ГИ́ЛЬГАМЕ́Ш
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГИ́ЛЬГАМЕ́Ш, шумерский и аккадский мифоэпический герой. Г. – аккадское имя; шумерский вариант, по-видимому, восходит к форме Бильга-мес, что, возможно, значит «предок-герой». Ряд текстов, опубликованных в последние десятилетия, позволяют считать Г. реальной историч. личностью – пятым правителем I династии города Урук в Шумере (кон. 27 – нач. 26 вв. до н. э.). Очевидно, вскоре после смерти Г. был обожествлён: его имя с детерминативами (знаками-определителями) божества встречается в текстах из Фары (26 в. до н. э.). В «царском списке» III династии Ура Г. выступает уже как мифич. герой: продолжительность его жизни 126 лет, его отец – демон (лила). В эпич. текстах Г. – сын урукского правителя Лугальбанды и богини Нинсун (возможно, историч. Г. был сыном правителя и жрицы, представлявшей богиню в обряде священного брака). Со 2-го тыс. до н. э. Г. стал считаться судьёй в загробном мире, защитником от демонов. В офиц. культе Г. не играл заметной роли (тем не менее к Г. возводит свой род основатель III династии Ура Ур-Намму).
Сохранилось пять шумерских эпич. песен о Г.: 1) «Гильгамеш и Ага» – о победе Г. над правителем союза сев. городов Шумера во главе с Кишем; 2) «Гильгамеш и гора бессмертных» – история похода Г. в горы за кедрами, чтобы обрести «славное имя», борьба и убийство чудовища – хранителя кедров Хувавы (Хумбабы) и гнев бога Энлиля за это; 3) «Гильгамеш и небесный бык» – плохо сохранившийся текст об убийстве Г. небесного быка – чудовища, насланного на Урук богиней Инанной; 4) «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» – по просьбе Инанны Г. убивает исполинскую птицу Анзуд и волшебную змею, поселившихся в чудесном дереве хулуппу, посаженном богиней в саду. Из корней этого дерева Г. делает «пукку и микку» (барабан и барабанные палочки?), которые проваливаются в подземный мир. Энкиду (в шумер. традиции – слуга Г.) берётся их достать, но, не выполнив магич. наказов Г., остаётся там навсегда. Г. удаётся мольбами вызвать дух Энкиду, и тот рассказывает Г. о мрачной и безнадёжной жизни в подземном царстве; 5) «Гильгамеш в подземном царстве» (или «Смерть Гильгамеша») – Г. приносит в подземный мир дары владычице подземного царства Эрешкигаль.
Наиболее разработан аккадский эпос о Г. Сохранилось три версии большой эпич. поэмы (ранняя дошла в записи 1-й четв. 2-го тыс. до н. э., но восходит, видимо, к последней трети 3-го тыс. до н. э.; наиболее полная версия, приписываемая урукскому заклинателю Синликеуннинни, дошла в записях 7–6 вв. до н. э. – поэма «О всё видавшем» – одно из выдающихся поэтич. произведений др.-вост. лит-ры. Изложена в 12 песнях-«таблицах», из них последняя – дословный перевод с шумерского 2-й части песни «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» и композиционно с поэмой не связана). Чтобы противостоять буйному и своенравному владыке Г., по просьбе богов и людей богиня Аруру создаёт дикого человека Энкиду. Он живёт в степи и не подозревает о своём предназначении. Г. в своих видениях узнаёт, что ему суждено иметь друга. Когда в Урук приходит известие, что в степи появился некий могучий муж, который защищает животных и мешает охотиться, Г. посылает в степь блудницу, полагая, что, если ей удастся соблазнить Энкиду, звери его покинут. Так и случается. Потом происходит встреча и поединок Г. и Энкиду, ни тот ни другой не могут одержать победы, и это делает их друзьями. Г. и Энкиду совершают вместе множество подвигов (сражаются с чудовищем Хумбабой, хранителем горных кедров, с чудовищным быком, насланным на Урук богиней Иштар за отказ Г. разделить её любовь). По воле богов Энкиду умирает (видимо, вместо Г.). Тот, потрясённый смертью друга, бежит в пустыню. Он тоскует о любимом друге и впервые ощущает, что и сам он смертен. Подземным путём бога солнца Шамаша он проходит сквозь окружающую обитаемый мир гряду гор, посещает чудесный сад и переправляется через воды смерти на остров, где обитает Ут-напишти – единственный человек, обретший бессмертие. Г. хочет знать, как тот получил бессмертие. Ут-напишти рассказывает историю Всемирного потопа, очевидцем которого он был и после которого получил из рук богов вечную жизнь, но предупреждает, что больше совет богов никогда не соберётся. По просьбе жены, пожалевшей Г., Ут-напишти открывает герою тайну цветка вечной молодости. С трудом Г. достаёт цветок, но не успевает им воспользоваться: пока он купался, змея утащила цветок и сразу же, сбросив кожу, помолодела. Г. возвращается в Урук и находит утешение, любуясь видом сооружённой вокруг города стены.
Лейтмотив поэмы – недостижимость для смертных участи богов, тщетность человеческих усилий в попытках обрести бессмертие. В конце эпоса подчёркивается, что единственно доступное человеку бессмертие – память о его славных делах.
Образ эпич. Г. нашёл отражение в аккадском иск-ве 24–22 вв. до н. э., особенно в глиптике. Скульптуры Г. и Энкиду охраняли вход во дворец ассирийского царя Саргона II (8 в. до н. э.).