ШУМЕ́Р
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШУМЕ́Р [шумерское «Кенги(р)», аккадское «Шумеру»], 1) название юга Месопотамии в клинописных текстах. 2) Часть названия гос-ва Шумер и Аккад в кон. 3-го тыс. до н. э.
3) Условное название первого историч. периода в истории Месопотамии (кон. 4-го – кон. 3-го тыс. до н. э.), принятое в совр. науке. В свою очередь, он подразделяется на следующие периоды: Догосударственный (Протописьменный); Раннединастический, династии Саргонидов; Кутии и II династия Лагаша; Царство Шумера и Аккада, или III династия Ура.
Догосударственный (Протописьменный) период (4-е – нач. 3-го тыс. до н. э.). С сер. 6-го тыс. до н. э. земледельч. цивилизация постепенно перемещалась из поселений севера Месопотамии (Хассуна, Самарра, Телль-Халаф) на юг, что, вероятно, связано с аллювиальным характером почв, позволявшим собирать более высокие урожаи зерновых. На юге были основаны автономные колонии, со временем превратившиеся в протогорода. В 5–4-м тыс. появилась сеть таких колоний, связанных друг с другом системой каналов (культура Убейд). Жители Убейда достигли больших успехов в области ирригации, строительства, торговли, обработки металлов. В период Убейда на берегу Персидского зал. было создано первое известное учёным культовое сооружение юга – святилище поселения Эреду. Во 2-й пол. 4-го тыс. возникла культура Урук (Варка), вероятно связанная с приходом шумеров. Происхождение шумеров (см. Шумерология) неизвестно, и языки, родственные шумерскому, доныне не удаётся обнаружить (см. Шумерский язык). В клинописных текстах на шумерском яз. первоначальными районами обитания людей названы Аратта (территория к востоку от Месопотамии, жители которой носили шумерские имена и поклонялись шумерским богам) и Дильмун (совр. Бахрейн). Шумеры называли себя «черноголовыми» или «сыновьями (своего) города». Их, как правило, изображали на рельефах, статуях и штандартах низкорослыми бритыми людьми с короткими конечностями, с большими прямыми носами и большими глазами. На шумерских изображениях люди похожи друг на друга и практически неотличимы. Однако встречаются и статуэтки высоких людей из Телль-Асмара в париках. Представители этой культуры активно расселялись и торговали по всему Ближневосточному региону. К кон. 4-го тыс. в Уруке возник первый храмовый комплекс Эанна и появилась рисуночная письменность. В Уруке и позднее в Джемдет-Насре вёлся учёт работников и их рационов, использовались пиктограммы для обозначения руководителей храмового хозяйства и начальников рабочих отрядов.
К памятникам иск-ва этого времени относятся расписные керамич. сосуды с геометрич. и животным орнаментом, голова Инанны из урукского храма, статуэтки божеств плодородия из Джемдет-Насра, цилиндрич. печати с орнаментами, розетками и изображениями людей (напр., сцена избиения пленных).
Раннединастический период (28–24 вв. до н.э.). В нач. 3-го тыс. до н. э. на юге Месопотамии образовалось ок. 20 городов-государств (Урук, Эреду, Ур, Шуруппак, Ларса, Ниппур, Киш и др. – на берегу Персидского зал. и на каналах, отведённых от Евфрата; Лагаш и Умма – на каналах, отведённых от Тигра). Преобладающим населением этих городов были шумеры и вост. семиты (впоследствии аккадцы). Города-государства составляли воен.-политич. союз, однако не имели столицы. Культовым центром союза был г. Ниппур, в котором решались важнейшие проблемы, касающиеся всех городов юга (в т. ч. избрание воен. вождя). Клинописные документы в эту эпоху составлялись только на шумерском яз. Согласно этим документам, в течение 4 столетий между городами происходила междоусобная борьба за политич. лидерство. Особенно активное участие в этом принимали правители Киша (Энмебарагеси, Агга), Урука (Гильгамеш, Эншакушанна), Ура (Мескаламдуг), Лагаша (Эанатум, Энметена), Уммы (Уш, Энакале). Несмотря на временные победы, ни один из городов юга не стал в то время политич. лидером. Помимо междоусобных, велись и войны с внешним противником (чаще всего с Эламом и племенами Загроса). Эти войны носили исключительно экономич. характер: их причиной была нехватка минер. сырья и строит. материала на юге Месопотамии. Социальная структура городов-государств была основана на противовесе двух осн. хозяйств.-политич. институтов – гор. общины и храмового (впоследствии – дворцово-храмового) хозяйства. Осн. органом гор. самоуправления служило собрание воинов и старейшин города, главой храма был жрец священного брака (эн). Первоначально должность царя (лугаля) утверждалась собранием представителей городов в Ниппуре. Однако впоследствии лугалями стали называть представителей царских династий.
Самыми яркими событиями политич. истории Юж. Месопотамии в этот период стали победы над соседями (эн Урука – Гильгамеш победил лугаля Киша – Аггу, а лугаль Лагаша – Эанатум одолел лугаля Уммы – Уша). В конце этого периода появились первые памятники законодат. характера (надпись Энметены и конусы Урукагины). Во время правления Урукагины в предместья Лагаша вторглось войско царя Уммы Лугальзагеси. В своих надписях этот правитель называл себя «царём Страны» и «царём Урука», захватившим все города от Средиземного м. до Персидского зал. К началу похода против Лагаша под властью Лугальзагеси находились уже ок. 10 городов юга Месопотамии. Урукагина бежал из Лагаша, но Лугальзагеси не смог войти в город.
К памятникам иск-ва этого времени относятся статуэтки адорантов, цилиндрические печати с изображением битвы двух героев с дикими животными («фриз сражающихся»), плакетка с изображением Ур-Нанше, «Стела коршунов» Эанатума. Особое значение имеет обнаруженный в Уре погребальный комплекс жрицы Пуаби, в составе которого открыты «урский штандарт» с изображениями сцен войны и мира, ювелирные украшения из лазурита, серебра и сердолика, инкрустированные струнные инструменты (арфы и лиры из этого комплекса – исторически первые сохранившиеся струнные инструменты) и холодное оружие.
Период династии Саргонидов (кон. 24 – нач. 22 вв. до н. э.). Армия Лугальзагеси была разгромлена войском садовника и быв. царского чашеносца Саргона Древнего, некогда служившего царю IV династии Киша Ур-Забабе. В начале своей деятельности Саргон провёл успешную воен. кампанию в Сирии, в районе Эблы. Воен. ставкой Саргона и впоследствии столицей его державы стал Аккад. После поражения Лугальзагеси был ритуально лишён царской власти в Ниппуре. Политич. гегемония перешла к Аккаду, в котором Саргон основал собств. династию. Он и его преемники совершали успешные походы в Сирию, Малую Азию и в Элам, делая местных правителей своими данниками. В эпоху Нарам-Суэна совершён поход против горного племени луллубеев. В результате этой победы Нарам-Суэн избран богом, ему построен храм и назначены жертвы. При Саргонидах Месопотамия активно торговала по всему Ближнему Востоку. Была проведена унификация мер и весов, произведена синкретизация шумерских и аккадских божеств. Весь юг страны находился под властью царей и чиновников Аккада. Появились первые царские надписи на аккадском яз. Однако, несмотря на централизацию государства, в нём периодически происходили восстания против правителей. Сам Саргон в последние годы своего правления скрывался от восставших во рву близ своего дворца. Жертвами восстаний и заговоров были впоследствии и некоторые потомки Саргона.
К памятникам иск-ва этого времени относятся «голова Саргона», диоритовые «Обелиск Маништусу» и «Стела Нарам-Суэна», аккадские печати с религ. сюжетами и владельческими надписями.
Период кутиев и II династии Лагаша (22 в. до н. э.). В кон. 23 в. до н. э. вблизи юж. городов Месопотамии появились племена кутиев, пришедшие из горных районов к северо-востоку от Ш. Кутии разрушили Аккад, а затем овладели священным Ниппуром. Вожди кутиев короновались в Ниппуре и принимали титул лугаля. Однако они часто сменяли друг друга, и правление каждого кутийского вождя длилось не более 7 лет. Реальная адм. власть осталась в руках у правителей (энси) шумерских городов. Наиболее документированный архив этой эпохи – собрание текстов II династии Лагаша (хозяйств. тексты, надписи на статуях и цилиндрах правителей). Правители этой династии Ур-Баба (Ур-Бау) и Гудеа называли лугалем не кутийского вождя, а бога своего города – Нингирсу. Им были даны большие полномочия в области строительства храмов. Гудеа отправлял за материалом для своего храма водные и сухопутные экспедиции, которые доходили до Средиземного м. на западе и до Индии на востоке. Известно также о походе войска Гудеа на Элам, но в целом правители городов при кутиях были лишены собств. воен. инициативы. За 100-летие сменилось ок. 20 кутийских вождей. Их отношения с местными правителями предположительно строились на ежегодном сборе и выплате дани. С целью контроля над правителем и материальными ресурсами кутиями в каждом городе назначался спец. представитель (суккаль). К концу этого периода войско, собранное правителем Урука Утухегалем, победило армию кутийского лугаля Тирикана. После этого поражения кутии потеряли власть над югом Месопотамии, после чего частично ушли в горы, а частично остались в составе населения шумерских городов.
К памятникам иск-ва этой эпохи относятся украшенные монументальным письмом диоритовые статуи правителей Ур-Баба и Гудеа, а также сюжетные печати с именами и должностями владельцев.
Царство Шумера и Аккада, или III династия Ура (ок. 2113 – ок. 2003 до н. э.). После победы над кутиями лугали Урука (Утухегаль) и Ура (Ур-Намму) на короткое время стали главами победившей воен. коалиции. Однако после внезапной гибели Утухегаля инициатива перешла к Ур-Намму, и Ур на целое 100-летие стал политич. столицей Ш., впоследствии распространив свою власть и на сев. часть Месопотамии (Аккад). При кутиях ирригац. система страны находилась в плохом состоянии. Необходимо было срочно чистить каналы, а там, где они окончательно заиливались, находить пути для проведения новых. Такая задача оказалась не под силу одному городу. С целью объединения усилий всех жителей юга была создана жёсткая бюрократич. система учёта рабочей силы, полученных на месте урожаев и рационов работников хозяйств. Царское хозяйство поглотило храмовые земли, полностью контролировало скотоводство, междунар. торговлю и деятельность ремесленников. Была создана централизованная система распределения продуктов. Приток рабочей силы и материальных ресурсов обеспечивался воен. походами на территории Загроса, Элама, городов Сирии и Сев. Месопотамии. Происходило как политич. укрупнение власти (централизация, сосредоточение осн. материальных и интеллектуальных ресурсов в столице), так и ужесточение внеэкономич. эксплуатации трудового населения (принудительный сбор свободных земледельцев в трудовые отряды, использование труда военнопленных, лагеря для военнопленных). Одновременно улучшалась жизнь грамотных людей и интеллектуалов, в которых остро нуждалась бюрократич. система. Впервые были построены дороги и гостиницы между городами. Развивались математика и астрономия. В стране совершенствовалась правовая деятельность: появились Ур-Намму законы шумерские, начали вестись записи судебных протоколов, рабам было позволено оспаривать своё рабское состояние в суде. Со времени Шульги царей Ура начинают обожествлять, в честь них создавали гимны, прославляющие правителя как великого воина, способного ученика писцовой школы и талантливого музыканта. Впервые в истории Ш. была создана хронология правления городов и династий («Царский список»). В это же время проводилась централизация и унификация шумеро-аккадского пантеона. Однако, несмотря на значит. экономич., воен. и интеллектуальные успехи III династии Ура, к кон. 21 в. начался всесторонний кризис царства Шумера и Аккада. Концентрация продукции и материальных ресурсов в столице приводила к обнищанию и упадку местных гор. экономик, жестокая система эксплуатации стала причиной уменьшения населения страны, а нашествия амореев, которых не могла сдержать даже построенная против них стена, мешали снабжению провинции необходимыми товарами. В скором времени аморейское население большими партиями хлынуло в города Ш., проникло в армейскую и адм. сферу. Почувствовав слабость центр. власти, аморейские чиновники на местах стали провозглашать города Ш. независимыми от власти Ура. Когда с востока к Уру подошли войска Элама, амореи присоединились к ним и осадили Ур. Последний царь династии Ибби-Суэн в колодках был уведён в Элам. После этого аморейские вожди стали провозглашать себя царями шумерских городов и основывать в них свои династии, а коренное население в течение полутора столетий ассимилировалось с амореями.
К памятникам иск-ва этой эпохи относятся зиккурат бога луны Нанны в Уре, «Стела Ур-Намму», медная статуэтка Ур-Намму, несущего корзину, многочисленные сюжетные цилиндрич. печати с именами владельцев.