Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРИО́ДЬ ПО́СТНАЯ И ЦВЕТНА́Я

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 406-407

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. И. Никитин

ТРИО́ДЬ ПО́СТНАЯ И ЦВЕТНА́Я (греч. τριῴδιον – три пес­ни), бо­го­слу­жеб­ные кни­ги, со­дер­жа­щие из­ме­няе­мые в за­ви­си­мо­сти от Пас­хи час­ти (гл. обр. пес­но­пе­ния) служб пра­во­слав­ной Церк­ви. Три­одь По­ст­ная вклю­ча­ет служ­бы 4 под­го­то­ви­тель­ных не­дель к Ве­ли­ко­му по­сту, 6 нед Ве­ли­ко­го по­ста и Стра­ст­ной сед­ми­цы, Три­одь Цвет­ная (Пен­ти­ко­ста­рий) – служ­бы 7 нед от Пас­хи до Пя­ти­де­сят­ни­цы и 1-й сед­ми­цы по Пя­ти­де­сят­ни­це. Наз­ва­ние вос­хо­дит к три­песн­цу, вклю­чае­мо­му толь­ко в эти кни­ги чи­тае­мо­го на служ­бах ка­но­на. В Три­о­ди так­же вхо­дят пол­ные тек­сты ка­но­нов, дву- и чет­ве­ро­пе­сен­цев, сти­хир, кон­да­ков, тро­па­рей, па­ре­мий и др. Три­о­ди, как Ок­то­их и Ми­нея, вы­де­ли­лись из гим­но­гра­фич. сб-ка Тро­по­ло­гия (6–7 вв.), со­хра­нив­ше­го­ся доны­не толь­ко в груз. вер­сии. Ос­но­ву Три­о­дей со­ста­ви­ли про­из­ве­де­ния па­ле­стин­ских и кон­стан­ти­но­поль­ских гим­но­гра­фов 6–9 вв.: Ан­д­рея Крит­ско­го, Ио­ан­на Да­ма­ски­на, Кос­мы Май­юм­ско­го, Ро­ма­на Слад­ко­пев­ца, Фео­до­ра Сту­ди­та, Фео­фа­на Грап­та и др. В ран­ний пе­ри­од со­су­ще­ст­во­ва­ли сбор­ни­ки раз­но­го со­ста­ва, к 12 в. Три­одь бы­ла уни­фи­ци­ро­ва­на. Пер­во­на­чаль­но еди­ная Три­одь уже с 10 в. де­ли­лась на 2 час­ти.

На слав. яз. Три­о­ди пе­ре­ве­ли в нач. 10 в.: ран­ние болг. и серб. Три­о­ди из­вест­ны толь­ко в не­раз­де­лён­ных на по­ст­ную и цвет­ную час­ти кни­гах, др.-рус. – толь­ко в раз­де­лён­ных (2-я кни­га на­чи­на­лась с Ла­за­ревой суб­бо­ты и име­но­ва­лась Цвет­ной по од­но­му из на­зва­ний Верб­ной не­де­ли). В 14 в. болг. книж­ни­ки на Афо­не и в Бол­га­рии со­глас­но с Ие­ру­са­лим­ским ус­та­вом вы­ра­бо­та­ли но­вый тип слав. Три­о­ди (пе­чат­ные из­да­ния: Ки­ев, 1627 и 1631). По­сле цер­ков­ной ре­фор­мы Мо­с­ков­ско­го пат­ри­ар­ха Ни­ко­на из­да­ны но­вые ре­дак­ции (1656 и 1661); в по­след­них рус. из­да­ни­ях ре­дак­ти­ро­ва­лись толь­ко отд. тек­сты.

Лит.: Мо­ми­на М. А. Во­про­сы клас­си­фи­ка­ции сла­вян­ской Трио­ди // Тр. От­де­ла древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Л., 1983. Т. 37; она же. О про­ис­хо­ж­де­нии гре­че­ской трио­ди // Па­ле­стин­ский сбор­ник. М., 1986. Вып. 91(28); Ка­ра­би­нов И. А. По­ст­ная три­одь: Ис­то­ри­че­ский об­зор ее пла­на, со­ста­ва, ре­дак­ций и сла­вян­ских пе­ре­во­дов. М., 2004; Triodion und Pentekosta­rion nach slavischen Handschriften des 11.–14. Jahrhunderts. Paderborn, 2004–2010. Tl 1–2.

Вернуться к началу