Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛО́ТТО ЛОРЕНЦО

Авторы: В. Д. Дажина
Л. Лотто. «Благовещение». Ок. 1527. Пинакотека комунале (Реканати).

ЛО́ТТО (Lotto) Ло­рен­цо (ок. 1480, Ве­не­ция – 1556, Ло­ре­то), итал. жи­во­пи­сец. Пред­ста­ви­тель ве­не­ци­ан­ской шко­лы, сфор­ми­ро­вал­ся под влия­ни­ем Джо­ван­ни Бел­ли­ни и се­мьи ху­дож­ни­ков Ви­ва­ри­ни, осо­бен­но Аль­ви­зе. В 1525–42 жил гл. обр. в Ве­не­ции, вы­пол­няя мно­го­числ. за­ка­зы ре­лиг. об­щин и ча­ст­ных лиц в Тре­ви­зо, Азо­ло, Бер­га­мо, Ре­ка­на­ти и др. го­ро­дах об­лас­тей Ве­не­ция и Мар­ке. Во вре­мя пре­бы­ва­ния в Ри­ме (1509 и 1512) по­зна­ко­мил­ся с твор­че­ст­вом Ра­фа­эля и Ми­ке­ланд­же­ло. В пе­ри­од лич­но­го ре­лиг. кри­зи­са на­шёл при­ют в Тре­ви­зо (1542–45), в 1550 обос­но­вал­ся в сан­туа­рии Сан­та-Ка­са в Ло­ре­то. Ис­крен­няя ре­ли­ги­оз­ность иск-ва Л. от­ра­жа­ла на­род­ные бла­го­чес­ти­вые на­строе­ния, рас­про­стра­нён­ные в мес­тах па­лом­ни­честв в про­винц. цен­трах Ита­лии. Его ран­ним ал­тар­ным кар­ти­нам при­су­щи по­этич. чув­ст­во при­ро­ды, эмо­цио­наль­ность, на­сы­щен­ность и яр­кость ко­ло­ри­та («Ма­дон­на со свя­ты­ми», 1508, Га­ле­рея и му­зей Вил­лы Бор­ге­зе, Рим). Луч­шие из ре­лиг. про­изве­де­ний Л. бы­ли соз­да­ны в Бер­га­мо (1513–25), где под влия­ни­ем ме­ст­ных тра­ди­ций его иск-во об­ре­ло зре­лость и не­обы­чай­ную ост­ро­ту об­раз­ных и ху­дож. ре­ше­ний (ал­тар­ные кар­ти­ны «Ма­дон­на с Мла­ден­цем и свя­ты­ми» для церк­вей Сан-Бар­то­ло­мео, 1516, Сан­то-Спи­ри­то, 1521, и Сан-Бер­нар­ди­но, 1521). По за­ка­зу гра­фов Су­ар­ди Л. соз­дал цикл рос­пи­сей в Ора­то­рии Су­ар­ди в г. Трес­ко­ре, близ Бер­га­мо (1524). В них наш­ли во­пло­ще­ние об­ра­зы, вол­но­вав­шие ре­лиг. соз­на­ние 16 в.: так, над па­но­ра­мой за­ли­то­го солн­цем го­род­ка, на ули­цах ко­то­ро­го изо­бра­же­ны сце­ны из жиз­ни св. Вар­ва­ры, Л. по­мес­тил об­раз Хри­ста в ви­де ви­но­град­ной ло­зы – ал­ле­го­рию спа­се­ния и пра­вед­ной жиз­ни; на про­ти­во­по­лож­ной сте­не Ора­то­рии он с тро­га­тель­ной не­по­сред­ст­вен­но­стью и ин­те­ре­сом к обы­ден­ной жиз­ни на­пи­сал сце­ны из жиз­ни св. Кла­ры, спод­виж­ни­цы св. Фран­ци­ска. В рос­пи­си Ора­то­рии Су­ар­ди и в ал­тар­ных кар­ти­нах 1520–30-х гг. («Бла­го­ве­ще­ние», ок. 1527, Пи­на­ко­те­ка ко­му­на­ле, Ре­ка­на­ти; «Свя­тое се­мей­ст­во», 1527–33, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на; «Ал­тарь свя­той Лю­чии», 1532, Пи­на­ко­те­ка, Иэзи) Л. соз­дал об­ра­зы, пол­ные дра­ма­тиз­ма и од­но­вре­мен­но тон­ко­го по­этич. пе­ре­жи­ва­ния, в ко­то­рых от­ра­зи­лась на­ив­ная чис­то­та нар. бла­го­чес­тия.

Порт­ре­ты Л. (св. 40) ока­за­ли боль­шое влия­ние на раз­ви­тие ве­не­ци­ан­ско­го порт­ре­та, осо­бен­но в Бре­шии и Бер­га­мо («Епи­скоп де Рос­си», 1505, Му­зей Ка­по­ди­мон­те, Не­аполь; «Юно­ша со све­чой», ок. 1506–08; «Трой­ной ав­то­порт­рет», ок. 1529, оба – Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на; «Юно­ша с яще­ри­цей», ок. 1530, Га­ле­рея и му­зей Вил­лы Бор­ге­зе, Рим). Во мно­гом бла­го­да­ря Л. реа­ли­стич. до­сто­вер­ность порт­рет­но­го мо­ти­ва ста­ла от­ли­чит. чер­той твор­че­ст­ва мас­те­ров Сев. Ита­лии.

Соч.: Lettere inedite / Ed. L. Chio­di. Ber­ga­mo, 1968; Libro di spese diverse (1538–54). Loreto, 2003. Vol. 1–2.

Лит.: Bianconi P. Tutta la pittura di L. Lot­to. Mil., 1955; Berenson B. L. Lotto. L., 1956; Poun­cey P. Lotto disegnatore. Vicenza, 1965; Mascherpa G. L. Lotto a Bergamo. Mil., 1971; L’opera completa del L. Lotto / Ed. G. M. Ca­no­va, R. Pallucchini. Mil., 1975; Смир­но­ва ИА. Круп­ней­шие ху­дож­ни­ки ве­не­ци­ан­ской Тер­ра­фер­мы пер­вой по­ло­ви­ны XVI в. М., 1978; Colalucci F. Lotto. Firenze, 1994; Bonnet J. L. Lotto. P., 1996; Humfrey P. L. Lotto. New Haven, 1997; L. Lotto, rediscovered master of the Renaissance. (Cat.). Wash., 1997.

Вернуться к началу