ПОТО́П
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОТО́П (Всемирный потоп), наводнение, глобальная катастрофа, сведения о которой отражены в мифологич. представлениях многих народов и записаны в ряде религ. текстов.
Известно более 250 сказаний о П. в разл. регионах мира. С точки зрения исследователей мифологии и фольклора (М. Элиаде, А. Дандес и др.), предпринимавших попытки осмысления этого обширного материала, сказание о П. – один из вариантов мифа о всемирном катаклизме, который связывается как с гибелью всего живого, так и с восстановлением творения; в то же время в мифах о П. отражается широко распространённое представление о первичности водного хаоса, предшествующего творению. Согласно интерпретации А. Дандеса (1934–2005), миф о П. – принципиально «мужской» миф, в основе которого лежат универсальные психологич. мотивы, связанные с гендерными различиями.
Наиболее древними письм. фиксациями сюжета о П. являются месопотамские сказания, сохранившиеся в шумерской (миф о Зиусудре) и в аккадской (сказание об Атрахасисе) версиях, созданных ок. 17 в. до н. э. Рассказ о П. был также включён в позднюю редакцию эпоса о Гильгамеше, рукописи которой датируются не ранее 8 в. до н. э. Библейское повествование о П. изложено в кн. Бытие (Быт. 6:5–9:17); в др. книгах Библии содержатся лишь краткие упоминания об этом событии (Ис. 54:9; Сир. 44:16–18; возможно, также Пс. 29:10) или о его гл. действующем лице Ное (Иез. 14:14; Лк. 3:36). Сходство библейского и месопотамского повествований проявляется в ряде сюжетных мотивов: изготовление ковчега (судна) избранным героем (см. Ноев ковчег), присутствие в ковчеге животных, выпускание птиц для определения окончания П., завершение пути ковчега на Армянском нагорье, принесение жертвы после П., связь повествования о П. с рассказом о творении человека. Это позволило учёным сделать вывод о том, что библейский рассказ о П. зависим от месопотамского. Тем не менее общий контекст пролога кн. Бытие и некоторые детали повествования сообщают библейскому рассказу особый богословский смысл.
Сравнение библейских и древневосточных источников с данными археологии и историч. геологии позволяет предполагать, что историч. основанием для месопотамского и библейского рассказов о П. могло послужить массивное локальное наводнение или ряд подобных событий в Юж. Месопотамии или за её пределами. Затопление всей поверхности Земли в ранние периоды человеческой истории не находит науч. подтверждения.
Иконография библейского сюжета. Первые изображения П. встречаются в раннехристианской живописи: так, в катакомбах Присциллы изображены Ной в позе оранта, стоящий в ковчеге в форме ящика, и голубь, летящий к нему с оливковой ветвью в клюве (2-я пол. 3 в.). Тот же тип ковчега-ящика, подобного Ковчегу Завета, встречается в большинстве раннехристианских рукописей 5–7 вв. (за исключением «Венского Генезиса», где он представлен в виде ступенчатого сооружения наподобие зиккурата). В англосаксонской традиции ковчег напоминает корабль викингов (фрески ц. Сен-Савен-сюр-Гартамп, рубеж 11–12 вв.). В ранних изображениях П. присутствуют утонувшие гиганты, рождённые от сынов света, упоминаемые в Кн. Еноха. Иногда история П. представлена в нескольких сценах: так, в циклах, восходящих к рукописи «Генезиса лорда Коттона», известной по мозаикам собора Св. Марка в Венеции (нач. 13 в.), и в октатевхах средневизантийского периода количество сцен доходит до 10 и включает сюжеты «Насаждение лозы» и «Опьянение Ноя». В иск-ве Возрождения сцены П. либо остаются частью циклов, посвящённых кн. Бытие (фрески П. Уччелло в клуатре Верде в ц. Санта-Мария-Новелла во Флоренции, 1432–36 и 1447–48, росписи Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы, 1508–12), либо образуют циклы картин (картины Я. Бассано, ок. 1574: «Жертвоприношение Ноя», дворец Сан-Суси, Потсдам; «Животные входят в Ноев ковчег», Прадо, Мадрид).