Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИНЕ́Я

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 360-361

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. Н. Кривко

МИНЕ́Я (греч. μηναῖα  – мн. ч. от μηναῖον  – ме­сяч­ный; от βιβλίον μηναῖον – ме­сяч­ная кни­га или τροπολόγιον μηναῖον – ме­сяч­ный Тро­по­ло­гий), в пра­во­слав­ной Церк­ви бо­го­слу­жеб­ный сбор­ник, со­дер­жа­щий служ­бы не­под­виж­ных (при­хо­дя­щих­ся на фик­си­ро­ван­ные да­ты) празд­ни­ков цер­ков­но­го го­да. (По­сле­до­ва­ния по­движ­ных празд­ни­ков со­дер­жат­ся в Трио­ди По­ст­ной и Цвет­ной, по­сле­до­ва­ния по дням не­де­ли – в Ок­тои­хе.) М. на­зы­ва­ют­ся так­же не­бо­го­слу­жеб­ные сбор­ни­ки, со­дер­жа­щие тек­сты жи­тий­но­го и по­учи­тель­но­го ха­рак­те­ра (см. Че­тьи-Ми­неи).

Ме­сяч­ная (пол­ная) М. со­дер­жит служ­бы на все дни го­да. Празд­нич­ная М. (ино­гда на­зы­ва­ет­ся так­же «Ан­фо­ло­гий») со­дер­жит служ­бы наи­бо­лее важ­ных праз­д­ни­ков и яв­ля­ет­ся крат­кой раз­но­вид­но­стью ме­сяч­ной М.; со­став празд­нич­ной М. не­ус­той­чив, ко­ди­фи­ци­ро­ван­но­го пе­реч­ня празд­ни­ков не су­ще­ст­ву­ет. Об­щая М. со­дер­жит об­щие служ­бы ли­кам свя­тых (пре­по­доб­ным, му­че­ни­кам и т. д.), ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся при от­сут­ст­вии ме­сяч­ной М. или ес­ли служ­ба кон­крет­но­му свя­то­му не бы­ла со­став­ле­на.

М. пред­став­ля­ет со­бой ре­зуль­тат раз­ви­тия ви­зант. Тро­по­ло­гия (древ­не­го сбор­ни­ка, вклю­чав­ше­го по­сле­до­ва­ния как под­виж­но­го, так и не­под­виж­но­го цик­лов) и его раз­де­ле­ния на неск. бо­го­слу­жеб­ных книг. Ка­лен­дар­ную ос­но­ву М. со­ста­ви­ли празд­ни­ки кон­стан­ти­но­поль­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния. В ви­зант. ме­сяч­ную М. во­шли тек­сты, соз­дан­ные ав­то­ра­ми кон­стан­ти­но­поль­ской дос­ту­дий­ской (Ан­д­рей Крит­ский, Гер­ман Кон­стан­ти­но­поль­ский), па­ле­стин­ской (Ио­анн Да­ма­скин, Кос­ма Май­юм­ский), кон­стан­ти­но­поль­ской сту­дий­ской (Фео­дор Сту­дит, Кли­мент, Фео­фан На­чер­тан­ный, Ио­сиф Гим­но­граф и др.) и ита­ло-гре­че­ской (с кон. 10 – 11 вв.; Нил Рос­сан­ский, Вар­фо­ло­мей Млад­ший) тра­ди­ций. Ба­зо­вый со­став ка­ж­до­го по­сле­до­ва­ния в М. об­ра­зу­ют гим­но­гра­фич. ка­нон, се­да­лен, три сти­хи­ры, к ко­то­рым мо­гут при­бав­лять­ся кон­дак, до­пол­ни­тель­ные сти­хи­ры и се­даль­ны, све­ти­лен, от­пус­ти­тель­ный тро­парь, в ран­нюю эпо­ху – бла­жен­ны (сти­хи­ры для пе­ния на еван­гель­ских за­по­ве­дях бла­жен­ст­ва – Мф. 5:3–10). С 12 в. в со­став М. вклю­ча­ют­ся крат­кие жи­тия свя­тых. В свя­зи с ис­чез­но­ве­ни­ем Па­ре­мий­ни­ка (см. Па­ре­мия) как ти­па бо­го­слу­жеб­но­го сб-ка чте­ния Вет­хо­го За­ве­та, по­ло­жен­ные на служ­бе дня, так­же бы­ли вклю­че­ны в со­став Ми­неи.

Древ­ней­шие со­хра­нив­шие­ся греч. М. да­ти­ру­ют­ся кон. 9 – 10 вв. Пер­вые слав. М. – об­щая М. (кон. 9 – нач. 10 вв.), со­став­лен­ная Кли­мен­том Ох­рид­ским, и празд­нич­ная М. (кон. 9 – нач. 10 вв.), сло­жив­шая­ся в Пер­вом Бол­гар­ском цар­ст­ве тру­да­ми Кли­мен­та Ох­рид­ско­го, Кон­стан­ти­на Пре­слав­ско­го, Нау­ма Ох­рид­ско­го и их по­сле­до­ва­те­лей (древ­ней­шие ру­ко­пи­си слав. М. да­ти­ру­ют­ся 11 в.). Празд­нич­ная М. кро­ме тек­стов, пе­ре­ве­дён­ных с греч. яз., вклю­ча­ла ори­ги­наль­ные др.-болг. тек­сты. Со­вме­ще­ние празд­нич­ной и об­щей М. в кон. 9 – нач. 10 вв. по­зво­ли­ло со­вер­шать ут­ре­ню по-сла­вян­ски ка­ж­дый день цер­ков­но­го го­да. В 10–11 вв. пу­тём до­пол­не­ния и ре­дак­ти­ро­ва­ния празд­нич­ной М. сло­жи­лась слав. ме­сяч­ная М. Это про­ис­хо­ди­ло в про­цес­се ви­зан­ти­ни­за­ции слав. бо­го­слу­же­ния и его ори­ен­та­ции на кон­стан­ти­но­поль­ские ли­тур­гич. об­раз­цы, что при­ве­ло к вы­тес­не­нию мн. ори­ги­наль­ных др.-болг. тек­стов М. пе­ре­вод­ны­ми. Не­ко­то­рые слу­ж­бы сла­вя­но-рус. свя­тым пер­во­на­чаль­но бы­ли на­пи­са­ны по-гре­че­ски, но до на­стоя­ще­го вре­ме­ни дош­ли толь­ко в слав. пе­ре­во­дах (древ­ней­шие служ­бы св. рав­но­ап. Ки­рил­лу, свя­тым Бо­ри­су и Гле­бу, прп. Ио­ан­ну Рыль­ско­му). В сред­ние ве­ка соз­да­ны осо­бые бо­го­слу­жеб­ные сбор­ни­ки, по­свя­щён­ные слав. нац. свя­тым, со­дер­жа­щие ми­ней­ный ма­те­ри­ал, напр. серб. сб. «Серб­ляк», др.-рус. сб. «Кни­га но­вых рус­ских чу­до­твор­цев» (на­зва­ние мо­жет варь­и­ро­вать­ся). В 11 в. фор­ми­ро­ва­лись др.-груз. М. В этой тра­ди­ции из­вест­на т. н. но­вая М., ко­то­рая со­дер­жа­ла ма­те­ри­ал не на все дни цер­ков­но­го го­да, но при этом по объ­ё­му зна­чи­тель­но пре­вы­ша­ла Тро­по­ло­гий. Она по­слу­жи­ла ос­но­вой для бо­лее позд­них пол­ных слу­жеб­ных М. в др.-груз. гим­но­гра­фии.

Сла­вя­но-рус. М. под­верг­лись мас­штаб­но­му ре­дак­ти­ро­ва­нию в 14 в. в свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем Ие­ру­са­лим­ско­го ус­та­ва (см. Ти­пи­кон), в 17 в. – в ре­зуль­та­те книж­ной спра­вы и в 19–20 вв. Ко­ди­фи­ка­ция со­ста­ва греч. М. про­ис­хо­ди­ла в кон. 18 – 19 вв. бла­го­да­ря из­да­ни­ям М. Вар­фо­ло­мея Кут­лу­муш­ско­го и кар­ди­на­ла Ж. Б. Пит­ра.

В совр. бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ке РПЦ наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ло из­да­ние М. 1978–89, до­пол­нен­ное зна­чит. ко­ли­че­ст­вом но­вых по­сле­до­ва­ний. В 2005 поя­ви­лась «М. до­пол­ни­тель­ная», ко­то­рая со­дер­жит пре­им. служ­бы но­во­про­слав­лен­ным свя­тым, но­во­му­че­ни­кам и ис­по­вед­ни­кам рос­сий­ским.

Лит.: Ман­све­тов ИД. Как у нас пра­ви­лись Ти­пик и Ми­неи: Очерк из ис­то­рии книж­ной спра­вы в XVII сто­ле­тии. М., 1884; Ни­коль­ский К., прот. Ма­те­риа­лы для ис­то­рии ис­прав­ле­ния бо­го­слу­жеб­ных книг: Об ис­прав­ле­нии Ус­та­ва цер­ков­но­го в 1682 го­ду и ме­сяч­ных Ми­ней в 1689–1691 гг. СПб., 1896; Analecta hymnica graeca e codicibus eruta Ita­liae inferioris. Roma, 1966–1983. Vol. 1–13; Ταμεῖον ἀνεϰδότων βυζαντινῶν ᾀσματιϰῶν ϰανόνων seu Analecta hymnica graeca e co­di­cibus eruta Orientis Christiani. ’Aqῆναι, 1996. T. 1: Κανόνες Μηναίων; Крив­ко Р. Н. Сла­вян­ская гим­но­гра­фия XI–XII вв. в ис­сле­до­ва­ни­ях и из­да­ни­ях 1985–2004 гг. // Wiener Slavistisches Jahrbuch. 2004. Bd 50; Plank P., Lutzka C. Das byzantinische Eigengut der neu­zeitlichen slavischen Menäen und seine grie­chischen Ori­ginale. Paderborn, 2006. Bd 1–3; Крысь­ко В. Б. Древ­не­сла­вян­ский ка­нон пер­во­учи­те­лю Ки­рил­лу: ис­точ­ни­ки и ре­кон­ст­рук­ция (песнь пя­тая) // Die Welt der Slaven. 2010. Bd 55. H. 1. Szövérffy J. A guide to By­zantine hymnography: a classified bibliogra­phy of texts and studies. Brookline, 1978–1979. Vol. 1–2. См. так­же лит. при ст. Ме­ся­це­слов.

Вернуться к началу