ГЛАС
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЛАС (калька греч. ἦχος, букв. – звук, мелодия, напев), ладово-мелодич. материал, на основе которого распеваются богослужебные тексты вост. церквей. В Русской православной церкви большинство изменяемых песнопений, относящихся к восьминедельному (Октоих) и годовому (Минея) кругам, не нотированы и поются по текстам на соответствующий Г. Система осмогласия объединяет 8 Г., меняющихся каждую неделю по порядку от 1-го до 8-го и образующих 8-недельный цикл – т. н. столп. Распевы каждого Г. подразделяются по жанрам песнопений: тропарные, стихирные, ирмосные, прокимновые (см. Тропарь, Стихира, Ирмос, Прокимен). В России, Белоруссии и Украине сложились разл. региональные и монастырские традиции многоголосных гласовых распевов. Распев полного корпуса богослужебных текстов – т. н. обиход (наибольшее распространение к настоящему времени получили обиходы киевской и моск. традиций).
Г. в византийской традиции и преемственно связанной с ней древнерусской традиции – монодические (см. Монодия), каждый представляет собой комплекс мелодич. попевок, связанных с звукорядной структурой церковного лада (см. Обиходный звукоряд). В визант. традиции категории звукоряда, конечного и господствующего тонов были не только инструментом теоретич. объяснения, но и важным фактором образования гласовой системы песнопений. Параметры, по которым определяется Г., сохранились неизменными и в совр. греч. певческой практике. Рус. знаменный распев 11–17 вв. был организован в осн. по попевочному принципу, а мелодич. содержание Г. полностью обновлено. Развитие рус. монодии, появление оригинальных авторских песнопений (кон. 16–17 вв.) привели к размыванию понятия «Г.», а утверждение на Руси многоголосия изменило его содержание. Ныне Г. – мелодико-гармонич. модель, включающая в себя 2–6 муз. строк с дополнит. концевой строкой; по этой модели можно распеть любой текст, состоящий из строк произвольной длины: индивидуальностью отмечены только начало и конец мелодич. формулы каждой строки, которые в пении совмещаются соответственно с первым и последним (в некоторых формулах также предпоследним) ударными слогами строки текста; промежуточные слоги поются «читко́м» – речитируются на одном звуке (этот принцип распева аналогичен григорианской псалмодии, но осуществляется на основе аккордового многоголосия). Др. важнейшая функция гласовых обозначений – обеспечить правильный выбор богослужебных текстов Октоиха в соответствии с Г. текущей недели; при этом мн. тексты, приписанные к определённому Г., в совр. богослужебной практике не поются, а читаются.
О Г. в армянской монодич. певческой традиции можно с уверенностью говорить только в применении к шараканам. Кроме песнопений 8 обычных Г. в арм. рукописных и печатных вариантах Шаракноца встречаются песнопения, имеющие указание на мутацию звукоряда (гласы-дардзвацки). Ладово-звукорядные характеристики 8 Г. и их дардзвацков (ок. 20 моделей) на основе всего корпуса шараканов опубликованы в 1874 Н. Ташчяном. Для каждого Г. и дардзвацка указаны ладовая опора (финалис), преобладающий тон (реперкусса), тон завершения крупных срединных построений (полукадансовый тон) и звукоряд. В значит. части шараканов (гл. обр. архаич. происхождения) Г. – не сумма мелодич. формул, а целостная мелодия, адаптированная к строфике текста. По подсчётам Комитаса, всего в Шаракноце присутствует ок. 40 мелодич. моделей.
В грузинской певческой традиции (традиционно 3-голосной) Г. – система ритмоинтонац. моделей. Гласовый напев (ханги) располагается в верхнем голосе (мткмели). Осн. мелодико-структурная единица Г. – фраза (кило) или строка (мухли), состоящие из попевок (сакцеви) и мелодич. оборотов (сабрунави). Стабильными единицами Г. являются начальная и заключительная фразы (или строки). Срединные кило и мухли могут точно или с изменениями повторяться по принципу переплетения (акиндзва). Один и тот же Г. может иметь разл. мелодич. содержание в зависимости от жанра песнопения и его принадлежности к определённой певческой школе Грузии.
Типологич. параллель вост. Г. на Западе – григорианские церковные лады (лат. modi, toni), имеющие общие корни с византийскими.