Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЛЕ́ЙТА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 425

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Фото А.И. Нагаева Разновидности флейты: 1 – современная поперечная; 2 – продольная (блокфлейта).

ФЛЕ́ЙТА (итал. flauto, нем. Flöte), ду­хо­вой му­зы­каль­ный ин­ст­ру­мент (аэ­ро­фон). Звук воз­ни­ка­ет в ре­зуль­та­те рас­се­че­ния вду­вае­мой струи воз­ду­ха о край ство­ла или край вы­ре­за сви­ст­ко­во­го от­вер­стия. Обыч­но Ф. име­ет фор­му труб­ки, од­на­ко встре­ча­ют­ся Ф. с со­су­до­об­раз­ным кор­пу­сом (см. Ока­ри­на). Флей­ты (или флей­то­вые ин­ст­ру­мен­ты, ин­ст­ру­мен­ты ти­па Ф.) бы­ва­ют про­доль­ные и по­пе­реч­ные; с паль­це­вы­ми от­вер­стия­ми и без них; од­но­стволь­ные, пар­ные (см. Пар­ная флей­та) и мно­го­стволь­ные (см. Флей­та много­стволь­ная); от­кры­тые и за­кры­тые; со сви­ст­ко­вым уст­рой­ст­вом; и др. Ма­те­ри­ал из­го­тов­ле­ния: дре­ве­си­на, тро­ст­ник, бам­бук, кость, гли­на и др. Ф. – один из древ­ней­ших муз. ин­ст­ру­мен­тов (по­яв­ле­ние про­доль­ных кос­тя­ных флейт да­ти­ру­ет­ся эпо­хой па­лео­ли­та), в боль­шин­ст­ве куль­тур ми­ра ос­нов­ной сре­ди ду­хо­вых му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тов. При­ме­ры тра­диц. флейт: ка­вал, ку­рай, най, сринг, ся­ку­ха­ти, ти­лин­ка, флу­ер.

В Ев­ро­пе про­доль­ные и по­пе­реч­ные флей­ты ши­ро­ко пред­став­ле­ны в ин­ст­ру­мен­таль­ной куль­ту­ре ср.-век. го­ро­дов: в сиг­наль­ной ба­шен­ной, тан­це­валь­ной, во­ен. му­зы­ке, в му­зи­ци­ро­ва­нии бро­дя­чих ар­ти­стов и др. На про­тя­же­нии не­сколь­ких ве­ков блок­флей­та и по­пе­реч­ная Ф. со­су­ще­ст­во­ва­ли, од­на­ко по­след­няя, как бо­лее со­вер­шен­ная, по­сте­пен­но вы­тес­ни­ла блок­флей­ту из опер­ной и кон­церт­ной му­зы­ки.

По­пе­реч­ная Ф. во­шла в опер­ный ор­кестр и ка­мер­ный ан­самбль в 17 в., в пар­ти­ту­рах до 1750 не­пре­мен­но обо­зна­ча­лась как «по­пе­реч­ная» (итал. flauto traver­siero, traverso, нем. Querflöte; все ука­за­ния на Ф. без это­го уточ­не­ния пред­по­ла­га­ли ис­поль­зо­ва­ние про­доль­ной Ф.). С 1-й пол. 18 в. по­пе­реч­ная Ф. усо­вер­шен­ст­во­ва­лась гл. обр. пу­тём вве­де­ния кла­па­нов, к нач. 19 в. ут­вер­ди­лась 8-кла­пан­ная Ф. Даль­ней­шие фун­дам. усо­вер­шен­ст­во­ва­ния про­из­ве­де­ны Т. Бё­мом, мо­дель ко­то­ро­го с 1920-х гг. ос­та­ёт­ся са­мой упот­ре­би­тель­ной. Та­кая Ф. («со­вре­мен­ная», «боль­шая») име­ет ме­тал­лич. ци­лин­д­рич. ствол дли­ной 68–72 см, диа­мет­ром ок. 2 см, со­стоя­щий из трёх час­тей («ко­лен»). В верх­ней час­ти на­хо­дит­ся вдув­ное от­вер­стие, в сред­ней и ниж­ней час­тях – 16–18 иг­ро­вых от­вер­стий с кла­па­на­ми. Звук из­вле­ка­ет­ся скон­цен­три­ро­ван­ной стру­ёй воз­ду­ха на срез вдув­но­го от­вер­стия, при бо­лее силь­ном на­по­ре воз­ду­ха вы­со­та зву­ка под­ни­ма­ет­ся на ок­та­ву (см. Пе­ре­ду­ва­ние). Об­щий диа­па­зон: «до» ма­лой – «до» 4-й ок­та­вы. Пар­тия Ф. за­пи­сы­ва­ет­ся в скри­пич­ном клю­че в ре­аль­ном зву­ча­нии. Из раз­но­вид­но­стей совр. Ф. ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся ма­лая Ф. – пик­ко­ло. В сим­фо­нич. ор­ке­ст­ре, как пра­ви­ло, ис­поль­зу­ют­ся две Ф. и од­на Ф.-пик­ко­ло, встре­ча­ет­ся так­же аль­то­вая Ф. (в строе G).

Пер­вая шко­ла иг­ры на по­пе­реч­ной Ф. опуб­ли­ко­ва­на в 1707 (ав­тор – франц. му­зы­кант Л. От­те­тер). Вы­даю­щие­ся об­раз­цы при­ме­не­ния Ф. (по­пе­реч­ной и про­доль­ной) – в твор­че­ст­ве А. Ви­валь­ди, И. С. Ба­ха. Трак­тат И. И. Кван­ца «Опыт на­став­ле­ния по иг­ре на по­пе­реч­ной флей­те» (изд. в 1752) по­ны­не со­хра­ня­ет ос­но­во­по­ла­гаю­щее ме­сто в изу­че­нии ис­то­рии это­го ин­ст­ру­мен­та. Во 2-й пол. 18 в. по­пе­реч­ная Ф. ис­поль­зо­ва­лась в опер­ной, сим­фо­нич. и цер­ков­ной му­зы­ке, в кон­церт­ных и ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ных жан­рах; об­раз­цы при­ме­не­ния Ф. как соль­но­го ин­ст­ру­мен­та – 2 кон­цер­та В. А. Мо­цар­та (K 313, 314; оба 1778). В 19 в. бы­ли оце­не­ны тех­нич. воз­мож­но­сти Ф., по­лу­чи­ли из­вест­ность га­ст­ро­ли­рую­щие флей­ти­сты-вир­туо­зы, в чис­ле ко­то­рых – К. До­п­лер, Ф. До­п­лер, К. П. Таф­фа­нель. Од­но­вре­мен­но сфор­ми­ро­вал­ся жанр ду­хо­во­го квин­те­та с уча­сти­ем Ф. С бле­ском ис­поль­зо­ва­ли Ф. в сво­ей ор­ке­ст­ро­вой му­зы­ке М. И. Глин­ка, П. И. Чай­ков­ский, Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков, А. К. Гла­зу­нов. Сре­ди со­чи­не­ний для Ф. в 20 в. – кон­цер­ты С. Бар­бе­ра, Ф. Шмит­та, Х. В. Хен­це, К. Ниль­се­на, Ж. Ибе­ра, А. Жо­ли­ве, со­на­ты С. С. Про­кофь­е­ва, П. Хин­де­ми­та, Ф. Пу­лен­ка, Д. Мийо, Б. Мар­ти­ну.

Ис­то­рич. раз­но­вид­но­сти Ф. воз­ро­ж­да­ют­ся в рам­ках ау­тен­тич­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва.

Лит.: Триз­но Б. В. Флей­та. М., 1964; Vent­z­ke K. Die Boehmflöte: Werdegang eines Mu­sikinstruments. Fr./M., 1966; Scheck G. Die Flöte und ihre Musik. Lpz., 1981; Усов Ю. А. Ис­то­рия за­ру­беж­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва на ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тах. 2-е изд. М., 1989; De Lo­renzo L. My complete story of the flute: the in­strument, the performer, the music. N. Y., 1992.

Вернуться к началу