МИНЕ́Я
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИНЕ́Я (греч. μηναῖα – мн. ч. от μηναῖον – месячный; от βιβλίον μηναῖον – месячная книга или τροπολόγιον μηναῖον – месячный Тропологий), в православной Церкви богослужебный сборник, содержащий службы неподвижных (приходящихся на фиксированные даты) праздников церковного года. (Последования подвижных праздников содержатся в Триоди Постной и Цветной, последования по дням недели – в Октоихе.) М. называются также небогослужебные сборники, содержащие тексты житийного и поучительного характера (см. Четьи-Минеи).
Месячная (полная) М. содержит службы на все дни года. Праздничная М. (иногда называется также «Анфологий») содержит службы наиболее важных праздников и является краткой разновидностью месячной М.; состав праздничной М. неустойчив, кодифицированного перечня праздников не существует. Общая М. содержит общие службы ликам святых (преподобным, мученикам и т. д.), которые используются при отсутствии месячной М. или если служба конкретному святому не была составлена.
М. представляет собой результат развития визант. Тропология (древнего сборника, включавшего последования как подвижного, так и неподвижного циклов) и его разделения на неск. богослужебных книг. Календарную основу М. составили праздники константинопольского происхождения. В визант. месячную М. вошли тексты, созданные авторами константинопольской достудийской (Андрей Критский, Герман Константинопольский), палестинской (Иоанн Дамаскин, Косма Майюмский), константинопольской студийской (Феодор Студит, Климент, Феофан Начертанный, Иосиф Гимнограф и др.) и итало-греческой (с кон. 10 – 11 вв.; Нил Россанский, Варфоломей Младший) традиций. Базовый состав каждого последования в М. образуют гимнографич. канон, седален, три стихиры, к которым могут прибавляться кондак, дополнительные стихиры и седальны, светилен, отпустительный тропарь, в раннюю эпоху – блаженны (стихиры для пения на евангельских заповедях блаженства – Мф. 5:3–10). С 12 в. в состав М. включаются краткие жития святых. В связи с исчезновением Паремийника (см. Паремия) как типа богослужебного сб-ка чтения Ветхого Завета, положенные на службе дня, также были включены в состав Минеи.
Древнейшие сохранившиеся греч. М. датируются кон. 9 – 10 вв. Первые слав. М. – общая М. (кон. 9 – нач. 10 вв.), составленная Климентом Охридским, и праздничная М. (кон. 9 – нач. 10 вв.), сложившаяся в Первом Болгарском царстве трудами Климента Охридского, Константина Преславского, Наума Охридского и их последователей (древнейшие рукописи слав. М. датируются 11 в.). Праздничная М. кроме текстов, переведённых с греч. яз., включала оригинальные др.-болг. тексты. Совмещение праздничной и общей М. в кон. 9 – нач. 10 вв. позволило совершать утреню по-славянски каждый день церковного года. В 10–11 вв. путём дополнения и редактирования праздничной М. сложилась слав. месячная М. Это происходило в процессе византинизации слав. богослужения и его ориентации на константинопольские литургич. образцы, что привело к вытеснению мн. оригинальных др.-болг. текстов М. переводными. Некоторые службы славяно-рус. святым первоначально были написаны по-гречески, но до настоящего времени дошли только в слав. переводах (древнейшие службы св. равноап. Кириллу, святым Борису и Глебу, прп. Иоанну Рыльскому). В средние века созданы особые богослужебные сборники, посвящённые слав. нац. святым, содержащие минейный материал, напр. серб. сб. «Сербляк», др.-рус. сб. «Книга новых русских чудотворцев» (название может варьироваться). В 11 в. формировались др.-груз. М. В этой традиции известна т. н. новая М., которая содержала материал не на все дни церковного года, но при этом по объёму значительно превышала Тропологий. Она послужила основой для более поздних полных служебных М. в др.-груз. гимнографии.
Славяно-рус. М. подверглись масштабному редактированию в 14 в. в связи с распространением Иерусалимского устава (см. Типикон), в 17 в. – в результате книжной справы и в 19–20 вв. Кодификация состава греч. М. происходила в кон. 18 – 19 вв. благодаря изданиям М. Варфоломея Кутлумушского и кардинала Ж. Б. Питра.
В совр. богослужебной практике РПЦ наибольшее распространение получило издание М. 1978–89, дополненное значит. количеством новых последований. В 2005 появилась «М. дополнительная», которая содержит преим. службы новопрославленным святым, новомученикам и исповедникам российским.