Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНТРАТЕ́НОР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 147

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОНТРАТЕ́НОР, контр­те­нор (лат. con­tra­tenor, букв. – про­тив те­но­ра), 1) в во­каль­ной по­ли­фо­ни­че­ской му­зы­ке Сред­не­ве­ко­вья и Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния пар­тия (го­лос) ли­бо сов­па­даю­щая по вы­со­те с те­но­ром, ли­бо близ­кая к не­му. Тер­мин впер­вые встре­ча­ет­ся у Фи­лип­па де Вит­ри (ок. 1320). В трёх­го­лос­ных шан­сон сер. 15 в. пар­тия К. ин­то­на­ци­он­но и рит­ми­че­ски до­пол­ня­ет верх­ний го­лос (su­perius) и те­нор. С рас­про­стра­не­ни­ем че­ты­рёх­го­ло­сия (у Й. Оке­ге­ма, Я. Об­рех­та) поя­ви­лись вы­со­кая (contratenor altus) и низ­кая (contratenor bassus) раз­но­вид­но­сти К., со­от­вет­ст­вую­щие совр. аль­ту и ба­су. 2) Са­мый вы­со­кий муж­ской го­лос. Раз­ли­ча­ют­ся обыч­ный К., тем­браль­но близ­кий вы­со­ко­му те­но­ру (диа­па­зон от «до» ма­лой до «до» 2-й ок­та­вы), и вы­со­кий К., или муж­ской альт (верх­няя гра­ни­ца диа­па­зо­на – «соль» 2-й ок­та­вы). Ис­поль­зо­вал­ся в про­тес­тант­ской цер­ков­ной, а так­же свет­ской ев­роп. му­зы­ке 16 – нач. 18 вв. В 20 в. воз­ро­дил­ся в рам­ках ау­тен­тич­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва, в его по­пу­ля­ри­за­ции вы­даю­щую­ся роль сыг­рал А. Дел­лер. Ны­не К. час­то ис­пол­ня­ют пар­тии в опе­рах 17–18 вв., пред­на­зна­чав­шие­ся для ка­ст­ра­тов. Сре­ди совр. К. – Ф. Жа­рус­ски, Э. Кур­ман­га­ли­ев, А. Шолль, П. Эс­свуд, Р. Якобс.

Лит.: Giles P. The countertenor. L., 1982; idem. The history and technique of the coun­ter-tenor. Aldershot, 1994.

Вернуться к началу