А́ВЕЛЬ И КА́ИН
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
А́ВЕЛЬ И КА́ИН (евр., букв. – дуновение, туман и «приобретение»; греч. Ἄβελ, лат. Abel; греч. Κᾴϊν; лат. Cain), библейские персонажи, первые сыновья Адама и Евы. Старший из них – Каин (К.) был земледельцем, Авель (А.) – пастухом (Быт. 4:1–2). Бог принял жертву А., принесённую им от первенцев своего стада и от их тука (жира), а жертву К. от плодов земли не принял. К. из зависти убил А., а затем отказался ответить Богу на вопрос о местонахождении своего брата. В наказание Бог отнял от земли, которую возделывал К., плодородие, а сам К. стал изгнанником и скитальцем, поселился в земле Нод, где стал отцом Еноха и построил первый город (там же, 4:16–17). Имя К. исследователи связывают с назв. города, в котором жили Кенеи (Числ. 24:21–22).
В Новом Завете образ А. осмысляется как один из символов невинно убитых (Мф. 23:35; Лк. 11:51); А. назван праведным, а его вера и деяния прославлены (1 Ин. 3:12; Евр. 11:4). Имя К. упоминается в Новом Завете в связи с жертвой А.; путь К. осуждается как путь отвержения Бога (1 Ин. 3:12; Евр. 11:4; Иуд. 1:11). В христианской традиции А. осмысливается как первый мученик, а К. – как первый человекоубийца; одновременно А. – ветхозаветный прообраз Христа, жертва А. – символ евхаристии. С именами А. и К. связаны названия гностич. сект авелитов (авелонитов) и кинитов (см. Гностицизм). Предание о А. и К. и его толкование содержат ряд апокрифич. книг («Житие Адама и Евы», сир. «Пещера сокровищ», эфиоп. «Книга Адама»), Коран (5:30–34), сочинения апологетов и отцов Церкви (Тертуллиана, Иринея Лионского, Кирилла Александрийского, Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста) и мусульм. авторов (Табари, Ибн аль-Асир), причём многие послебиблейские толкования восходят к мидрашистской традиции (см. Мидраш). Православной церковью А. почитается как святой, его память отмечается в Неделю святых праотец и Неделю святых отец.
Иконография
Начиная с раннехристианского времени А. изображается юным, в длинном одеянии, с нимбом, К. – с бородой, иногда в короткой тунике и плаще с капюшоном (росписи катакомб на Виа Латина в Риме, 4 в.). Атрибутами А. могут служить агнец и свиток. Цикл с историей А. и К. встречается в книжной миниатюре и монументальных росписях, включает рождество А. и К., сцены их детства и юности, жертвоприношение А. и К. (А. иногда предстаёт с агнцем на плечах, в иконографич. типе Пастыря доброго), убийство Авеля Каином (оружие К., не описанное в Библии, – камень, дубинка, кирка, челюсть осла, лопата или серп). С 9 в. цикл дополняется сценой погребения А. (ц. Санта-Мария Антиква в Риме). В средневековом иск-ве существовал также сюжет оплакивания А. Адамом и Евой, пользовавшийся популярностью вплоть до эпохи барокко. С 11 в. фигура А. помещается среди ветхозаветных праведников в композиции «Сошествие во ад». С 14 в. в монументальной живописи известны отд. изображения А. как библейского праотца, с 16–17 вв. они входят в состав праотеческого ряда рус. иконостасов.