АККА́Д
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АККА́Д (Аккаде, Агаде), древний город в сев. части Нижней Месопотамии, точное местоположение которого неизвестно (возможно, близ г. Сиппар; совр. Абу-Хабба, Ирак). А. имел бухту и пристань, куда прибывали суда из далёких стран. Покровительницей города считалась богиня Иштар, которой был посвящён храм Эулмаш. В 24–22 вв. до н. э. А. стал центром одноим. государства, включившего всю Нижнюю Месопотамию и установившего своё влияние над Эламом. Поздне́е назв. «А.» распространилось на историч. область Ср. Двуречья. Возвысил город и стал основателем гос-ва Аккад Саргон Древний (аккад. Шаррумкен – «Царь истинен»), правивший в 2316–2261 до н. э. С него началась династия Саргонидов, представленная его сыновьями Римушем и Маништушу, внуком Нарам-Суэном, правнуком Шаркалишарри и др. менее известными правителями. Ещё при Саргоне под власть А. попал Шумер после разгрома им союза шумерских номов во главе с его лидером Лугальзагеси. Однако сепаратистские настроения и мятежи там не прекращались. Саргониды вели активную внешнюю политику, совершая походы на север Двуречья, в Малую Азию, Элам, морские экспедиции вдоль побережий Персидского зал. и на его острова, нападая на Эблу в Сирии, воюя с луллубеями в горах Ирана. Сам Саргон, напр., участвовал в 34 сражениях и был прославлен в поэме «Царь битвы».
В А. развивалось ирригац. хозяйство, оказывалось покровительство развитию торговли и ремесла, функционировала единая система мер и веса. Укреплялась армия – уже при Саргоне она насчитывала 5400 воинов, состоявших на царском довольствии. Армия была мобильной в бою, состояла из лёгкой пехоты (лучников, копейщиков и секироносцев). Царская власть усиливалась, некоторым царям даже воздавались божеств. почести. Управление на местах осуществлялось наместниками из числа царских родственников, представителей лояльных местных династий и чиновничьего аппарата. Родичи царя вводились и в жреч. клир: напр., дочь Саргона – Энхедуанна – была верховной жрицей в г. Ур. Царское хозяйство расширялось за счёт храмовых и общинных земель. Престиж А. был велик: его правители называли себя «царями 4 стран света» и даже «вселенной». Однако мятежи покорённых городов, недовольство отстранённой от власти родовой аристократии, заговоры придворных и конфликты со жречеством, разорение общинников привели гос-во Аккад к упадку. В итоге оно не устояло перед нашествием горцев-кутиев и было подчинено ими в сер. 22 в. до н. э. Затем оно вошло в состав царства III династии Ура, включившего в себя как Шумер, так и Аккад. Как и вся территория Двуречья, А. подвергся разорению во время вторжения амореев на рубеже 3–2-го тыс. до н. э. В дальнейшем А. уже не как политич. единица, а как историч. область входил в состав Вавилонского и Ассирийского гос-в. Город А. и его храмы упоминаются в Законах Хаммурапи (18 в. до н. э.), переписке Асархаддона (7 в. до н. э.), цилиндре Кира (6 в. до н. э.). Время его исчезновения с историч. карты неизвестно, археологами он не обнаружен. История А. запечатлелась в царских надписях, легендах, поэмах, религ. гимнах (их канон, посвящённый 42 богам шумеро-аккадского пантеона, создан уже упоминавшейся Энхедуанной), т. н. омина – «предсказаниях». Об А. говорится в «Поэме об Эрре» (боге чумы), лит. произведениях «Проклятие Агаде» и «Плач над гибелью Агаде».
От А. получил назв. «восточносемитский» – аккадский яз., принадлежавший к семитской ветви афразийской языковой семьи, позднее разделившийся на 2 диалекта: ассирийский и вавилонский. Аккадцами стало именоваться семитоязычное население Ср. Двуречья.
Культура
В истории изобразительного искусства понятие «аккадский период» понимается более широко, чем в историч. науке, и часто распространяется на послеаккадское время (до правления Гудеа и Ур-Намму включительно). Осн. особенности иск-ва А. связаны со смешанным характером населения и проникновением неканонич. мотивов в офиц. иск-во. Одна из важных составляющих генезиса иск-ва А. – худож. культура Шумера. Памятники иск-ва А. отличаются от шумерских большей свободой выбора тем (фольклорные, мифологич. и лит. сюжеты в глиптике) и своеобразием композиции, основанной на контрасте общей статики и динамики каждой фигуры в отдельности. В круглой пластике появляется образ идеального правителя – воина с правильной передачей пропорций и портретных черт (бронзовая голова правителя, т. н. Голова Саргона Древнего из Ниневии, 23 в. до н. э., Иракский музей, Багдад). Для аккадских рельефов типичны многоплановые динамич. диагональные композиции с тенденцией к объёмности, с введением элементов пейзажа и отказом от искусственной ритмизации и стилизации (стела Нарам-Суэна из Суз, посвящённая его победе над горным племенем луллубеев, 23 в. до н. э., Лувр, Париж). Для глиптики А. свойственно стремление к моделировке фигур, точной передаче деталей и продуманным композициям. Печати решены предельно лаконично, пространство не загромождено излишними элементами, надписи становятся центром композиции, делая её геральдической. Появляются личные печати с индивидуализир. изображением. В архитектуре А. сложился новый тип храма – зиккурат. Иск-во А. оказало влияние на худож. культуру Двуречья 2-й пол. 3-го тыс. – 1-й пол. 2-го тыс. до н. э. (позднешумерское и вавилонское иск-во).
Музыка. Сохранились изображения музыкантов (с лирами, арфами, продольными флейтами, систрами, бубнами, барабанами) на цилиндрич. печатях, свидетельствующие о преемственности с муз. культурой Шумера. К культуре А. относится исторически первое известное изображение струнного щипкового инструмента с небольшим корпусом, в совр. органологии получившего назв. лютни с длинной шейкой.
О литературе А. см. в ст. Шумеро-аккадская литература.