СЯКУХА́ТИ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЯКУХА́ТИ [япон., букв. – один сяку восемь сунов (обозначение стандартной длины инструмента)], япон. продольная открытая флейта. Изготавливается из трёхколенного отрезка ствола бамбука, длина 54,5 см, диаметр ок. 4,5 см. Нормативный вид – с 5 пальцевыми отверстиями (4 на внешней стороне трубки, 1 – на тыльной); звукоряд: «ре» – «фа» – «соль» – «ля» 1-й октавы – «ре» 2-й октавы. Существуют мн. разновидности (с 7, 8 пальцевыми отверстиями и др.). Звук нежный, матового тембра, с шипящим призвуком при вдувании. Исторически связана с медитативными практиками дзен. С. – один из атрибутов монахов комусо, нередко слепых, объединившихся в секту Фукэ и в 17 в. получивших офиц. право странствовать и играть на С. (в 1871 школа Фукэ была запрещена). В 20 в. ведущей школой сольной игры на С. стала Мёанрю, затем выдвинулись светские школы Кинкорю и Тодзанрю (названия – от имён основателей) и др. Репертуар составляют композиции нескольких стилей: классического хонкёку («основные мелодии», 14–18 вв.; характерно отсутствие метра), гайкёку («мелодии извне», 17–18 вв.; композиции, первоначально предназначенные для кото и др. инструментов, с организованным метром), синкёку («новые мелодии»; с нач. 20 в.). С кон. 17 в. С. также использовалась в ансамбле с 2 кото, а в 18 в. вошла в состав трио санкёку (букв. – три мелодии; с кото и сямисэном). Среди крупнейших исполнителей кон. 20 в. – А. Накамура, Р. Ифудзи (школа Тодзанрю). С 1950-х гг. япон. композиторы экспериментируют, соединяя звучание С. с европ. инструментами («November steps» Т. Такэмицу, 1967).