ФЛЕ́ЙТА
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЛЕ́ЙТА (итал. flauto, нем. Flöte), духовой музыкальный инструмент (аэрофон). Звук возникает в результате рассечения вдуваемой струи воздуха о край ствола или край выреза свисткового отверстия. Обычно Ф. имеет форму трубки, однако встречаются Ф. с сосудообразным корпусом (см. Окарина). Флейты (или флейтовые инструменты, инструменты типа Ф.) бывают продольные и поперечные; с пальцевыми отверстиями и без них; одноствольные, парные (см. Парная флейта) и многоствольные (см. Флейта многоствольная); открытые и закрытые; со свистковым устройством; и др. Материал изготовления: древесина, тростник, бамбук, кость, глина и др. Ф. – один из древнейших муз. инструментов (появление продольных костяных флейт датируется эпохой палеолита), в большинстве культур мира основной среди духовых музыкальных инструментов. Примеры традиц. флейт: кавал, курай, най, сринг, сякухати, тилинка, флуер.
В Европе продольные и поперечные флейты широко представлены в инструментальной культуре ср.-век. городов: в сигнальной башенной, танцевальной, воен. музыке, в музицировании бродячих артистов и др. На протяжении нескольких веков блокфлейта и поперечная Ф. сосуществовали, однако последняя, как более совершенная, постепенно вытеснила блокфлейту из оперной и концертной музыки.
Поперечная Ф. вошла в оперный оркестр и камерный ансамбль в 17 в., в партитурах до 1750 непременно обозначалась как «поперечная» (итал. flauto traversiero, traverso, нем. Querflöte; все указания на Ф. без этого уточнения предполагали использование продольной Ф.). С 1-й пол. 18 в. поперечная Ф. усовершенствовалась гл. обр. путём введения клапанов, к нач. 19 в. утвердилась 8-клапанная Ф. Дальнейшие фундам. усовершенствования произведены Т. Бёмом, модель которого с 1920-х гг. остаётся самой употребительной. Такая Ф. («современная», «большая») имеет металлич. цилиндрич. ствол длиной 68–72 см, диаметром ок. 2 см, состоящий из трёх частей («колен»). В верхней части находится вдувное отверстие, в средней и нижней частях – 16–18 игровых отверстий с клапанами. Звук извлекается сконцентрированной струёй воздуха на срез вдувного отверстия, при более сильном напоре воздуха высота звука поднимается на октаву (см. Передувание). Общий диапазон: «до» малой – «до» 4-й октавы. Партия Ф. записывается в скрипичном ключе в реальном звучании. Из разновидностей совр. Ф. широко применяется малая Ф. – пикколо. В симфонич. оркестре, как правило, используются две Ф. и одна Ф.-пикколо, встречается также альтовая Ф. (в строе G).
Первая школа игры на поперечной Ф. опубликована в 1707 (автор – франц. музыкант Л. Оттетер). Выдающиеся образцы применения Ф. (поперечной и продольной) – в творчестве А. Вивальди, И. С. Баха. Трактат И. И. Кванца «Опыт наставления по игре на поперечной флейте» (изд. в 1752) поныне сохраняет основополагающее место в изучении истории этого инструмента. Во 2-й пол. 18 в. поперечная Ф. использовалась в оперной, симфонич. и церковной музыке, в концертных и камерно-инструментальных жанрах; образцы применения Ф. как сольного инструмента – 2 концерта В. А. Моцарта (K 313, 314; оба 1778). В 19 в. были оценены технич. возможности Ф., получили известность гастролирующие флейтисты-виртуозы, в числе которых – К. Доплер, Ф. Доплер, К. П. Таффанель. Одновременно сформировался жанр духового квинтета с участием Ф. С блеском использовали Ф. в своей оркестровой музыке М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов. Среди сочинений для Ф. в 20 в. – концерты С. Барбера, Ф. Шмитта, Х. В. Хенце, К. Нильсена, Ж. Ибера, А. Жоливе, сонаты С. С. Прокофьева, П. Хиндемита, Ф. Пуленка, Д. Мийо, Б. Мартину.
Историч. разновидности Ф. возрождаются в рамках аутентичного исполнительства.