Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АДА́М И Е́ВА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 205

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Б. Сомов, И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)

АДА́М И Е́ВА (евр. Адам – че­ло­век, букв. «сде­лан­ный из зем­ли»; Ева, лат. Eva, от евр. хав­ва – жи­вое су­щест­во), пер­вые лю­ди, со­глас­но биб­лей­ско­му по­ве­ст­во­ва­нию (Быт. 1–5 и др.). Тво­ре­ние че­ло­ве­ка Ада­ма по об­ра­зу и по­до­бию Божь­е­му за­вер­ша­ет шес­ти­днев­ное тво­ре­ние ми­ра. Бог соз­дал че­ло­ве­ка из пра­ха зем­но­го, вдох­нул в не­го ды­ха­ние жиз­ни (так что Адам стал «ду­шою жи­вою») и по­мес­тил его в Эдем (мест­ность, со­от­вет­ству­ет рус. «рай»), где он дол­жен был воз­де­лы­вать и хра­нить Эдем­ский сад. Ада­му бы­ло да­но бла­го­сло­ве­ние вла­ды­че­ст­во­вать над всем тво­ре­ни­ем. Од­но­вре­мен­но Бог дал че­ло­ве­ку за­по­ведь: не есть от дре­ва по­зна­ния до­б­ра и зла. Бог соз­дал жен­щи­ну из реб­ра Ада­ма и да­ро­вал её как по­мощ­ни­цу, по­доб­ную пер­во­му че­ло­ве­ку. Адам на­рёк свою же­ну име­нем Ева. Под­дав­шись ис­ку­ше­нию дья­во­ла, явив­ше­го­ся в об­ра­зе змея, пер­вые лю­ди проя­ви­ли не­по­слу­ша­ние Бо­гу, на­ру­ши­ли Его за­по­ведь: они от­ве­да­ли пло­дов дре­ва по­зна­ния, за­хо­тев «быть как бо­ги», – т. о. про­изо­шло их гре­хо­па­де­ние (см. Грех). А. и Е. бы­ли из­гна­ны из рая, они ста­ли смерт­ны. Ро­ды Евы от­ны­не свя­за­ны со скор­бью и бо­лью, а Адам об­ре­чён на труд «в по­те ли­ца» и на «про­кля­тие зем­ли». Ева ро­ди­ла Каи­на, Аве­ля, Си­фа и др. сы­но­вей и до­че­рей. В но­во­за­вет­ной тра­ди­ции «по­след­ним Ада­мом» име­ну­ет­ся Ии­сус Хри­стос. Срав­ни­вая вслед за ап. Пав­лом двух Ада­мов (1 Кор. 15:21–22; 45; 47–49), Ири­ней Ли­он­ский от­ме­чал, что Хри­стос как но­вый Адам воз­гла­вил че­ло­ве­че­ство, да­руя нам спа­се­ние, так что по­те­рян­ное на­ми в пер­вом Ада­ме мы полу­чи­ли во Хри­сте (PG. T. 7. Col. 932). Цер­ков­ная тра­ди­ция но­вой Евой име­ну­ет Бо­го­ро­ди­цу. По вы­ра­же­нию прп. Иоан­на Да­мас­ки­на, Ева со­вер­ши­ла пре­ступ­ле­ние, ос­лу­шав­шись Бо­га, и че­рез неё смерть вош­ла в мир, а Де­ва Ма­рия, по­слуш­ная Бо­гу, вве­ла в мир не­тле­ние – име­ет­ся в ви­ду рож­де­ние Иису­са Хри­ста и по­лу­че­ние че­ло­ве­ком воз­мож­но­сти спа­се­ния. Пра­во­слав­ной цер­ко­вью па­мять А. и Е. от­ме­ча­ет­ся в Не­де­лю свя­тых пра­отец.

Ис­то­рия А. и Е. на­шла от­ра­же­ние в апок­ри­фах (напр., «Жизнь Ада­ма и Евы»), ран­не­хри­сти­ан­ских тек­стах, тал­му­ди­ческой (Адам трак­ту­ет­ся как пер­вый про­рок, об­ла­даю­щий тай­ной муд­ро­сти), каб­ба­ли­сти­че­ской и др. ср.-век. лит-ре. Биб­лей­ское по­ве­ст­во­ва­ние об А. и Е. фак­ти­че­ски по­вто­ря­ет­ся в Ко­ра­не. Су­ще­ст­ву­ют и соб­ствен­но му­сульм. пре­да­ния, свя­зан­ные с Ара­ви­ей. Так, А. и Е. (Хав­ва) по­сле их низ­вер­же­ния Ал­ла­хом на зем­лю встре­ти­лись близ бу­ду­щей Мек­ки. С не­ба Ада­му был по­слан свя­щен­ный чёр­ный ка­мень (см. Каа­ба). Адам и Хав­ва бы­ли по­гре­бе­ны близ Мек­ки, а по­сле по­то­па пе­ре­не­се­ны в Ие­ру­са­лим. Адам по­чи­та­ет­ся му­суль­ма­на­ми пер­вым про­ро­ком, Му­хам­мед – по­след­ним, что на­шло от­ра­же­ние во мн. му­суль­ман­ских тео­ло­гич. и мис­тич. уче­ни­ях.

Иконография

Якопо делла Кверча. «Адам и Ева». Рельеф на портале церкви Сан-Петронио в Болонье. 1425–35. Фото В. М. Паппе

В ран­не­хри­сти­ан­ском иск-ве изо­бра­же­ния А. и Е. по­яв­ля­ют­ся в сце­не «Гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей» (рос­пи­си ка­та­комб Сан-Джен­на­ро в Не­апо­ле и гроб­ни­цы Ав­ре­лия в Ри­ме, 3 в.). А. и Е. пред­став­ле­ны юны­ми, обна­жён­ны­ми, у дре­ва по­зна­ния до­б­ра и зла, во­круг ко­то­ро­го об­вил­ся змей. К ран­ней тра­ди­ции от­но­сит­ся так­же вклю­че­ние фи­гур пра­ро­ди­те­лей в круг зо­диа­каль­ных сим­во­лов. В ср.-век. ико­но­гра­фии Адам име­ет бо­ро­ду. По­сле гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­ли оде­ты в ту­ни­ки, зве­ри­ные шку­ры или в оде­ж­ды кающих­ся, их ат­ри­бу­ты – ко­ло­сья или плуг у Ада­ма и аг­нец у Евы, ино­гда кор­зи­ны с хле­ба­ми (сим­во­лы зем­ле­па­ше­ст­ва). В зап.- ев­роп. тра­ди­ции А. и Е. вхо­ди­ли в чис­ло каю­щих­ся в скульп­ту­ре пор­та­лов ро­ман­ских и го­тич. со­бо­ров; ат­ри­бу­том Ада­ма мог­ла слу­жить го­ра – сим­вол рая. В ру­ко­пи­сях, на­чи­ная с 6 в. («Вен­ский Ге­не­зис»), ил­лю­ст­ри­ро­вал­ся пол­ный цикл ис­то­рии А. и Е.: «Со­тво­ре­ние Ада­ма», «Воз­ло­же­ние рук Гос­по­да на Ада­ма», «Вло­жение ду­ха (ды­ха­ния)», «Со­тво­ре­ние Евы», «Гре­хо­па­де­ние», «Из­гна­ние из рая» (ино­гда Гос­по­дом, ино­гда хе­ру­ви­мом или ан­ге­лом с ог­нен­ным ме­чом) и т. п. Позд­нее воз­ник­ли сю­же­ты «Зем­ные тру­ды Ада­ма и Евы» и «Смерть Ада­ма». С 9 в. А. и Е. изо­бра­жа­ют­ся в чис­ле вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков в «Со­ше­ст­вии во ад»: Хри­стос из­во­дит их из гро­бов. В ком­по­зи­ции Страш­ный суд они, ко­ле­но­пре­кло­нён­ные, пред­сто­ят Пре­сто­лу уго­то­ван­но­му (Адам изо­бра­жа­ет­ся в ви­де стар­ца). В ви­зант. ико­но­гра­фии «Рас­пя­тия» с 9 в. че­реп (или весь ске­лет) Ада­ма по­ме­ща­ли под кре­стом внут­ри Гол­го­фы (евр. то­по­ним, пе­ре­ве­дён­ный в Еван­ге­ли­ях как ϰρανίου τόπος – Мф. 27:33; Ин. 19:17, – букв. «ме­сто че­ре­па»), как бы в пе­ще­ре. В иск-ве Зап. Ев­ро­пы с 12 в. у ос­но­ва­ния кре­ста встре­ча­ет­ся по­лу­фи­гу­ра Ада­ма. Как вет­хо­за­вет­ный пра­вед­ник, Адам при­сут­ст­ву­ет в мо­ну­мен­таль­ных рос­пи­сях и в пра­оте­че­ском ря­де рус. ико­но­ста­сов. В зап.-ев­роп. иск-ве А. и Е. ино­гда изо­бра­жа­лись пред­стоя­щи­ми Бо­го­ма­те­ри как пра­ро­ди­те­ли че­ло­ве­че­ст­ва («Бо­го­ма­терь на тро­не, с Ада­мом и Евой», худ. А. Ло­рен­цет­ти, 1330). Адам мог вы­сту­пать так­же ря­дом с фи­гу­рой Смер­ти как сим­вол брен­но­сти че­ло­ве­ка. Ис­то­рия А. и Е. бы­ла ши­ро­ко рас­про­стра­не­на в иск-ве Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко (напр., две­ри бап­ти­сте­рия во Фло­рен­ции, 1425–52, скульп­тор Л. Ги­бер­ти; рос­пи­си пла­фо­на Сик­стин­ской ка­пел­лы, 1508–12, худ. Ми­ке­ланд­же­ло, и Лод­жий Ва­ти­ка­на, 1519, худ. Ра­фа­эль).

Лит.: Ма­лов Е., прот. Об Ада­ме по уче­нию Биб­лии и по уче­нию Ко­ра­на. Ка­зань, 1885; Бо­го­род­ский Я. А. На­ча­ло ис­то­рии ми­ра и че­ло­ве­ка по пер­вым стра­ни­цам Биб­лии. Ка­зань, 1909; Kramer S. N. Sumerian mytho­lo­gy. N. Y., 1961; Renckens H. Israel`s Concept of the Beginning: the theory of Genesis 1–3. N. Y., 1964; Westermann C. Genesis 1–11. L., 1984; Wallace H. N. The Eden Narrative. Atlanta, 1985.

Иконография. Лит.: Mely F. Nos premiers parents dans l’art: Adam, Ève, Lilith // Mélanges Hulin de Loo. Brux.; P., 1931; Flemming J. Die Ikono­gra­phie von Adam und Eva in der Kunst vom 3. bis zum 13. Jh. Jena, 1953.

Вернуться к началу