МУРИ́ЛЬО БАРТОЛОМЕ ЭСТЕБАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУРИ́ЛЬО (Murillo; наст. фам. Эстебан Перес, Esteban Perez) Бартоломе Эстебан (крещён 1.1.1618, Севилья – 28.3.1682, там же), исп. живописец. Учился у севильского худ. Х. дель Кастильо. Жил и работал в Севилье; один из создателей и первый президент (1660) севильской АХ. Во время поездки в Мадрид (1658) близко соприкоснулся с творчеством совр. исп. художников (А. Кано, Д. Веласкеса) и изучал в королевском собрании произведения П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Корреджо, Тициана. Раннее творчество М. развивалось в русле стиля барокко и отмечено влиянием Ф. Сурбарана и Ф. де Эрреры Старшего. В первом крупном заказе цикла картин для монастыря францисканцев в Севилье (1645–46; наиболее известны «Сан Диего де Алькала раздаёт милостыню бедным», Академия Сан-Фернандо, Мадрид, и «Кухня ангелов», Лувр, Париж) живописная манера сохраняет непрозрачность красок, плотность мазка, контрасты светотени. Стремление М. к жанровой трактовке религ. темы обнаруживают «Св. Семейство с птичкой» (ок. 1649–50, Прадо, Мадрид), «Бегство в Египет» (ок. 1647–1650, Палаццо Бьянко, Генуя; вариант – в Ин-те искусств, Детройт), «Поклонение пастухов» (ок. 1650, Прадо; 1675–80, Эрмитаж, С.-Петербург).
После 1650 важное место в творчестве М. занимают сюжеты: чудесные явления Девы Марии и Христа («Видение св. Антония Падуанского», 1656, собор в Севилье; вариант – 1675–80, Эрмитаж), «Непорочное зачатие» (1652, Музей изящных искусств, Севилья; ок. 1650, 1660, 1678, Прадо; ок. 1645, 1680, Эрмитаж; ок. 1665, Лувр). Славу М. принесли многочисл. изображения Мадонны, воплощавшие распространённый в Андалусии идеал женской красоты («Мадонна с Младенцем», ок. 1650–1655, Палаццо Питти, Флоренция; «Мадонна-цыганка», ок. 1675, Нац. галерея, Рим, и др.). Отмеченные тонким поэтич. чувством пейзажи придают особую привлекательность картинам из жизни св. Иакова (1660–1675; «Благословение Иакова Исааком» и «Лестница ангелов» – Эрмитаж). Среди крупнейших работ позднего периода – «Св. Фома Вильнуэва, раздающий милостыню» (1678, Музей изящных искусств, Севилья) и др. картины, заказанные монастырём капуцинов в Севилье (1665–78), серия работ для церкви госпиталя Ла-Каридад в Севилье (1674–1680, ныне – в разл. музеях); их отличают воздушная перспектива и динамичная композиция.
Портреты М. (каноника Ю. де Неве, 1665; флам. купца Н. де Омазура, 1672; «Еврей», ок. 1670, все – Прадо; церемониймейстера собора А. де Андраде, между 1650 и 1660, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; автопортрет, ок. 1670, Нац. галерея, Лондон) отмечены тщательностью следования натуре и несомненным мастерством. Более многообразны его работы бытового жанра, с развитой драматургией (серия небольших картин о блудном сыне, ок. 1660–1680, Нац. галерея иск-ва, Вашингтон, и др. собрания); жанровый характер имеют полотна «Девушки у окна» (ок. 1670, Нац. галерея иск-ва, Вашингтон), «Девушка из Галисии с монетой» (ок. 1650, Прадо). Особую выразительность в картинах М. приобретают образы детей – как в религ. живописи («Дети Христос и Иоанн Креститель», 1655–60, Эрмитаж; ок. 1670, Прадо; «Мальчик Иоанн Креститель с ягнёнком», ок. 1668, Худож.-историч. музей, Вена), так и в бытовом жанре [изображения детей-нищих на севильских улицах: парные работы «Мальчик с собакой» и «Девочка с фруктами», обе 1655–1660, Эрмитаж и ГМИИ; «Мальчик-нищий» («Вшивый»), 1645–55, Лувр, и др.]. Картины 1670-х гг. («Едоки дыни и винограда», «Продавщицы фруктов», «Игроки в кости»; все – Старая пинакотека, Мюнхен) выполнены в манере, которую старые исп. авторы называли «вапоросо» (от исп. vapor – пар), т. е. насыщены лёгкими переходами цвета, тающими переливами воздушной светотени. Слава, сопутствовавшая М. при жизни, возросла после его смерти. Его особенно ценили в 18 в. во Франции и Англии; в 19 в. М. считался самым известным исп. живописцем.