ИА́КОВ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИА́КОВ [евр. יעק(ו)ב – идущий следом; согласно библейскому тексту (Быт. 25:26), И. вышел из чрева матери вслед за своим братом-близнецом], третий библейский патриарх (после Авраама и Исаака). Младший сын Исаака и Ревекки; купил за чечевичную похлёбку, а затем хитростью отнял право первородства у своего брата-близнеца Исава. И. – отец 12 сыновей, прародителей колен Израилевых. О жизни И. повествуется в библейской Книге Бытия (гл. 25–49). По дороге в Харран, куда И. отправился по наказу родителей, чтобы взять себе жену, во сне увидел лестницу, по которой восходили и нисходили ангелы Божии и на вершине которой стоял Сам Господь. Жёнами И. были Лия и Рахиль, за которую он служил её отцу Лавану на протяжении 14 лет. Согласно библейскому повествованию, с И. связана легенда о Богоборении, когда И. боролся с Богом (иногда говорится об Ангеле Господнем), чтобы Тот благословил его, за что получил прозвище Израиль (евр. לארשי – борющийся с Богом), ставшее впоследствии именем всего евр. народа.
Иконография
Изображения И. присутствуют в росписях на темы Кн. Бытия: самое раннее, в облике бородатого мужа в тунике и паллиуме, – в синагоге в г. Дура-Европос (245–256); также в катакомбах на Виа-Латина в Риме (ок. 320–350), в мозаиках ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме (432–440), где И. представлен безбородым; на рельефах романских (церковь в Везле, 1125–30) и готических (собор в Амьене, 13 в.) церквей; в росписях баптистерия собора в Падуе (худ. Джусто ди Менабуои, 1376–93), в рельефе «Райских врат» флорентийского баптистерия (скульптор Л. Гиберти, 1424–52) и др.
Иконы с И. с 16 в. входили в праотеческий ряд рус. иконостасов; он изображался также в сцене «Лоно Авраамово» в составе композиции Страшного суда, в раю с Авраамом, Исааком и душами праведных (фреска Андрея Рублёва и Даниила Чёрного в Успенском соборе во Владимире, 1408).
Среди сюжетов с участием И. – «Исаак благословляет Иакова» (фреска Верхней ц. Св. Франциска в Ассизи, Мастер Исаака, 1290-е гг.; роспись майоликового блюда, 1560–65, Эрмитаж, С.-Петербург; картина Б. Э. Мурильо, ок. 1660, там же), «Встреча Иакова с Рахилью», популярный в 16–17 вв. вследствие его пасторального характера (фрески Лоджий Рафаэля в Ватикане, 1517–19, картина Я. Пальмы Старшего, 1515–25, КГ, Дрезден); в 18–19 вв. его трактовка приобрела сентиментальную окраску (Й. фон Фюрих, «Иаков, встречающий Рахиль со стадами её отца», 1836, Бельведер, Вена). Наибольшее распространение в европ. иск-ве получил сюжет «Лествица Иакова» («Борьба Иакова с ангелом», «Сон Иакова»), встречающийся в миниатюрах «Слова Григория Назианзина» (879–882, Нац. б-ка, Париж), на фреске параклесиона церкви мон. Хора в Константинополе (Кахрие-джами, 1315–21), на рус. иконах «Богоматерь "Неопалимая Купина"» и др. Композиционное построение со спящим И. и диагонально расположенной лествицей с ангелами устойчиво сохранялась в Новое время (росписи Я. Тинторетто, Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко, Венеция, ок. 1575–1588, Э. Делакруа в ц. Сен-Сюльпис в Париже, 1849–61; картина П. Гогена «Видение после проповеди. Борьба Иакова с ангелом», 1888, Нац. галерея Шотландии, Эдинбург). Ряд картин и гравюр, посвящённых истории И., создал в 20 в. М. Шагал.