ТРИО́ДЬ ПО́СТНАЯ И ЦВЕТНА́Я
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРИО́ДЬ ПО́СТНАЯ И ЦВЕТНА́Я (греч. τριῴδιον – три песни), богослужебные книги, содержащие изменяемые в зависимости от Пасхи части (гл. обр. песнопения) служб православной Церкви. Триодь Постная включает службы 4 подготовительных недель к Великому посту, 6 нед Великого поста и Страстной седмицы, Триодь Цветная (Пентикостарий) – службы 7 нед от Пасхи до Пятидесятницы и 1-й седмицы по Пятидесятнице. Название восходит к трипеснцу, включаемому только в эти книги читаемого на службах канона. В Триоди также входят полные тексты канонов, дву- и четверопесенцев, стихир, кондаков, тропарей, паремий и др. Триоди, как Октоих и Минея, выделились из гимнографич. сб-ка Тропология (6–7 вв.), сохранившегося доныне только в груз. версии. Основу Триодей составили произведения палестинских и константинопольских гимнографов 6–9 вв.: Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Космы Майюмского, Романа Сладкопевца, Феодора Студита, Феофана Грапта и др. В ранний период сосуществовали сборники разного состава, к 12 в. Триодь была унифицирована. Первоначально единая Триодь уже с 10 в. делилась на 2 части.
На слав. яз. Триоди перевели в нач. 10 в.: ранние болг. и серб. Триоди известны только в неразделённых на постную и цветную части книгах, др.-рус. – только в разделённых (2-я книга начиналась с Лазаревой субботы и именовалась Цветной по одному из названий Вербной недели). В 14 в. болг. книжники на Афоне и в Болгарии согласно с Иерусалимским уставом выработали новый тип слав. Триоди (печатные издания: Киев, 1627 и 1631). После церковной реформы Московского патриарха Никона изданы новые редакции (1656 и 1661); в последних рус. изданиях редактировались только отд. тексты.