АДА́М И Е́ВА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АДА́М И Е́ВА (евр. Адам – человек, букв. «сделанный из земли»; Ева, лат. Eva, от евр. хавва – живое существо), первые люди, согласно библейскому повествованию (Быт. 1–5 и др.). Творение человека Адама по образу и подобию Божьему завершает шестидневное творение мира. Бог создал человека из праха земного, вдохнул в него дыхание жизни (так что Адам стал «душою живою») и поместил его в Эдем (местность, соответствует рус. «рай»), где он должен был возделывать и хранить Эдемский сад. Адаму было дано благословение владычествовать над всем творением. Одновременно Бог дал человеку заповедь: не есть от древа познания добра и зла. Бог создал женщину из ребра Адама и даровал её как помощницу, подобную первому человеку. Адам нарёк свою жену именем Ева. Поддавшись искушению дьявола, явившегося в образе змея, первые люди проявили непослушание Богу, нарушили Его заповедь: они отведали плодов древа познания, захотев «быть как боги», – т. о. произошло их грехопадение (см. Грех). А. и Е. были изгнаны из рая, они стали смертны. Роды Евы отныне связаны со скорбью и болью, а Адам обречён на труд «в поте лица» и на «проклятие земли». Ева родила Каина, Авеля, Сифа и др. сыновей и дочерей. В новозаветной традиции «последним Адамом» именуется Иисус Христос. Сравнивая вслед за ап. Павлом двух Адамов (1 Кор. 15:21–22; 45; 47–49), Ириней Лионский отмечал, что Христос как новый Адам возглавил человечество, даруя нам спасение, так что потерянное нами в первом Адаме мы получили во Христе (PG. T. 7. Col. 932). Церковная традиция новой Евой именует Богородицу. По выражению прп. Иоанна Дамаскина, Ева совершила преступление, ослушавшись Бога, и через неё смерть вошла в мир, а Дева Мария, послушная Богу, ввела в мир нетление – имеется в виду рождение Иисуса Христа и получение человеком возможности спасения. Православной церковью память А. и Е. отмечается в Неделю святых праотец.
История А. и Е. нашла отражение в апокрифах (напр., «Жизнь Адама и Евы»), раннехристианских текстах, талмудической (Адам трактуется как первый пророк, обладающий тайной мудрости), каббалистической и др. ср.-век. лит-ре. Библейское повествование об А. и Е. фактически повторяется в Коране. Существуют и собственно мусульм. предания, связанные с Аравией. Так, А. и Е. (Хавва) после их низвержения Аллахом на землю встретились близ будущей Мекки. С неба Адаму был послан священный чёрный камень (см. Кааба). Адам и Хавва были погребены близ Мекки, а после потопа перенесены в Иерусалим. Адам почитается мусульманами первым пророком, Мухаммед – последним, что нашло отражение во мн. мусульманских теологич. и мистич. учениях.
Иконография
В раннехристианском иск-ве изображения А. и Е. появляются в сцене «Грехопадения прародителей» (росписи катакомб Сан-Дженнаро в Неаполе и гробницы Аврелия в Риме, 3 в.). А. и Е. представлены юными, обнажёнными, у древа познания добра и зла, вокруг которого обвился змей. К ранней традиции относится также включение фигур прародителей в круг зодиакальных символов. В ср.-век. иконографии Адам имеет бороду. После грехопадения прародители одеты в туники, звериные шкуры или в одежды кающихся, их атрибуты – колосья или плуг у Адама и агнец у Евы, иногда корзины с хлебами (символы землепашества). В зап.- европ. традиции А. и Е. входили в число кающихся в скульптуре порталов романских и готич. соборов; атрибутом Адама могла служить гора – символ рая. В рукописях, начиная с 6 в. («Венский Генезис»), иллюстрировался полный цикл истории А. и Е.: «Сотворение Адама», «Возложение рук Господа на Адама», «Вложение духа (дыхания)», «Сотворение Евы», «Грехопадение», «Изгнание из рая» (иногда Господом, иногда херувимом или ангелом с огненным мечом) и т. п. Позднее возникли сюжеты «Земные труды Адама и Евы» и «Смерть Адама». С 9 в. А. и Е. изображаются в числе ветхозаветных праведников в «Сошествии во ад»: Христос изводит их из гробов. В композиции Страшный суд они, коленопреклонённые, предстоят Престолу уготованному (Адам изображается в виде старца). В визант. иконографии «Распятия» с 9 в. череп (или весь скелет) Адама помещали под крестом внутри Голгофы (евр. топоним, переведённый в Евангелиях как ϰρανίου τόπος – Мф. 27:33; Ин. 19:17, – букв. «место черепа»), как бы в пещере. В иск-ве Зап. Европы с 12 в. у основания креста встречается полуфигура Адама. Как ветхозаветный праведник, Адам присутствует в монументальных росписях и в праотеческом ряде рус. иконостасов. В зап.-европ. иск-ве А. и Е. иногда изображались предстоящими Богоматери как прародители человечества («Богоматерь на троне, с Адамом и Евой», худ. А. Лоренцетти, 1330). Адам мог выступать также рядом с фигурой Смерти как символ бренности человека. История А. и Е. была широко распространена в иск-ве Возрождения и барокко (напр., двери баптистерия во Флоренции, 1425–52, скульптор Л. Гиберти; росписи плафона Сикстинской капеллы, 1508–12, худ. Микеланджело, и Лоджий Ватикана, 1519, худ. Рафаэль).