Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЛАС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 221-222

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Насонова, Л. О. Акопян, М. Г. Андриадзе

ГЛАС (каль­ка греч. ἦχος, букв. – звук, ме­ло­дия, на­пев), ла­до­во-ме­ло­дич. ма­те­ри­ал, на ос­но­ве ко­то­ро­го рас­пе­ва­ют­ся бо­го­слу­жеб­ные тек­сты вост. церк­вей. В Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви боль­шин­ст­во из­ме­няе­мых пес­но­пе­ний, от­но­ся­щих­ся к вось­ми­не­дель­но­му (Ок­то­их) и го­до­во­му (Ми­нея) кру­гам, не но­ти­ро­ва­ны и по­ют­ся по тек­стам на со­от­вет­ст­вую­щий Г. Сис­те­ма ос­мо­гла­сия объ­е­ди­ня­ет 8 Г., ме­няю­щих­ся ка­ж­дую не­де­лю по по­ряд­ку от 1-го до 8-го и об­ра­зую­щих 8-не­дель­ный цикл – т. н. столп. Рас­пе­вы ка­ж­до­го Г. под­раз­де­ля­ют­ся по жан­рам пес­но­пе­ний: тро­пар­ные, сти­хир­ные, ир­мос­ные, про­ким­но­вые (см. Тро­парь, Сти­хи­ра, Ир­мос, Про­ки­мен). В Рос­сии, Бе­ло­рус­сии и Ук­раи­не сло­жи­лись разл. ре­гио­наль­ные и мо­на­стыр­ские тра­ди­ции мно­го­го­лос­ных гла­со­вых рас­пе­вов. Рас­пев пол­но­го кор­пу­са бо­го­слу­жеб­ных тек­стов – т. н. оби­ход (наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние к на­стоя­ще­му вре­ме­ни по­лу­чи­ли оби­хо­ды ки­ев­ской и моск. тра­ди­ций).

Г. в ви­зан­тий­ской тра­ди­ции и пре­ем­ст­вен­но свя­зан­ной с ней древ­не­рус­ской тра­ди­ции – мо­но­ди­че­ские (см. Мо­но­дия), ка­ж­дый пред­став­ля­ет со­бой ком­плекс ме­ло­дич. по­пе­вок, свя­зан­ных с зву­ко­ряд­ной струк­ту­рой цер­ков­но­го ла­да (см. Оби­ход­ный зву­ко­ряд). В ви­зант. тра­ди­ции ка­те­го­рии зву­ко­ря­да, ко­неч­но­го и гос­под­ствую­ще­го то­нов бы­ли не толь­ко ин­ст­ру­мен­том тео­ре­тич. объ­яс­не­ния, но и важ­ным фак­то­ром об­ра­зо­ва­ния гла­со­вой сис­те­мы пес­но­пе­ний. Па­ра­мет­ры, по ко­то­рым оп­ре­де­ля­ет­ся Г., со­хра­ни­лись не­из­мен­ны­ми и в совр. греч. пев­че­ской прак­ти­ке. Рус. зна­мен­ный рас­пев 11–17 вв. был ор­га­ни­зо­ван в осн. по по­пе­воч­но­му прин­ци­пу, а ме­ло­дич. со­дер­жа­ние Г. пол­но­стью об­нов­ле­но. Раз­ви­тие рус. мо­но­дии, по­яв­ле­ние ори­ги­наль­ных ав­тор­ских пес­но­пе­ний (кон. 16–17 вв.) при­ве­ли к раз­мы­ва­нию по­ня­тия «Г.», а ут­вер­жде­ние на Ру­си мно­го­го­ло­сия из­ме­ни­ло его со­дер­жа­ние. Ны­не Г. – ме­ло­ди­ко-гар­мо­нич. мо­дель, вклю­чаю­щая в се­бя 2–6 муз. строк с до­пол­нит. кон­це­вой стро­кой; по этой мо­де­ли мож­но рас­петь лю­бой текст, со­стоя­щий из строк про­из­воль­ной дли­ны: ин­ди­ви­ду­аль­но­стью от­ме­че­ны толь­ко на­ча­ло и ко­нец ме­ло­дич. фор­му­лы ка­ж­дой стро­ки, ко­то­рые в пе­нии со­вме­ща­ют­ся со­от­вет­ст­вен­но с пер­вым и по­след­ним (в не­ко­то­рых фор­му­лах так­же пред­по­след­ним) удар­ны­ми сло­га­ми стро­ки тек­ста; про­ме­жу­точ­ные сло­ги по­ют­ся «чит­ко́м» – ре­чи­ти­ру­ют­ся на од­ном зву­ке (этот прин­цип рас­пе­ва ана­ло­ги­чен гри­го­ри­ан­ской псал­мо­дии, но осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на ос­но­ве ак­кор­до­во­го мно­го­го­ло­сия). Др. важ­ней­шая функ­ция гла­со­вых обо­зна­че­ний – обес­пе­чить пра­виль­ный вы­бор бо­го­слу­жеб­ных тек­стов Ок­тои­ха в со­от­вет­ст­вии с Г. те­ку­щей не­де­ли; при этом мн. тек­сты, при­пи­сан­ные к оп­ре­де­лён­но­му Г., в совр. бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ке не по­ют­ся, а чи­та­ют­ся.

О Г. в ар­мян­ской мо­но­дич. пев­ческой тра­ди­ции мож­но с уве­рен­но­стью го­во­рить толь­ко в при­ме­не­нии к ша­ра­ка­нам. Кро­ме пес­но­пе­ний 8 обыч­ных Г. в арм. ру­ко­пис­ных и пе­чат­ных ва­ри­ан­тах Ша­рак­но­ца встре­ча­ют­ся пес­но­пе­ния, имею­щие ука­за­ние на му­та­цию зву­ко­ря­да (гла­сы-дар­дз­вац­ки). Ла­до­во-зву­ко­ряд­ные ха­рак­те­ри­сти­ки 8 Г. и их дардз­вац­ков (ок. 20 мо­де­лей) на ос­но­ве все­го кор­пу­са ша­ра­ка­нов опуб­ли­ко­ва­ны в 1874 Н. Таш­чя­ном. Для ка­ж­до­го Г. и дар­дз­вац­ка ука­за­ны ла­до­вая опо­ра (фи­на­лис), пре­об­ла­даю­щий тон (ре­пер­кус­са), тон за­вер­ше­ния круп­ных сре­дин­ных по­строе­ний (по­лу­ка­дан­со­вый тон) и зву­ко­ряд. В зна­чит. час­ти ша­ра­ка­нов (гл. обр. ар­ха­ич. про­ис­хо­ж­де­ния) Г. – не сум­ма ме­ло­дич. фор­мул, а це­ло­ст­ная ме­ло­дия, адап­ти­ро­ван­ная к стро­фи­ке тек­ста. По под­счё­там Ко­ми­та­са, все­го в Ша­рак­но­це при­сут­ст­ву­ет ок. 40 ме­ло­дич. мо­де­лей.

В гру­зин­ской пев­че­ской тра­ди­ции (тра­ди­ци­он­но 3-го­лос­ной) Г. – сис­те­ма рит­моин­то­нац. мо­де­лей. Гла­со­вый на­пев (хан­ги) рас­по­ла­га­ет­ся в верх­нем го­ло­се (мткме­ли). Осн. ме­ло­ди­ко-струк­тур­ная еди­ни­ца Г. – фра­за (ки­ло) или стро­ка (мух­ли), со­стоя­щие из по­пе­вок (сак­це­ви) и ме­ло­дич. обо­ро­тов (саб­ру­на­ви). Ста­биль­ны­ми еди­ни­ца­ми Г. яв­ля­ют­ся на­чаль­ная и за­клю­чительная фра­зы (или стро­ки). Сре­дин­ные ки­ло и мух­ли мо­гут точ­но или с из­ме­не­ния­ми по­вто­рять­ся по прин­ци­пу пе­ре­пле­те­ния (акин­дз­ва). Один и тот же Г. мо­жет иметь разл. ме­ло­дич. со­дер­жа­ние в за­ви­си­мо­сти от жан­ра пес­но­пе­ния и его при­над­леж­но­сти к оп­ре­де­лён­ной пев­че­ской шко­ле Гру­зии.

Ти­по­ло­гич. па­рал­лель вост. Г. на За­па­де – гри­го­ри­ан­ские цер­ков­ные ла­ды (лат. modi, toni), имею­щие об­щие кор­ни с ви­зан­тий­ски­ми.

Лит.: Ме­тал­лов В. М. Ос­мо­гла­сие зна­мен­но­го рас­пе­ва. М., 1899; Браж­ни­ков М. В. Древ­не­рус­ская тео­рия му­зы­ки. Л., 1972; Таг­ми­зян Н. К. Тео­рия му­зы­ки в Древ­ней Ар­ме­нии. Ер., 1977; Глас // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2006. Т. 11 (библ.). См. так­же лит. при статьях Зна­мен­ный рас­пев, Лад.

Вернуться к началу