БАССА́НО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАССА́НО (Bassano; наст. фам. да Понте, da Ponte), семья итал. живописцев, представителей венецианской школы. Наиболее значительный – Якопо Б. (ок. 1517–18, Бассано – 13.2.1592, там же), жил в осн. в родном городе, часто посещая Венецию. Учился у отца, живописца Франческо Б. Старшего (ок. 1475–1539); позднее испытал влияние Пармиджанино, Л. Лотто и Тициана. Характерные черты маньеризма соединялись в его зрелых картинах («Самсон и филистимляне», ок. 1539, Картинная галерея, Дрезден; «Путь на Голгофу», ок. 1545, Нац. галерея, Лондон; «Отдых на пути в Египет», ок. 1547, Пинакотека Амброзиана, Милан; и др.) с острым вниманием к натуре, передаваемой с остродраматич. красочными и светотеневыми эффектами. Подобно др. венецианским мастерам, часто придавал религ. сценам подчёркнуто жанровый облик («Поклонение пастухов», 1568, Гор. музей, Бассано; «Возвращение Иакова из земли Ханаанской», ок. 1573–74, Дворец дожей, Венеция; и др.). Писал также портреты и фрески (в «Капелле чёток» приходской церкви в Картильяно, 1575).
Из его сыновей самыми талантливыми были Франческо Б. Младший (ок. 1549, Бассано – 3.7.1592, Венеция) и Леандро Б. (1557, Бассано – 15.4.1622, Венеция). Они развивали осн. линию творчества отца, создавая нередко уже всецело светские бытовые картины (в т. ч. серии «Времён года» и «Месяцев», 1580–90-е гг.), и обогатили унаследованную от него манеру яркими колористич. находками. Леандро в кон. 16 – нач. 17 вв. написал целый ряд больших религ. и историч. панно для Дворца дожей в Венеции.