Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШУМЕ́Р

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 153-155

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Емельянов

ШУМЕ́Р [шу­мер­ское «Кен­ги(р)», ак­кад­ское «Шу­ме­ру»], 1) на­зва­ние юга Ме­со­по­та­мии в кли­но­пис­ных тек­стах. 2) Часть на­зва­ния гос-ва Шу­мер и Ак­кад в кон. 3-го тыс. до н. э.

3) Ус­лов­ное на­зва­ние пер­во­го ис­то­рич. пе­рио­да в ис­то­рии Ме­со­по­та­мии (кон. 4-го – кон. 3-го тыс. до н. э.), при­ня­тое в совр. нау­ке. В свою оче­редь, он под­раз­де­ля­ет­ся на сле­дую­щие периоды: До­го­су­дар­ст­вен­ный (Про­то­пись­мен­ный); Ран­не­ди­на­сти­че­ский, ди­на­стии Сар­го­ни­дов; Ку­ти­и и II ди­на­стия Ла­га­ша; Цар­ст­во Шу­ме­ра и Ак­ка­да, или III ди­на­стия Ура.

До­го­су­дар­ст­вен­ный (Про­то­пись­мен­ный) пе­ри­од (4-е – нач. 3-го тыс. до н. э.). С сер. 6-го тыс. до н. э. зем­ле­дельч. ци­ви­ли­за­ция по­сте­пен­но пе­ре­ме­ща­лась из по­се­ле­ний се­ве­ра Ме­со­по­та­мии (Хас­су­на, Са­мар­ра, Телль-Ха­лаф) на юг, что, ве­ро­ят­но, свя­за­но с ал­лю­ви­аль­ным ха­рак­те­ром почв, по­зво­ляв­шим со­би­рать бо­лее вы­со­кие уро­жаи зер­но­вых. На юге бы­ли ос­но­ва­ны ав­то­ном­ные ко­ло­нии, со вре­ме­нем пре­вра­тив­шие­ся в про­то­го­ро­да. В 5–4-м тыс. поя­ви­лась сеть та­ких ко­ло­ний, свя­зан­ных друг с дру­гом сис­те­мой ка­на­лов (куль­ту­ра Убейд). Жи­те­ли Убей­да дос­тиг­ли боль­ших ус­пе­хов в об­лас­ти ир­ри­га­ции, строи­тель­ст­ва, тор­гов­ли, об­ра­бот­ки ме­тал­лов. В пе­ри­од Убей­да на бе­ре­гу Пер­сид­ско­го зал. бы­ло соз­да­но пер­вое из­вест­ное учё­ным куль­то­вое со­ору­же­ние юга – свя­ти­ли­ще по­се­ле­ния Эре­ду. Во 2-й пол. 4-го тыс. воз­ник­ла куль­ту­ра Урук (Вар­ка), ве­ро­ят­но свя­зан­ная с при­хо­дом шу­ме­ров. Про­ис­хо­ж­де­ние шу­ме­ров (см. Шу­ме­ро­ло­гия) не­из­вест­но, и язы­ки, род­ст­вен­ные шу­мер­ско­му, до­ны­не не уда­ёт­ся об­на­ру­жить (см. Шу­мер­ский язык). В кли­но­пис­ных тек­стах на шу­мер­ском яз. пер­во­на­чаль­ны­ми рай­она­ми оби­та­ния лю­дей на­зва­ны Арат­та (тер­ри­то­рия к вос­то­ку от Ме­со­по­та­мии, жи­те­ли ко­то­рой но­си­ли шу­мер­ск­ие име­на и по­кло­ня­лись шу­мер­ским бо­гам) и Диль­мун (совр. Бах­рейн). Шу­ме­ры на­зы­ва­ли се­бя «чер­но­го­ло­вы­ми» или «сы­новь­я­ми (сво­его) го­ро­да». Их, как пра­ви­ло, изо­бра­жа­ли на рель­е­фах, ста­ту­ях и штан­дар­тах низ­ко­рос­лы­ми бри­ты­ми людь­ми с ко­рот­ки­ми ко­неч­но­стя­ми, с боль­ши­ми пря­мы­ми но­са­ми и боль­ши­ми гла­за­ми. На шу­мер­ских изо­бра­же­ни­ях лю­ди по­хо­жи друг на дру­га и прак­ти­че­ски не­от­ли­чи­мы. Од­на­ко встре­ча­ют­ся и ста­ту­эт­ки вы­со­ких лю­дей из Телль-Ас­ма­ра в па­ри­ках. Пред­ста­ви­те­ли этой куль­ту­ры ак­тив­но рас­се­ля­лись и тор­го­ва­ли по все­му Ближ­не­во­сточ­но­му ре­гио­ну. К кон. 4-го тыс. в Уру­ке воз­ник пер­вый хра­мо­вый ком­плекс Эан­на и по­яви­лась ри­су­ноч­ная пись­мен­ность. В Уру­ке и позд­нее в Джем­дет-На­сре вёл­ся учёт ра­бот­ни­ков и их ра­цио­нов, ис­поль­зо­ва­лись пик­то­грам­мы для обо­зна­че­ния ру­ко­во­ди­те­лей хра­мо­во­го хо­зяй­ст­ва и на­чаль­ни­ков ра­бо­чих от­ря­дов.

К па­мят­ни­кам иск-ва это­го вре­ме­ни от­но­сят­ся рас­пис­ные ке­ра­мич. со­су­ды с гео­мет­рич. и жи­вот­ным ор­на­мен­том, го­ло­ва Инан­ны из урук­ско­го хра­ма, ста­ту­эт­ки бо­жеств пло­до­ро­дия из Джем­дет-На­сра, ци­лин­д­рич. пе­ча­ти с ор­на­мен­та­ми, ро­зет­ка­ми и изо­бра­же­ния­ми лю­дей (напр., сце­на из­бие­ния плен­ных).

Ран­не­ди­на­сти­че­ский пе­ри­од (28–24 вв. до н.э.). В нач. 3-го тыс. до н. э. на юге Ме­со­по­та­мии об­ра­зо­ва­лось ок. 20 го­ро­дов-го­су­дарств (Урук, Эре­ду, Ур, Шу­руп­пак, Лар­са, Нип­пур, Киш и др. – на бе­ре­гу Пер­сид­ско­го зал. и на ка­на­лах, от­ве­дён­ных от Ев­фра­та; Ла­гаш и Ум­ма – на ка­на­лах, от­ве­дён­ных от Ти­гра). Пре­об­ла­даю­щим на­се­ле­ни­ем этих го­ро­дов бы­ли шу­ме­ры и вост. се­ми­ты (впо­след­ст­вии ак­кад­цы). Го­ро­да-го­су­дар­ст­ва со­став­ля­ли во­ен.-по­ли­тич. со­юз, од­на­ко не име­ли сто­ли­цы. Куль­то­вым цен­тром сою­за был г. Нип­пур, в ко­то­ром ре­ша­лись важ­ней­шие про­бле­мы, ка­саю­щие­ся всех го­ро­дов юга (в т. ч. из­бра­ние во­ен. во­ж­дя). Кли­но­пис­ные до­ку­мен­ты в эту эпо­ху со­став­ля­лись толь­ко на шу­мер­ском яз. Со­глас­но этим до­ку­мен­там, в те­че­ние 4 сто­ле­тий ме­ж­ду го­ро­да­ми про­ис­хо­ди­ла меж­до­усоб­ная борь­ба за по­ли­тич. ли­дер­ст­во. Осо­бен­но ак­тив­ное уча­стие в этом при­ни­ма­ли пра­ви­те­ли Ки­ша (Эн­ме­ба­ра­ге­си, Аг­га), Уру­ка (Гиль­га­меш, Эн­ша­ку­шан­на), Ура (Мес­ка­лам­дуг), Ла­га­ша (Эа­на­тум, Эн­ме­те­на), Ум­мы (Уш, Эна­ка­ле). Не­смот­ря на вре­мен­ные по­бе­ды, ни один из го­ро­дов юга не стал в то вре­мя по­ли­тич. ли­де­ром. По­ми­мо меж­до­усоб­ных, ве­лись и вой­ны с внеш­ним про­тив­ни­ком (ча­ще все­го с Эла­мом и пле­ме­на­ми За­гро­са). Эти вой­ны но­си­ли ис­клю­чи­тель­но эко­но­мич. ха­рак­тер: их при­чи­ной бы­ла не­хват­ка ми­нер. сы­рья и стро­ит. ма­те­риа­ла на юге Ме­со­пота­мии. Со­ци­аль­ная струк­ту­ра го­ро­дов-го­су­дарств бы­ла ос­но­ва­на на про­тиво­ве­се двух осн. хо­зяйств.-по­ли­тич. ин­сти­ту­тов – гор. об­щи­ны и хра­мо­во­го (впо­след­ст­вии – двор­цо­во-хра­мо­во­го) хо­зяй­ст­ва. Осн. ор­га­ном гор. са­мо­управ­ле­ния слу­жи­ло со­б­ра­ние вои­нов и ста­рей­шин го­ро­да, гла­вой хра­ма был жрец свя­щен­но­го бра­ка (эн). Пер­во­на­чаль­но долж­ность ца­ря (лу­га­ля) ут­вер­жда­лась со­б­ра­ни­ем пред­ста­ви­те­лей го­ро­дов в Нип­пу­ре. Од­на­ко впо­след­ст­вии лу­га­ля­ми ста­ли на­зы­вать пред­ста­ви­те­лей цар­ских ди­на­стий.

Плакетка с изображением Ур-Нанше. Лагаш. Барельеф. 25 в. до н. э. Лувр (Париж).

Са­мы­ми яр­ки­ми со­бы­тия­ми по­ли­тич. ис­то­рии Юж. Ме­со­по­та­мии в этот пе­ри­од ста­ли по­бе­ды над со­се­дя­ми (эн Уру­ка – Гиль­га­меш по­бе­дил лу­га­ля Ки­ша – Аг­гу, а лу­галь Ла­га­ша – Эа­на­тум одо­лел лу­га­ля Ум­мы – Уша). В кон­це это­го пе­рио­да поя­ви­лись пер­вые па­мят­ни­ки за­ко­но­дат. ха­рак­те­ра (над­пись Эн­ме­те­ны и ко­ну­сы Уру­ка­ги­ны). Во вре­мя прав­ле­ния Уру­ка­ги­ны в пред­ме­стья Ла­га­ша вторг­лось вой­ско ца­ря Ум­мы Лу­галь­за­ге­си. В сво­их над­пи­сях этот пра­ви­тель на­зы­вал се­бя «ца­рём Стра­ны» и «ца­рём Уру­ка», за­хва­тив­шим все го­ро­да от Сре­ди­зем­но­го м. до Пер­сид­ско­го зал. К на­ча­лу по­хо­да про­тив Ла­га­ша под вла­стью Лу­галь­за­ге­си на­хо­ди­лись уже ок. 10 го­ро­дов юга Ме­со­по­та­мии. Уру­ка­ги­на бе­жал из Ла­га­ша, но Лу­галь­за­ге­си не смог вой­ти в го­род.

«Урский штандарт». «Музыкант с лирой».

К па­мят­ни­кам иск-ва это­го вре­ме­ни от­но­сят­ся ста­ту­эт­ки адо­ран­тов, ци­лин­д­рические пе­ча­ти с изо­бра­же­ни­ем бит­вы двух ге­ро­ев с ди­ки­ми жи­вот­ны­ми («фриз сра­жаю­щих­ся»), пла­кет­ка с изо­бра­же­ни­ем Ур-На­нше, «Сте­ла кор­шу­нов» Эа­на­ту­ма. Осо­бое зна­че­ние име­ет об­на­ру­жен­ный в Уре по­гре­баль­ный ком­плекс жри­цы Пуа­би, в со­ста­ве ко­то­ро­го от­кры­ты «ур­ский штан­дарт» с изо­бра­же­ния­ми сцен вой­ны и ми­ра, юве­лир­ные ук­ра­ше­ния из ла­зу­ри­та, се­реб­ра и сер­до­ли­ка, ин­кру­сти­ро­ван­ные струн­ные ин­ст­ру­мен­ты (ар­фы и ли­ры из это­го комп­лек­са – ис­то­ри­че­ски пер­вые со­хра­нив­шие­ся струн­ные ин­ст­ру­мен­ты) и хо­лод­ное ору­жие.

«Урский штандарт». Сцена войны. 25 в. до н. э. Британский музей (Лондон).

Пе­ри­од ди­на­стии Сар­го­ни­дов (кон. 24 – нач. 22 вв. до н. э.). Ар­мия Лу­галь­за­ге­си бы­ла раз­гром­ле­на вой­ском са­дов­ни­ка и быв. цар­ско­го ча­ше­нос­ца Сар­го­на Древ­не­го, не­ко­гда слу­жив­ше­го ца­рю IV ди­на­стии Ки­ша Ур-За­ба­бе. В на­ча­ле сво­ей дея­тель­но­сти Сар­гон про­вёл ус­пеш­ную во­ен. кам­па­нию в Си­рии, в рай­оне Эб­лы. Во­ен. став­кой Сар­го­на и впо­след­ст­вии сто­ли­цей его дер­жа­вы стал Ак­кад. По­сле по­ра­же­ния Лу­галь­за­ге­си был ри­ту­аль­но ли­шён цар­ской вла­сти в Нип­пу­ре. По­ли­тич. ге­ге­мо­ния пе­ре­шла к Ак­ка­ду, в ко­то­ром Сар­гон ос­но­вал собств. ди­на­стию. Он и его пре­ем­ни­ки со­вер­ша­ли ус­пеш­ные по­хо­ды в Си­рию, Ма­лую Азию и в Элам, де­лая ме­ст­ных пра­ви­те­лей свои­ми дан­ни­ка­ми. В эпо­ху На­рам-Су­эна со­вер­шён по­ход про­тив гор­но­го пле­ме­ни лул­лу­бе­ев. В ре­зуль­та­те этой по­бе­ды На­рам-Су­эн из­бран бо­гом, ему по­стро­ен храм и на­зна­че­ны жерт­вы. При Сар­го­ни­дах Ме­со­по­та­мия ак­тив­но тор­го­ва­ла по все­му Ближ­не­му Вос­то­ку. Бы­ла про­ве­де­на уни­фи­ка­ция мер и ве­сов, про­из­ве­де­на син­кре­ти­за­ция шу­мер­ских и ак­кад­ских бо­жеств. Весь юг стра­ны на­хо­дил­ся под вла­стью ца­рей и чи­нов­ни­ков Ак­ка­да. Поя­ви­лись пер­вые цар­ские над­пи­си на ак­кад­ском яз. Од­на­ко, не­смот­ря на цен­тра­ли­за­цию го­су­дар­ст­ва, в нём пе­рио­ди­че­ски про­ис­хо­ди­ли вос­ста­ния про­тив пра­ви­те­лей. Сам Сар­гон в по­след­ние го­ды сво­его прав­ле­ния скры­вал­ся от вос­став­ших во рву близ сво­его двор­ца. Жерт­ва­ми вос­ста­ний и за­го­во­ров бы­ли впо­след­ст­вии и не­ко­то­рые по­том­ки Сар­го­на.

К па­мят­ни­кам иск-ва это­го вре­ме­ни от­но­сят­ся «го­ло­ва Сар­го­на», дио­ри­то­вые «Обе­лиск Ма­ниш­ту­су» и «Сте­ла На­рам-Су­эна», ак­кад­ские пе­ча­ти с ре­лиг. сю­же­та­ми и вла­дель­че­ски­ми над­пи­ся­ми.

Пе­риод ку­ти­ев и II ди­на­стии Ла­га­ша (22 в. до н. э.). В кон. 23 в. до н. э. вбли­зи юж. го­ро­дов Ме­со­по­та­мии поя­ви­лись пле­ме­на ку­ти­ев, при­шед­шие из гор­ных рай­онов к се­ве­ро-вос­то­ку от Ш. Ку­тии раз­ру­шили Ак­кад, а за­тем ов­ла­де­ли свя­щен­ным Нип­пу­ром. Во­ж­ди ку­ти­ев ко­ро­но­ва­лись в Нип­пу­ре и при­ни­ма­ли ти­тул лу­га­ля. Од­на­ко они час­то сме­ня­ли друг дру­га, и прав­ле­ние ка­ж­до­го ку­тий­ско­го во­ж­дя дли­лось не бо­лее 7 лет. Ре­аль­ная адм. власть ос­та­лась в ру­ках у пра­ви­те­лей (эн­си) шу­мер­ских го­ро­дов. Наи­бо­лее до­ку­мен­ти­ро­ван­ный ар­хив этой эпо­хи – со­б­ра­ние тек­стов II ди­на­стии Ла­га­ша (хо­зяйств. тек­сты, над­пи­си на ста­ту­ях и ци­лин­д­рах пра­ви­те­лей). Пра­ви­те­ли этой ди­на­стии Ур-Ба­ба (Ур-Бау) и Гу­деа на­зы­ва­ли лу­га­лем не ку­тий­ско­го во­ж­дя, а бо­га сво­его го­ро­да – Нин­гир­су. Им бы­ли да­ны боль­шие пол­но­мо­чия в об­лас­ти строи­тель­ст­ва хра­мов. Гу­деа от­прав­лял за ма­те­риа­лом для сво­его хра­ма вод­ные и су­хо­пут­ные экс­пе­ди­ции, ко­то­рые до­хо­ди­ли до Сре­ди­зем­но­го м. на за­па­де и до Ин­дии на вос­то­ке. Из­вест­но так­же о по­хо­де вой­ска Гу­деа на Элам, но в це­лом пра­ви­те­ли го­ро­дов при ку­ти­ях бы­ли ли­ше­ны собств. во­ен. ини­циа­ти­вы. За 100-ле­тие сме­ни­лось ок. 20 ку­тий­ских во­ж­дей. Их от­но­ше­ния с ме­ст­ны­ми пра­ви­те­ля­ми пред­по­ло­жи­тель­но строи­лись на еже­год­ном сбо­ре и вы­пла­те да­ни. С це­лью кон­тро­ля над пра­ви­те­лем и ма­те­ри­аль­ны­ми ре­сур­са­ми ку­тия­ми в ка­ж­дом го­ро­де на­зна­чал­ся спец. пред­ста­ви­тель (сук­каль). К кон­цу это­го пе­рио­да вой­ско, со­б­ран­ное пра­ви­те­лем Уру­ка Уту­хе­га­лем, по­бе­ди­ло ар­мию ку­тий­ско­го лу­га­ля Ти­ри­ка­на. По­сле это­го по­ра­же­ния ку­тии по­те­ря­ли власть над югом Ме­со­по­та­мии, по­сле че­го час­тич­но уш­ли в го­ры, а час­тич­но ос­та­лись в со­ста­ве на­се­ле­ния шу­мер­ских го­ро­дов.

К па­мят­ни­кам иск-ва этой эпо­хи от­но­сят­ся ук­ра­шен­ные мо­ну­мен­таль­ным пись­мом дио­ри­то­вые ста­туи пра­ви­те­лей Ур-Ба­ба и Гу­деа, а так­же сю­жет­ные пе­ча­ти с име­на­ми и долж­но­стя­ми вла­дель­цев.

Цар­ст­во Шу­ме­ра и Ак­ка­да, или III ди­на­стия Ура (ок. 2113 – ок. 2003 до н. э.). По­сле по­бе­ды над ку­тия­ми лу­га­ли Уру­ка (Уту­хе­галь) и Ура (Ур-Нам­му) на ко­рот­кое вре­мя ста­ли гла­ва­ми по­бе­див­шей во­ен. коа­ли­ции. Од­на­ко по­сле вне­зап­ной ги­бе­ли Уту­хе­га­ля ини­циа­ти­ва пе­ре­шла к Ур-Нам­му, и Ур на це­лое 100-ле­тие стал по­ли­тич. сто­ли­цей Ш., впо­след­ст­вии рас­про­стра­нив свою власть и на сев. часть Ме­со­по­та­мии (Ак­кад). При ку­ти­ях ир­ри­гац. сис­те­ма стра­ны на­хо­ди­лась в пло­хом со­стоя­нии. Не­об­хо­ди­мо бы­ло сроч­но чис­тить ка­на­лы, а там, где они окон­ча­тель­но заи­ли­ва­лись, на­хо­дить пу­ти для про­ве­де­ния но­вых. Та­кая за­да­ча ока­за­лась не под си­лу од­но­му го­ро­ду. С це­лью объ­е­ди­не­ния уси­лий всех жи­те­лей юга бы­ла соз­да­на жё­ст­кая бю­ро­кра­тич. сис­те­ма учё­та ра­бо­чей си­лы, по­лу­чен­ных на мес­те уро­жа­ев и ра­цио­нов ра­бот­ни­ков хо­зяйств. Цар­ское хо­зяй­ст­во по­гло­ти­ло хра­мо­вые зем­ли, пол­но­стью кон­тро­ли­ро­ва­ло ско­то­вод­ст­во, ме­ж­ду­нар. тор­гов­лю и дея­тель­ность ре­мес­лен­ни­ков. Бы­ла соз­да­на цен­тра­ли­зо­ван­ная сис­те­ма рас­пре­де­ле­ния про­дук­тов. При­ток ра­бо­чей си­лы и ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов обес­пе­чи­вал­ся во­ен. по­хо­да­ми на тер­ри­то­рии За­гро­са, Эла­ма, го­ро­дов Си­рии и Сев. Ме­со­по­та­мии. Про­ис­хо­ди­ло как по­ли­тич. ук­руп­не­ние вла­сти (цен­тра­ли­за­ция, со­сре­до­то­че­ние осн. ма­те­ри­аль­ных и ин­тел­лек­ту­аль­ных ре­сур­сов в сто­ли­це), так и уже­сто­че­ние вне­эко­но­мич. экс­плуа­та­ции тру­до­во­го на­се­ле­ния (при­ну­ди­тель­ный сбор сво­бод­ных зем­ле­дель­цев в тру­до­вые от­ря­ды, ис­поль­зо­ва­ние тру­да во­ен­но­плен­ных, ла­ге­ря для во­ен­но­плен­ных). Од­но­вре­мен­но улуч­ша­лась жизнь гра­мот­ных лю­дей и ин­тел­лек­туа­лов, в ко­то­рых ост­ро ну­ж­да­лась бю­ро­кра­тич. сис­те­ма. Впер­вые бы­ли по­строе­ны до­ро­ги и гос­ти­ни­цы ме­ж­ду го­ро­да­ми. Раз­ви­ва­лись ма­те­ма­ти­ка и ас­тро­но­мия. В стра­не со­вер­шен­ст­во­ва­лась пра­во­вая дея­тель­ность: поя­ви­лись Ур-Нам­му за­ко­ны шу­мер­ские, на­ча­ли вес­тись за­пи­си су­деб­ных про­то­ко­лов, ра­бам бы­ло по­зво­ле­но ос­па­ри­вать своё раб­ское со­стоя­ние в су­де. Со вре­ме­ни Шуль­ги ца­рей Ура на­чи­на­ют обо­же­ст­в­лять, в честь них соз­да­ва­ли гим­ны, про­слав­ляю­щие пра­ви­те­ля как ве­ли­ко­го вои­на, спо­соб­но­го уче­ни­ка пис­цо­вой шко­лы и та­лант­ли­во­го му­зы­кан­та. Впер­вые в ис­то­рии Ш. бы­ла соз­да­на хро­но­ло­гия прав­ле­ния го­ро­дов и ди­на­стий («Цар­ский спи­сок»). В это же вре­мя про­водилась цен­тра­ли­за­ция и уни­фи­ка­ция шу­ме­ро-ак­кад­ско­го пан­те­о­на. Од­на­ко, не­смот­ря на зна­чит. эко­но­мич., во­ен. и ин­тел­лек­ту­аль­ные ус­пе­хи III ди­на­стии Ура, к кон. 21 в. на­чал­ся все­сто­рон­ний кри­зис цар­ст­ва Шу­мера и Ак­ка­да. Кон­цен­тра­ция про­дук­ции и ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов в сто­ли­це при­во­ди­ла к об­ни­ща­нию и упад­ку ме­ст­ных гор. эко­но­мик, жес­то­кая сис­те­ма экс­плуа­та­ции ста­ла при­чи­ной умень­ше­ния на­се­ле­ния стра­ны, а на­ше­ст­вия амо­ре­ев, ко­то­рых не мог­ла сдер­жать да­же по­стро­ен­ная про­тив них сте­на, ме­ша­ли снаб­же­нию про­вин­ции не­об­хо­ди­мы­ми то­ва­ра­ми. В ско­ром вре­ме­ни амо­рей­ское на­се­ле­ние боль­ши­ми пар­тия­ми хлы­ну­ло в го­ро­да Ш., про­ник­ло в ар­мей­скую и адм. сфе­ру. По­чув­ст­во­вав сла­бость центр. вла­сти, амо­рей­ские чи­нов­ни­ки на мес­тах ста­ли про­воз­гла­шать го­ро­да Ш. не­за­ви­си­мы­ми от вла­сти Ура. Ко­гда с вос­то­ка к Уру по­до­шли вой­ска Эла­ма, амо­реи при­сое­ди­ни­лись к ним и оса­ди­ли Ур. По­след­ний царь ди­на­стии Иб­би-Су­эн в ко­лод­ках был уве­дён в Элам. По­сле это­го амо­рей­ские во­ж­ди ста­ли про­воз­гла­шать се­бя ца­ря­ми шу­мер­ских го­ро­дов и ос­но­вы­вать в них свои ди­на­стии, а ко­рен­ное на­се­ле­ние в те­че­ние по­лу­то­ра сто­ле­тий ас­си­ми­ли­ро­ва­лось с амо­рея­ми.

К па­мят­ни­кам иск-ва этой эпо­хи от­но­сят­ся зик­ку­рат бо­га лу­ны Нан­ны в Уре, «Сте­ла Ур-Нам­му», мед­ная ста­ту­эт­ка Ур-Нам­му, не­су­ще­го кор­зи­ну, мно­го­чис­лен­ные сю­жет­ные ци­лин­д­рич. пе­ча­ти с име­на­ми вла­дель­цев.

Лит.: Тю­ме­нев А. И. Го­су­дар­ст­вен­ное хо­зяйст­во Древ­не­го Шу­ме­ра. М.; Л., 1956; Stauder W. Die Harfen und Leiern der Su­merer. Fr./M., 1957; Дья­ко­нов И. М. Об­ще­ст­вен­ный и го­су­дар­ст­вен­ный строй древ­не­го Дву­ре­чья: Шу­мер. М., 1959; он же. Лю­ди го­ро­да Ура. М., 1990; Jacobsen Th. Toward the image of Tammuz and other essays on Mesopo­tamian history and culture. Camb. (Mass.), 1970; Афа­нась­е­ва В. К., Лу­ко­нин В. Г., По­ме­ран­це­ва Н. А. Ис­кус­ст­во Древ­не­го Вос­то­ка. М., 1976; Ис­то­рия Древ­не­го Во­сто­ка. За­ро­ж­де­ние древ­ней­ших клас­со­вых об­ществ и пер­вые оча­ги ра­бо­вла­дель­че­ской ци­ви­ли­за­ции. М., 1983. Ч. 1; Ллойд С. Ар­хео­ло­гия Ме­со­по­та­мии. М., 1984; Rashid S. A. Meso­po­tamien. Lpz., 1984; Bauer J., Englund R. K., Krebernik M. Mesopotamien: Späturuk-Zeit und frühdynastische Zeit. Freiburg, 1998; Ан­то­но­ва Е. В. Ме­со­по­та­мия на пу­ти к пер­вым го­су­дар­ст­вам. М., 1998; Sallaberger W., Westenholz A. Mesopotamien: Akkade-Zeit und Ur-III Zeit. Freiburg, 1999; Емель­я­нов В. В. Древ­ний Шу­мер. Очер­ки куль­ту­ры. СПб., 2001; Кра­мер С. Н. Шу­ме­ры: Пер­вая ци­ви­ли­за­ция на Зем­ле. М., 2010; The Sumerian world / Ed. H. Crawford. L.; N. Y., 2013.

Вернуться к началу