МОИСЕ́Й
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОИСЕ́Й (евр. משה – Моше; вероятно, от егип. ms – сын, однако в евр. традиции распространена народная этимология от евр. глагола «машá» – извлекать из воды), в Библии пророк, законодатель и вождь народа Израиля во время его Исхода из Египта и странствий по Синайской пустыне.
О М. повествуется в библейских книгах Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Он родился в Египте в период пребывания там народа Израиля. Младенцем М. был найден в корзине в зарослях тростника на берегу р. Нил дочерью егип. фараона и усыновлён ею. Обучался при царском дворе «всей мудрости египетской» (Деян. 7:22). После того как М. убил египтянина, издевавшегося над рабом-евреем, он бежал из Египта в пустыни Синайского п-ова и жил среди пастухов. В пустыне в горящем, но не сгорающем кусте («купине неопалимой») М. явился Бог, повелев ему увести евреев из Египта. Фараон не пожелал отпускать евреев, но 10 кар («казни египетские»), которые постигли за это Египет, заставили его согласиться. Фараон всё же попытался нагнать беглецов, однако по мановению жезла М. Божией силой расступилось море, дав евреям возможность уйти от египтян, а затем, сомкнувшись, потопило преследователей. В память об Исходе из Египта был установлен праздник Пасхи, ставший прообразом христианской Пасхи.
За Исходом последовало 40-летнее странствие евреев по пустыне. Наряду с чудесами, сотворёнными М. в пустыне силой Божией (перепела и манна, данные евреям в пищу, иссечённая из скалы вода для утоления жажды), гл. событием этого периода явилась встреча с Богом, сошедшим на гору Синай, в ходе которой М. получил от Бога важнейшие религ.-нравств. предписания (10 заповедей), записанные на скрижалях (каменных табличках), а также подробные инструкции по созданию святилища (скинии), в котором хранился Ковчег Завета, и распорядку богослужений в нём, ряд бытовых, гражд., уголовных и ритуальных законов и предписаний. Странствие евреев по пустыне завершилось завоеванием ими Земли обетованной (Палестины), накануне которого М. умер.
В еврейской и христианской традициях М., который выступает, прежде всего, как учитель и законодатель, приписывается авторство Пятикнижия. Библейская критика опровергает эту атрибуцию, считая бóльшую часть преданий о М. недостоверными. Согласно библейской хронологии, Исход евреев из Египта и, следовательно, жизнь М. должны приходиться на 15 в. до н. э., что не согласуется с данными об истории Древнего Востока. В новоевропейской науке получила распространение датировка Исхода кон. 13 в. до н. э.
В христианской традиции М. рассматривается как один из прообразов Христа (Евр. 3:1–6 и др.). В Евангелии описывается беседа М. и пророка Илии с Иисусом Христом на горе Фавор во время Преображения Господня (Мф. 17:3–4). День памяти М. по календарю Рус. православной церкви отмечается 4(17) сентября.
Мусульмане почитают М. (Мусу) как одного из пророков.
Иконография
Наиболее ранние изображения М. и эпизодов из его жизни встречаются в иудейском иск-ве (росписи синагоги в Дура-Европос, 245–256; см. илл. к этой статье).
В восточнохристианском иск-ве образ М. встречается в нескольких памятниках монументальной живописи доиконоборческой эпохи, где он трактуется как ветхозаветный прообраз Христа (мозаики пресбитерия ц. Сан-Витале в Равенне, 546–547). Мозаики «Моисей перед Неопалимой Купиной» и «Моисей получает законы» в апсиде базилики Св. Екатерины на Синае (ок. 565–566) соотносятся с местоположением монастыря на горе Синай и с легендой о его возникновении на месте, где свершилось чудо с несгорающим кустом. Эти же сцены получают наибольшее распространение в ср.-визант. иск-ве: они представлены многочисл. иконами 11–13 вв. из собрания Синайского мон. Св. Екатерины и миниатюрами рукописей. В собрании этого монастыря хранится и единственная житийная икона М. с 20 клеймами (12 в.). Песни Моисея (Исх. 15:1–19:2; Втор. 32:1–43:3), включённые в состав ветхозаветных песен Псалтири, иллюстрировались сценами «Моисей ведёт народ Израиля через воды Красного моря», «Моисей получает скрижали» (Феодоровская псалтирь, 1066, Британская б-ка). В рукописях Октатевха житие Моисея сопровождается подробными циклами иллюстраций, их открывает «Рождество пророка» и завершает «Переход через Красное море» (рукописи из Ватикана, Евангелич. школы в Смирне, музея дворца Топкапы в Стамбуле, мон. Ватопед на Афоне, все 12 в.). В ср.-визант. системе декорации храма образ М. встречается в росписях барабанов куполов вместе с др. пророками непосредственно под образом Пантократора (напр., в кафоликоне мон. Дафни, ок. 1100).
В зап.-европ. иск-ве атрибутами М. выступают скрижали Завета. В 11 в. в европ. иск-ве сложилась новая иконография М.: его атрибутом становятся рога; это основано на тексте Вульгаты (Исх. 34:29), в котором сказано, что лицо М. после того, как он говорил с Богом, стало «рогатым» (cornuta). Хотя некоторые филологи считают, что перевод Вульгаты верен евр. оригиналу (притом что в иконографии древнего Ближнего Востока рога – знак божественности), большинство полагает, что употреблённый в этом месте в евр. оригинале глагол karan означает не «быть рогатым», а «сиять лучами». Новый тип изображения рогатого М. из англосаксонской книжной миниатюры распространился в сев.-европ. иск-ве в 12–14 вв. и утвердился в Италии в 15–16 вв. (статуя работы Микеланджело, 1515, ц. Сан-Пьетро-ин-Винколи, Рим). Иногда рога заменяли ниспадающими на лоб локонами.
История М. занимает важное место в ветхозаветных циклах: мозаики ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме (432–440), собора Св. Марка в Венеции (кон. 12 – нач. 13 вв.), росписи свода ц. Сен-Савен-сюр-Гартамп в Пуату (ок. 1100), стен Сикстинской капеллы в Ватикане (1481–1482, С. Боттичелли и П. Перуджино, К. Росселли, Л. Синьорелли), боковых стен капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккьо во Флоренции (ок. 1540–1545, А. Бронзино), Скуолы-Гранде-ди-Сан-Рокко в Венеции (1575–78, Я. Тинторетто). Отд. сюжеты истории М. широко представлены в европ. живописи и скульптуре 15–19 вв.: «Нахождение Моисея» (П. Веронезе, 1570–75, Прадо, Мадрид; К. Лоррен, 1637–39, там же), «Неопалимая Купина» (алтарный образ Н. Фромана, ок. 1476, собор Сен-Совёр, Экс-ан-Прованс), «Испытание огнём Моисея» (Джорджоне, ок. 1498–1505, галерея Уффици, Флоренция), «Медный змий» (Ф. А. Бруни, 1834–41, ГРМ), «Моисей на горе Синай» (Эль Греко, 1570–72, Историч. музей Крита, Ираклион), «Моисей со скрижалями Законов» (1659, Рембрандт, Гос. музеи, Берлин), «Поклонение золотому тельцу» (Лука Лейденский, ок. 1530, Рейксмюсеум, Амстердам), «Иссечение воды из скалы» (рельеф И. П. Мартоса, 1804, ГРМ), «Моисей защищает дочерей Иофора» (Россо Фьорентино, 1523, галерея Уффици), «Сбор манны» (Дж. Б. Тьеполо, 1740–42; церковь в Веролануова) и др.
Поскольку М. является одним из гл. ветхозаветных прообразов Христа, эпизоды его жития служили параллелями евангельских событий и помещались в непосредственной близости друг от друга (напр., «Медный змий» и «Распятие»). «Неопалимая Купина» нередко объединялась с «Благовещением» (миниатюра «Прекрасного часослова герцога Беррийского из Нотр-Дам», ок. 1400, Гор. музей старинного иск-ва Палаццо Мадама, Турин). В числе прообразов и предшественников Христа М. изображался на порталах готич. церквей (портал сев. трансепта собора Нотр-Дам в Шартре, 1200–10). Наряду с др. пророками, представлен в «Колодце Моисея» К. Слютера (ок. 1396–1406, Археологич. музей, Дижон). В числе праотцев М. изображался в сценах Страшного суда. В новозаветных сюжетах фигура М. присутствует в «Преображении» (вместе с пророком Илией), в «Сошествии во ад» в числе праведников, выводимых Христом. В классицистич. аллегориях фигура М. выступает персонификацией Закона.