Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИА́КОВ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 597-598

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Бабкина, И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)
«Встреча Иакова с Рахилью». Картина Я. Пальмы Старшего. 1515–25.Картинная галерея (Дрезден).

ИА́КОВ [евр. יעק(ו)ב – иду­щий сле­дом; со­глас­но биб­лей­ско­му тек­сту (Быт. 25:26), И. вы­шел из чре­ва ма­те­ри вслед за сво­им бра­том-близ­не­цом], тре­тий биб­лей­ский пат­ри­арх (по­сле Ав­раа­ма и Исаа­ка). Млад­ший сын Исаа­ка и Ре­век­ки; ку­пил за че­че­вич­ную по­хлёб­ку, а за­тем хит­ро­стью от­нял пра­во пер­во­род­ст­ва у сво­его бра­та-близ­не­ца Иса­ва. И. – отец 12 сы­но­вей, пра­ро­ди­те­лей ко­лен Из­раи­ле­вых. О жиз­ни И. по­ве­ст­ву­ет­ся в биб­лей­ской Кни­ге Бы­тия (гл. 25–49). По до­ро­ге в Хар­ран, ку­да И. от­пра­вил­ся по на­ка­зу ро­ди­те­лей, что­бы взять се­бе же­ну, во сне уви­дел ле­ст­ни­цу, по ко­то­рой вос­хо­ди­ли и нис­хо­ди­ли ан­ге­лы Бо­жии и на вер­ши­не ко­то­рой сто­ял Сам Гос­подь. Жё­на­ми И. бы­ли Лия и Ра­хиль, за ко­то­рую он слу­жил её от­цу Ла­ва­ну на про­тя­же­нии 14 лет. Со­глас­но биб­лей­ско­му по­ве­ст­во­ва­нию, с И. свя­за­на ле­ген­да о Бо­го­бо­ре­нии, ко­гда И. бо­рол­ся с Бо­гом (ино­гда го­во­рит­ся об Ан­ге­ле Гос­под­нем), что­бы Тот бла­го­сло­вил его, за что по­лу­чил про­зви­ще Из­ра­иль (евр. לארשי – бо­рю­щий­ся с Бо­гом), став­шее впо­след­ст­вии име­нем все­го евр. на­ро­да.

Иконография

«Сон Иакова». Молдавская икона 18 в. Музей изобразительного искусства (Кишинёв).

Изо­бра­же­ния И. при­сут­ст­ву­ют в рос­пи­сях на те­мы Кн. Бы­тия: са­мое ран­нее, в об­ли­ке бо­ро­да­то­го му­жа в ту­ни­ке и пал­лиу­ме, – в си­на­го­ге в г. Ду­ра-Ев­ро­пос (245–256); так­же в ка­та­ком­бах на Виа-Ла­ти­на в Ри­ме (ок. 320–350), в мо­заи­ках ц. Сан­та-Ма­рия-Ма­д­жо­ре в Ри­ме (432–440), где И. пред­став­лен без­бо­ро­дым; на рель­е­фах ро­ман­ских (цер­ковь в Вез­ле, 1125–30) и го­ти­ческих (со­бор в Амь­е­не, 13 в.) церк­вей; в рос­пи­сях бап­ти­сте­рия со­бо­ра в Па­дуе (худ. Джу­сто ди Ме­на­бу­ои, 1376–93), в рель­е­фе «Рай­ских врат» фло­рен­тий­ско­го бап­ти­сте­рия (скульп­тор Л. Ги­бер­ти, 1424–52) и др.

Ико­ны с И. с 16 в. вхо­ди­ли в пра­оте­чес­кий ряд рус. ико­но­ста­сов; он изо­бра­жал­ся так­же в сце­не «Ло­но Ав­раа­мо­во» в со­ста­ве ком­по­зи­ции Страш­но­го су­да, в раю с Ав­раа­мом, Исаа­ком и ду­ша­ми пра­вед­ных (фре­ска Ан­д­рея Руб­лё­ва и Да­нии­ла Чёр­но­го в Ус­пен­ском со­бо­ре во Вла­ди­ми­ре, 1408).

Сре­ди сю­же­тов с уча­сти­ем И. – «Иса­ак бла­го­слов­ля­ет Иа­ко­ва» (фре­ска Верх­ней ц. Св. Фран­ци­ска в Ас­си­зи, Мас­тер Исаа­ка, 1290-е гг.; рос­пись май­о­ли­ко­во­го блю­да, 1560–65, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; кар­ти­на Б. Э. Му­ри­льо, ок. 1660, там же), «Встре­ча Иа­ко­ва с Ра­хилью», по­пу­ляр­ный в 16–17 вв. вслед­ст­вие его пас­то­раль­но­го ха­рак­те­ра (фре­ски Лод­жий Ра­фа­эля в Ва­ти­ка­не, 1517–19, карти­на Я. Паль­мы Стар­ше­го, 1515–25, КГ, Дрез­ден); в 18–19 вв. его трак­тов­ка при­об­ре­ла сен­ти­мен­таль­ную ок­ра­ску (Й. фон Фю­рих, «Иа­ков, встре­чаю­щий Ра­хиль со ста­да­ми её от­ца», 1836, Бель­ве­дер, Ве­на). Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние в ев­роп. иск-ве по­лу­чил сю­жет «Ле­ст­ви­ца Иа­ко­ва» («Борь­ба Иа­ко­ва с ан­ге­лом», «Сон Иа­ко­ва»), встре­чаю­щий­ся в ми­ниа­тю­рах «Сло­ва Гри­го­рия На­зи­ан­зи­на» (879–882, Нац. б-ка, Па­риж), на фре­ске па­ра­кле­сио­на церк­ви мон. Хо­ра в Кон­стан­ти­но­по­ле (Ках­рие-джа­ми, 1315–21), на рус. ико­нах «Бо­го­ма­терь "Не­опа­ли­мая Ку­пи­на"» и др. Ком­пози­ци­он­ное по­строе­ние со спя­щим И. и диа­го­наль­но рас­по­ло­жен­ной ле­ст­ви­цей с ан­ге­ла­ми ус­той­чи­во со­хра­ня­лась в Но­вое вре­мя (рос­пи­си Я. Тин­то­рет­то, Скуо­ла-Гран­де-ди-Сан-Рок­ко, Ве­не­ция, ок. 1575–1588, Э. Де­лак­руа в ц. Сен-Сюль­пис в Па­ри­же, 1849–61; кар­ти­на П. Го­ге­на «Ви­де­ние по­сле про­по­ве­ди. Борь­ба Иа­ко­ва с ан­ге­лом», 1888, Нац. га­ле­рея Шот­лан­дии, Эдин­бург). Ряд кар­тин и гра­вюр, по­свя­щён­ных ис­то­рии И., соз­дал в 20 в. М. Ша­гал.

Лит.: Kutna D. Der Patriarch Jakob in der bildenden Kunst // Ost und West. 1908. № 8.

Вернуться к началу