра­ют боль­шим плек­тром в ви­де раз­вёр­ну­то­го вее­ра. Неск. ва­ри­ан­тов на­строй­ки со­от­но­сят­ся с 12-то­но­вым япон. стро­ем дзю­ни­ри­цу (то же, что кит. люй-люй). По раз­ме­ру кор­пу­са и тол­щи­не шей­ки раз­ли­ча­ют­ся 3 ви­да С., ка­ж­дый свя­зан с оп­ре­де­лён­ным муз. или муз.-те­ат­раль­ным жан­ром. Воз­мож­но­сти С. по­зво­ля­ют ис­пол­нять слож­ные рит­мич. ри­сун­ки в очень бы­ст­ром тем­пе. «От­цом» совр. ис­пол­ни­тель­ст­ва на С. счи­та­ет­ся Яма­ха­си-кэн­гё, пер­вые са­мо­сто­ят. ком­по­зи­ции для го­ло­са с С. соз­дал Ис­му­ра-кэн­гё («Рю­кю ку­миу­та», ме­ж­ду 1580 и 1610). В 17–18 вв. С. стал од­ним из са­мых попу­ляр­ных ин­ст­ру­мен­тов Япо­нии. Из­люб­лен­ный ин­ст­ру­мент гейш, в твор­че­ст­ве ко­то­рых сло­жи­лась ка­мер­ная кон­церт­ная тра­ди­ция ис­пол­не­ния ли­рич. пе­сен од­за­си­ки. Проф. тра­ди­ция муж­ско­го ис­пол­ни­тель­ст­ва свя­за­на с те­ат­ра­ми бун­ра­ку (шко­лы Цу­ру­са­ва, То­ёд­за­ва, Нод­за­ва) и ка­бу­ки. При­ме­ня­ет­ся как со­про­во­ж­даю­щий пе­ние и ан­самб­ле­вый ин­ст­ру­мент, в т. ч. в со­ста­ве трио сан­кё­ку (с цит­рой ко­то и флей­той ся­ку­ха­ти). В 20 в. ис­поль­зу­ет­ся в ком­по­зи­тор­ской му­зы­ке в со­че­та­нии с ев­роп. ин­ст­ру­мен­та­ми. Вхо­дит в ор­кестр япон. тра­диц. ин­ст­ру­мен­тов «Нип­по­ния» (1964). Из­вест­ные ис­пол­ни­те­ли: То­ёд­за­ва Дам­пэй, Та­кэд­за­ва Го­нэ­мон (19 в.), Нод­за­ва Кид­за­эмон, Цу­руд­за­ва Канд­зи, Цу­руд­за­ва Энд­за (20 в.).

Вернуться к началу