КУМРАНИ́СТИКА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУМРАНИ́СТИКА, научная дисциплина, занимающаяся исследованием древних рукописей, найденных в местности Хирбет-Кумран (сев.-зап. побережье Мёртвого м. в Иудейской пустыне), и близких им по содержанию и датировке рукописей, найденных в др. районах Иудейской пустыни.
Рукописи в Хирбет-Кумране были случайно обнаружены в одной из пещер предположительно в 1947 двумя пастухами-арабами, которые отнесли их в г. Вифлеем торговцу древностями Х. И. Шахину. Торговец продал 3 свитка проф. Иерусалимского ун-та Э. Сукенику и 4 свитка – митрополиту Иерусалимскому Сиро-яковитской церкви Иешуа Самуилу Афанасию. Ряд исследователей полагают, что находки в Иудейской пустыне были сделаны раньше 1947, но лишь после того как в 1947 на найденные рукописи обратили внимание учёные Сукеник, Дж. Тревер, У. Браунли и др., о находках стало известно широкой общественности, и это стимулировало дальнейшее исследование региона.
В 1949 в район пещеры, в которой обнаружены рукописи, была направлена первая археологич. экспедиция, а в 1951 начались раскопки под рук. директора франц. Библейской и археологич. школы (Эколь библик) монаха-доминиканца Р. де Во и директора Деп-та древностей Иордании Л. Хардинга. Найдено поселение, в котором, по мнению археологов, жила община, создавшая рукописи, условно называемая Кумранской. Обнаружены помещения общей пл. 4500 м2, среди них определяются зал собраний или трапезная, скрипторий (сохранились остатки длинных столов с углублениями для ритуального омовения рук), керамич. мастерские, а также бассейны для ритуального омовения. Деятельность Кумранской общины датируют 2 в. до н. э. – 1 в. н. э. Образ жизни общины принято соотносить с др. религ. направлениями в иудаизме эпохи Второго храма (кон. 6 в. до н. э. – 70 н. э.).
На нач. 21 в. в результате ряда экспедиций в районе Вади-Кумран открыто 11 пещер, в которых в общей сложности обнаружено ок. 900 свитков. Кумранские тексты можно разделить на 3 большие группы: библейские тексты на иврите и арамейском яз., входящие в евр. канон Священного Писания, а также их переводы на греч. и сир. языки (ок. 25% манускриптов); небиблейские евр. тексты (апокрифы), известные из др. источников, такие как Книга Еноха, Юбилеев книга (ок. 50% манускриптов); сочинения общины – уставы, толкования библейских книг, литургич. тексты (ок. 25% манускриптов). В 1-й группе текстов представлены практически все библейские книги, в частности множество списков Пятикнижия, особенно книги Второзаконие, 21 манускрипт Книги пророка Исайи, 36 списков Псалтири.
Наиболее значительные тексты 3-й группы: «Устав общины» (1QS) – текст, регламентировавший жизнь в общине; содержит запреты и ограничения для её членов; «Свиток войны» (1QM) – свод законов эсхатологич. священной войны «сынов Света против сынов Тьмы», в котором описываются правила устройства стана, построения войск, разнообразные воен. приспособления, а также обязанности членов общины разл. возрастных категорий; «Медный свиток» (3Q15) – свиток, сделанный из меди, в котором перечислены 64 клада золотых и серебряных изделий, монет, сосудов и свитков. Этот текст спровоцировал многочисл. экспедиции по поиску сокровищ, ни одна из которых не увенчалась успехом. Некоторые исследователи полагают, что в тексте речь идёт о сокровищах Иерусалимского храма, другие считают, что упомянутые в нём сокровища – аллегория; «Храмовый свиток» (11QT), в котором регламентируются вопросы устройства Храма, вопросы ритуальной чистоты и нечистоты, праздники; в тексте много цитат из Пятикнижия; «Благодарственные гимны» (1QH). Название дано Э. Сукеником и связано с тем, что больше половины гимнов начинаются словами: «Я благодарю (восхваляю) Тебя, Господи». По форме, содержанию и фразеологии гимны похожи на псалмы. Предполагается, что их содержание соотносится с жизнью т. н. Праведного наставника (Учителя праведности) – вероятного лидера общины в период её основания. Отмечают также ряд параллелей между гимнами и комментариями к библейским книгам, найденными в Кумране; Комментарии к библейским книгам (пешарим) пророков Исайи, Аввакума, Михея, Наума, Осии, Софонии, Малахии, а также к некоторым псалмам. Жанр «пешера» – выборочный комментарий на библейские стихи, которые рассматриваются как пророчество о событиях, связанных с историей общины, – встречается лишь в кумранских текстах. Комментарии созданы в иносказательной форме, что затрудняет их дешифровку. Жанр «пешера», по мнению исследователей, обусловлен обострёнными эсхатологическими ожиданиями (верой в скорое наступление «последних времён»), отличавшими общину. Особенно в этой связи выделяют комментарий на Книгу пророка Аввакума. В нём община предстаёт как сообщество, о котором исполнилось пророчество; во главе сообщества стоят люди, способные это пророчество истолковать. В комментарии упоминаются Праведный наставник, Нечестивый священник, который его преследует, а также «киттим» (в значении «завоеватели») – вероятно, римляне. Комментарии, т. о., являются важнейшими источниками по истории общины.
Одним из самых сложных вопросов К. является датировка рукописей. В этой проблеме выделяют 3 составляющие: время создания текстов; время создания списков, найденных в пещерах; время, когда тексты были помещены в пещеры. С наибольшей долей вероятности можно ответить лишь на третий вопрос: скорее всего, рукописи были помещены в пещеры ок. 68 н. э., когда территория Хирбет-Кумрана была захвачена рим. войсками. По первым двум вопросам однозначного науч. заключения не существует. В результате проведённого в 1950 У. Ф. Либби радиоуглеродного анализа кусочков льняных тканей, обнаруженных в пещерах, была предложена датировка находок сер. 2 в. до н. э. – сер. 3 в. н. э. Сопоставив данный результат с предположением о времени, когда свитки были спрятаны в пещеры, можно ограничить верхнюю дату 68 н. э. Тогда датировка создания списков, найденных в пещерах, ограничится периодом 2 в. до н. э. – 1 в. н. э., что совпадает с датировкой поселения в Кумране.
Тексты дают возможность реконструировать образ жизни Кумранской общины. Для неё были характерны дуалистич. представления. Кумраниты считали себя «сынами Света», отделёнными от остальных иудеев – «сынов Тьмы». В связи с этим гл. наказанием являлось изгнание из общины. Часть учения была тайной, поэтому ритуал посвящения был сложным и многоступенчатым. Тексты указывают на существование в общине веры в предопределение. Лидером общины был Праведный наставник, вероятно умерший насильственной смертью, но кумраниты верили, что в последние времена он вернётся. Праведный наставник противопоставлял себя Нечестивому священнику. В К. выдвигалось множество теорий о том, какие историч. лица можно соотнести с этими образами. В общине строго соблюдалась ритуальная чистота, о чём свидетельствуют законы общины и наличие бассейнов для ритуальных омовений. Вероятно, существовали жёсткая иерархия и общность имущества. Некоторые исследователи полагают, что в общину принимались только мужчины. Из текстов следует, что в Кумранской общине был свой календарь (солнечный, отличный от иерусалимского, в основе которого лежал лунно-солнечный календарь): год состоял из 364 дней, т. е. 52 недель. Праздники всегда выпадали на фиксиров. день недели; некоторые праздники, неизвестные из др. источников, упоминаются лишь в текстах общины. Возможно, разница в календарях была одним из поводов к уходу общины в пустыню. В Кумранских текстах уход в пустыню связывается со знаменитым пророчеством Исайи: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40:3).
Реконструируемый образ жизни кумранитов во многих аспектах совпадает с описаниями общин ессеев в трудах историков Иосифа Флавия и Плиния Старшего. Это является гл. аргументом в пользу гипотезы о ессейском происхождении Кумранской общины. В К. помимо доминирующей точки зрения о Кумранской общине как сообществе людей, желавших жить по Божественному закону в чистоте, удалившись от мира (этого мнения придерживались учёные Э. Сукеник, Р. де Во, М. Броши, Х. Эшель, Дж. Магнесс), присутствовали и др. теории: общину идентифицировали с караимами (С. Цейтлин), саддукеями (Р. Норт), зелотами (Г. Р. Драйвер, С. Рот); поселение расценивали как укреплённую крепость (Н. Голб), с.-х. колонию (И. Хиршфельд), остановку на караванном пути (А. Краун, Л. Кансдейл), место произ-ва папирусов (С. Шапиро), место гончарного произ-ва (И. Маген, Ю. Пелег), виллу (П. Донсель-Вут); считали также, что Кумранские свитки могли являться спрятанной в пещерах библиотекой Иерусалимского храма.
Некоторые учёные сопоставляли образ жизни Кумранской общины с раннехристианскими общинами (И. Д. Амусин, А. Владимиров, Дж. Фицмайер, К. Эванс), предполагалось, что за образом Праведного наставника стоит фигура ап. Иакова Праведного (Р. Эйсенман). Ряд исследователей интерпретировали Кумранскую общину как иудеохристианскую. Однако датировка свитков указывает на более раннее время в сравнении с христианскими текстами.
В ходе тщательного исследования всего региона Мёртвого м. многочисл. древние рукописи были обнаружены и в др. пещерах (Вади-Мураббаат, Хирбет-Мирд, Нахаль-Мишмар и др.). Большинство этих находок относятся к периоду восстания Бар-Кохбы (1-я пол. 2 в. н. э.), поэтому мн. исследователями они рассматриваются как не являющиеся предметом К. Среди находок, связанных с событиями эпохи Иудейской войны (66–74 н. э.), древние свитки, в т. ч. апокрифич. тексты, были обнаружены при раскопках в крепости Масада, проведённых израильским археологом И. Ядином в 1963–65. Один из найденных в Масаде свитков идентифицирован как «Песни субботнего всесожжения» (др. названия – «Устав благословений», «Ангельская литургия»), список которых обнаружен также в пещере № 4 Кумрана. На этом основании выдвинут ряд предположений о связи между Масадой и Кумраном, напр., что часть членов Кумранской общины после разрушения рим. войсками поселения в Хирбет-Кумране бежала в Масаду.
К. внесла значит. вклад в развитие библеистики и иудаистики. Открытие свитков и предполагаемого места расселения Кумранской общины помогло по-новому взглянуть на историю иудаизма периода Второго храма. Особенное влияние открытие оказало на изучение истории формирования библейского текста. До обнаружения свитков наиболее ранние списки Библии относились к средним векам [единственный известный фрагмент 2–1 вв. до н. э. – папирус Нэша (состоящий из 4 фрагментов, найденных У. Нэшем в Египте в 1898) – содержал лишь молитву Шма (вероисповедный текст из книги Второзаконие) и 10 заповедей]. Среди обнаруженных в Кумране многочисл. манускриптов библейских текстов отсутствовали лишь книги Неемии и Есфири, что может свидетельствовать об их более позднем включении в библейский канон. Сравнение найденных манускриптов с ранее известными обнаруживает целый ряд различий, указывающих на эволюцию библейского текста и его вариативность. Реконструируемый образ жизни кумранитов, ряд положений их учения помогают также в изучении эпохи раннего христианства.
Для издания Кумранских свитков в 1955 была создана серия «Открытия в Иудейской пустыне» («Discoveries in the Judaean Desert»), в которую вошли также тексты, обнаруженные в др. местах Иудейской пустыни. К 2009 опубликованы практически все рукописи (серия содержит 40 томов). Первый академич. перевод части свитков на рус. яз. в 1971 подготовил И. Д. Амусин, написавший также первое на рус. яз. введение в историю Кумранской общины и свитков Мёртвого моря.
В апр. 1965 при Израильском музее в Иерусалиме был открыт павильон «Храм Книги», в котором помещена часть экспонатов, обнаруженных при раскопках в Кумране, в т. ч. «свиток пророка Исайи» (в 1967 подлинник заменён копией) и др. тексты.