НИППУ́Р
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИППУ́Р (Нуффар или Ниффер), один из важнейших городов Древней Месопотамии на юге совр. Ирака (примерно в 150 км юго-восточнее Багдада). Ныне развалины города скрыты под группой огромных холмов, возвышающихся более чем на 20 м над окружающей равниной. Впервые поселение появилось здесь в 6-м тыс. до н. э. Одно из первых упоминаний Н. содержится в т. н. Списке шумерских городов, составленном в кон. 4-го тыс. до н. э. В это же время в Н. был возведён храмовый комплекс бога Энлиля, главного бога месопотамского пантеона, и город стал важнейшим сакральным центром Месопотамии. Особая роль Н., возможно, определялась его географич. положением в центре юж. Месопотамии на месте этнич. и лингвистич. границы между двумя культурными группами: шумерами на юге и аккадцами на севере.
Н. никогда не был столицей. Тем не менее в 3-м тыс. и большей части 2-го тыс. до н. э. город играл решающую роль в политич. жизни Месопотамии. В Н. месопотамские правители должны были получать от божества подтверждение своих прав на престол; царская власть не считалась легитимной без признания её в ниппурских храмах. В благодарность за это цари приносили богатые дары многочисл. храмам Н., вели в городе строительство и реконструкцию храмов, обществ. зданий, гор. стен и каналов. Н. был центром строит. программ мн. царей Месопотамии – от Энмебарагеси, правившего в Кише (28 в. до н. э.), до Ашшурбанапала (7 в. до н. э.).
Н. не раз переживал периоды возвышения и упадка, неоднократно подвергался завоеванию и разрушению, но снова поднимался, чему во многом способствовала его роль священного города. Первое большое возвышение города произошло при царях III династии Ура (22–21 вв. до н. э.). Основатель этой династии Ур-Намму значительно расширил и заново отстроил огромный храмовый комплекс Энлиля (Экур), а также приказал возвести рядом с храмом трёхступенчатую башню (зиккурат) со святилищем. Тогда же была проведена реконструкция храма богини Инанны, а гор. стены очертили границы Н., которые в осн. сохранялись и в последующие века. Город представлял собой в плане неровный прямоугольник площадью ок. 150 га и был окружён стенами с девятью воротами.
С возникновением вавилонского гос-ва в нач. 2-го тыс. до н. э. религ. и политич. центр страны переместился в Вавилон. Бог Мардук – покровитель Вавилона стал главой пантеона, ему были переданы мн. атрибуты Энлиля, и Экур оказался до некоторой степени заброшенным. Новое возвышение Н. произошло в 14 в. до н. э. в правление касситской династии, когда в городе проводились масштабное строительство и реконструкция храмов и гор. стен. Сохранился фрагмент глиняной таблички того времени, на которой нарисован план части города и сделаны пояснительные надписи.
На протяжении всей своей истории Н. оставался на особом положении среди городов Месопотамии, получая от них регулярные приношения в виде с.-х. продуктов и разнообразных ремесленных изделий. Богатые дары в храмы Н. посвящали не только правители, но и многие частные лица, приходившие сюда со своими просьбами к богам. При этом город, окружённый огромными массивами полей, садов, рыбных угодий, оставался живым хозяйств. организмом, в котором были тесно объединены гос., храмовая и частная сферы. Население города занималось с. х-вом, ремеслом и торговлей. Значит. часть горожан составляли служители храмов, чиновники разл. рангов и писцы. Ок. 1250 до н. э. Н. получил право самоуправления, а его жители – полное освобождение от повинностей.
Огромную роль играл Н. как культурный центр Месопотамии. Школы при ниппурских храмах занимали ведущее место в системе образования и сохранении писцовых традиций. При раскопках города найдены десятки тысяч табличек с клинописными текстами на шумерском и аккадском языках. Среди них – самые древние версии эпоса о Гильгамеше и мифа о Сотворении мира, адм., юридич., медицинские и школьные тексты, а также храмовые и частные архивы (с сер. 3-го тыс. до 5 в. до н. э.). В Н. обнаружена б. ч. всех известных шумерских лит. текстов, а также царские надписи всех периодов истории Месопотамии.
После того как в кон. 13 в. до н. э. Н. подвергся разрушению, вероятно в результате набега эламитян, наступил очередной долгий период относит. заброшенности города. Только в кон. 8 в. до н. э., когда Вавилония была завоёвана ассирийцами, Н. вновь начал возрождаться. В сер. 7 в. до н. э. Экур был отреставрирован и отстроен ещё пышнее прежнего. В ходе войны между Вавилонией и Ассирией, начавшейся в конце правления Ашшурбанапала, Н. в течение 10 лет ценой больших лишений сохранял верность ассир. царю.
В последующие столетия, в правление нововавилонской династии и перс. династии Ахеменидов, Н. по-прежнему оставался важным хозяйств. и финансовым центром, о чём свидетельствуют многочисл. деловые документы и прежде всего архив семьи Мурашу (5 в. до н. э.), которая в течение длительного времени контролировала с.-х. и ремесленное произ-во и финансовые потоки на б. ч. территории юж. Месопотамии.
Город оставался обитаемым и в первые века н. э., но сведений от этого времени сохранилось мало. В кон. 7 в. н. э. это был обычный мусульм. город с небольшими общинами иудеев и христиан. В последние десятилетия существования Н. в нём находилась резиденция епископа Ассирийской церкви Востока. Ок. 800 Н. был окончательно заброшен, поскольку изменение русла Евфрата сделало невозможным снабжение города водой, и постепенно это место превратилось в пустыню.
Первые раскопки древнего города произвёл О. Г. Лейард (1851). Полномасштабные раскопки велись в 1889–1900 экспедицией Пенсильванского ун-та под рук. Дж. П. Петерса, Х. В. Хильпрехта и Дж. Х. Хейтса. В 1948–90 раскопки продолжала экспедиция Восточного ин-та Чикаго в сотрудничестве с Музеем археологии и антропологии Пенсильванского ун-та.