ЛО́ТТО ЛОРЕНЦО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛО́ТТО (Lotto) Лоренцо (ок. 1480, Венеция – 1556, Лорето), итал. живописец. Представитель венецианской школы, сформировался под влиянием Джованни Беллини и семьи художников Виварини, особенно Альвизе. В 1525–42 жил гл. обр. в Венеции, выполняя многочисл. заказы религ. общин и частных лиц в Тревизо, Азоло, Бергамо, Реканати и др. городах областей Венеция и Марке. Во время пребывания в Риме (1509 и 1512) познакомился с творчеством Рафаэля и Микеланджело. В период личного религ. кризиса нашёл приют в Тревизо (1542–45), в 1550 обосновался в сантуарии Санта-Каса в Лорето. Искренняя религиозность иск-ва Л. отражала народные благочестивые настроения, распространённые в местах паломничеств в провинц. центрах Италии. Его ранним алтарным картинам присущи поэтич. чувство природы, эмоциональность, насыщенность и яркость колорита («Мадонна со святыми», 1508, Галерея и музей Виллы Боргезе, Рим). Лучшие из религ. произведений Л. были созданы в Бергамо (1513–25), где под влиянием местных традиций его иск-во обрело зрелость и необычайную остроту образных и худож. решений (алтарные картины «Мадонна с Младенцем и святыми» для церквей Сан-Бартоломео, 1516, Санто-Спирито, 1521, и Сан-Бернардино, 1521). По заказу графов Суарди Л. создал цикл росписей в Оратории Суарди в г. Трескоре, близ Бергамо (1524). В них нашли воплощение образы, волновавшие религ. сознание 16 в.: так, над панорамой залитого солнцем городка, на улицах которого изображены сцены из жизни св. Варвары, Л. поместил образ Христа в виде виноградной лозы – аллегорию спасения и праведной жизни; на противоположной стене Оратории он с трогательной непосредственностью и интересом к обыденной жизни написал сцены из жизни св. Клары, сподвижницы св. Франциска. В росписи Оратории Суарди и в алтарных картинах 1520–30-х гг. («Благовещение», ок. 1527, Пинакотека комунале, Реканати; «Святое семейство», 1527–33, Худож.-историч. музей, Вена; «Алтарь святой Лючии», 1532, Пинакотека, Иэзи) Л. создал образы, полные драматизма и одновременно тонкого поэтич. переживания, в которых отразилась наивная чистота нар. благочестия.
Портреты Л. (св. 40) оказали большое влияние на развитие венецианского портрета, особенно в Брешии и Бергамо («Епископ де Росси», 1505, Музей Каподимонте, Неаполь; «Юноша со свечой», ок. 1506–08; «Тройной автопортрет», ок. 1529, оба – Худож.-историч. музей, Вена; «Юноша с ящерицей», ок. 1530, Галерея и музей Виллы Боргезе, Рим). Во многом благодаря Л. реалистич. достоверность портретного мотива стала отличит. чертой творчества мастеров Сев. Италии.